Известно, что в Узбекистане вопросы поощрения, защиты и соблюдения прав человека - среди приоритетных направлений государственной политики. В рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям раз­вития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах реализуются целенаправленные меры в сфере обеспечения личных, политичес­ких, экономических, социальных и культурных прав.

Вопрос обеспечения прав и свобод человека в стране превращается в главный критерий демократических реформ, направленных на создание благополучных и достойных условий жизни для нашего народа. Международные стандарты по правам человека системно и поэтапно имплементируются в национальное законодательство и правоприменительную практику.

В Узбекистане уделяется серьезное внимание повышению роли институтов гражданского общества в данном направлении. Так, в настоящее время наша страна присоединилась более чем к 80 международным документам по правам человека, в том числе к шести основным договорам и четырем факультативным протоколам Организации Объединенных Наций, и на постоянной основе представляет в Совет по правам человека и договорные комитеты ООН национальные доклады по их выполнению. Принят комплекс мер по дальнейшей демократизации судебно-правовой сферы, обеспечению верховенства Конституции, равенства перед законом, гуманизма, справедливости, независимости судебной власти, внедрению принципа состязательности в судебный процесс, повышению доверия населения к правосудию, расширению института «Хабеас корпус», усилению судебного надзора за следствием. Кроме того, существенно расширяются полномочия адвокатов в обеспечении прав и свобод человека, досудебном урегулировании споров и примирении сторон. Также для обеспечения справедливости, открытости и прозрачности при рассмотрении дел в судах внедрена система «Электронное правосудие».  В целом осуществляемые широкомасштабные реформы меняют жизнь, мировоззрение и образ жизни людей.

В Послании Олий Мажлису  29 декабря 2020 года Президент отметил: «Необходимо кардинально пересмотреть с целью совершенствования систему предотвращения пыток в оперативно-розыскной деятельности, органах следствия и исполнения наказаний. Абсолютно справедливо, что подобные случаи, которые до сих пор имеют место, вызывают серьезное возмущение граждан и вредят международной репутации нашей страны».

Сегодня весь мир прикладывает максимум усилий в противостоянии жестокости, используя для этого разработанные и принятые большинством стран международные документы. Среди них - Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, «Стамбульский протокол. Руководство по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» и другие.

Здесь важно отметить, что статья 5 Всеобщей декларации прав человека, которая служит основой международных норм в области прав человека, однозначно запрещает применение пыток при любых обстоятельствах. Высшей ценностью Основного Закона Республики Узбекистан определены человек, его жизнь, свобода, честь,  достоинство и другие неотъемлемые права  (статья 13). Конституция также закрепляет, что никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство человека обращению (статья 26).

При этом в статье 19 подчеркивается: «Гражданин Республики Узбекистан и государство связаны взаимными правами и взаимной ответственностью. Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их».

Обратите внимание на то, что права и свободы человека признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. И логическим продолжением этого является статья 16 нашего Основного Закона:  «Ни одно из положений настоящей Конституции не может толковаться в ущерб правам и интересам Республики Узбекистан. Ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить нормам и принципам Конституции».

Вопрос запрещения пыток - одна из сложных проблем как прошлого, так и настоящего периода развития человеческой цивилизации. Несмотря на принятие ряда универсальных и региональных международных конвенций по запрету и предуп­реждению пыток, это негативное явление пока еще не изжило себя. Известно, что в нашей стране признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан. Государство, его органы, должностные лица, общественные объединения, граждане действуют в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами. Таким образом, недопустимость пыток и других видов жестокого (бесчеловечного) обращения сегодня является конституционным принципом.

Опасность рассматриваемого явления прежде всего состоит в том, что оно формирует отрицательное отношение социума  к правоохранительным органам, развращает само общество, приучая его к мысли, что насилие, жестокость и несправедливость - вещи обыденные и естественные, а их применение оправдано эффективным достижением тех или иных целей. 

В связи с этим в Узбекистане ведется полная имплементация норм Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Так, новшеством в этой сфере стал Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием мер по усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности», которым усилена ответственность за применение пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

До внесения поправок в статье 235 Уголовного кодекса Республики Узбекистан имелись формальные препятствия, которые в ряде случаев не позволяли привлечь к ответственности лиц, замешанных в пытках. Благодаря вышеназванному документу ограничения устранены. Теперь применение пыток наказывается сроком от трех до пяти лет, с лишением права занимать определенные должности.  Если же были причинены тяжкие телесные повреждения или наступили иные тяжкие последствия, наказание составит от семи до десяти лет лишения свободы.

Кроме того, закон расширил круг лиц, несущих ответственность за подобные действия.  До этого документ включал дознавателей, следователей, прокуроров или других работников право­охранительных органов либо учреждений по исполнению наказания. Теперь к ним относятся также сотрудники следственных изоляторов, военные структуры и так далее.  Совершение пыток иными лицами по подстрекательству государственного служащего или с его молчаливого согласия также квалифицируется как пытка по статье 235 УК.  То есть все госслужащие, знавшие о факте пытки, но находившиеся в бездействии, становятся соучастниками данного преступления.

Логическим продолжением всех этих реформ является Указ Президента «Об утверждении Нацио­нальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека» от 22 июня 2020 года, где также уделено внимание системным реформам дальнейшего совершенствования механизма защиты прав и свобод человека. В частности, принятие долгосрочной Нацио­нальной стратегии Респуб­лики Узбекистан по правам человека будет способствовать формированию уважения к правам и свободам человека в Узбекистане и дальнейшему укреплению его имиджа на меж­дународной арене.

В то же время планируется повысить роль парламента и институтов гражданского общества в достижении Узбекистаном Целей устойчивого развития на период до 2030 года, укрепить верховенство закона, гармонизировать национальное законодательство и правоприменительную практику в соответствии с международными обязательствами в области прав человека. В этом направлении защита прав от пыток  имеет субъективный характер.

Важно обратить внимание на то, что благодаря вышеупомянутому Указу образована Парламентская комиссия по соблюдению международных обязательств Республики Узбекистан в области прав человека. Этот факт уже свидетельствует о том, что задачи, определенные в Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека, опираются на принципы глобального сотрудничества.

Отрадно видеть активное продвижение вопросов в обеспечении прав человека парламентом нашей страны. Так, работа по законопроектам ведется с обязательным учетом выполнения Узбекистаном международных обязательств в области прав человека. Парламент также ведет мониторинг эффективности законов, регулирующих права человека, и контроль за их исполнением.

В Послании Олий Мажлису глава государства поручил в том числе и Национальному центру по правам человека в двухмесячный срок разработать предложения по расширению полномочий Омбудсмана в области предотвращения пыток, а также по усилению общественного контроля в этой сфере. Кроме того, отмечена необходимость наладить систему ежеквартальных мониторинговых посещений следственных изоляторов и пенитенциарных учреждений при участии представителей общественности. При этом палаты Олий Мажлиса ежегодно должны заслушивать отчет Уполномоченного по правам человека по предупреждению пыток и определять необходимые меры по полному искоренению этого крайне негативного явления.

Данные реформы в ближайшее время обеспечат вхождение Узбекистана в ряд 50 ведущих стран мира в международных рейтингах и индексах в сфере прав и свобод человека по показателям качества нормотворчества, эффективности деятельности правительства, свободы слова и информации, противодействия преступности и коррупции, ведения бизнеса, глобальной конкуренции, инновационного развития и другим. 

Стоит отметить, что в 2020 году Узбекистан избран членом Совета ООН по правам человека. Это выражение высокого признания мирового сообщества, поддержка реализации новой внешней политики страны, в том числе в сфере дальнейшего всестороннего развития сотрудничества с международными организациями и зарубежными странами.

Благодаря тому, что Узбекистан является членом Совета ООН по правам человека, всему региону будет легче выводить позитивный опыт регионального сотрудничества, взаимопонимания на самый высокий глобальный уровень, который представляет ООН. А также распространять модели, которые на национальном уровне уже привели к определенным успехам, для того чтобы и другие государства могли ими воспользоваться.

Фирюза Мухитдинова.
Профессор ТГЮУ.