Однако стоит признать, все еще существует проблема игнорирования положений законодательных актов. Так, Закон «Об административных процедурах», принятый 8 января 2018 года, призван регулировать процесс принятия административных решений и совершения административных действий. Устанавливает единый для всех категорий госорганов и дел административный порядок. Тем не менее до сих пор наблюдается ряд факторов, препятствующих полному соблюдению норм закона…
Один из общепризнанных принципов Римского права гласит: «Незнание закона не освобождает от ответственности, а его знание и соблюдение предусматривают общегосударственный долг». Суть такова, что проблема незнания закона и неумения применить его заключается в том, что чем инновационнее и прогрессивнее новый закон, тем больше он отличается от установленной практики, обычных институтов правовой системы.
Несмотря на то, что со дня вступления вышеупомянутого закона в силу прошло достаточно времени, ожидаемые результаты не достигнуты в полной мере. Встречаются трудности, связанные с правильной интерпретацией и внедрением акта в практику.
Во-первых, недостаточная осведомленность кадров административных органов о законе, их неготовность применять его основные положения.
Во-вторых, неприменение административными судами конкретно этого документа при рассмотрении дел по искам граждан, недовольных действиями и решениями должностных лиц. К примеру, в 2019 году административными судами рассмотрено почти четыре тысячи конфликтов. Основываясь на Законе «Об административных процедурах», суды признали недействительными лишь 24 административных решения и действия.
Именно поэтому принято решение о специализации административных судов на рассматривании дел, вытекающих из административных и других массовых правовых отношений, а также перекладывании полномочий административных судов по рассмотрению дел, касающихся административных правонарушений, на суды по уголовным делам.
В-третьих, по сей день встречаются случаи, связанные с непринятием уполномоченными органами мер по приведению актов законодательства, касающихся оказания государственных услуг, выдачи лицензий и разрешений, государственной регистрации в соответствии с вышеназванным законом. Хотя документ необходимо превратить в основу, своего рода фундамент нормативно-правовых актов, регулирующих все административные процедуры в республике.
В-четвертых, один из важных факторов, препятствующих полноценной работе закона, - его изложение в сложной, недоступной для восприятия граждан форме.
В настоящее время активно изучается международная практика. В частности, для обмена опытом по упрощению административных процедур и налаживания совместной работы министерства юстиции Республики Узбекистан и Японии подписали соответствующий меморандум.
Изучение практики правоприменения
Минюст осуществляет системную работу по обеспечению реализации Закона «Об административных процедурах» на практике, непрерывно изучая деятельность ряда других ведомств. Так, при рассмотрении хода исполнения закона в деятельности Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения выявлен ряд системных проблем в лицензировании, осуществлении разрешительных и других процедур. В результате выявлено, в частности, что на основе Положения об Агентстве по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан на учреждение возложены 37 функций, восемь из которых совсем не осуществлялись. К тому же фармагентство не контролировало в установленном порядке соблюдение требований и условий при лицензировании фармацевтической деятельности.
Более того, несмотря на установление единого порядка для иностранных и отечественных производителей при государственной регистрации лекарственных средств, медицинских изделий и медицинской техники, а также выдаче свидетельства о регистрации, сумма сборов для отечественных производителей установлена нормативно-правовым актом. Сборы, взимаемые с иностранных производителей при выдаче свидетельства, не были зарегистрированы в Министерстве юстиции и взимались согласно прейскуранту, утвержденному Министерством здравоохранения.
По результатам правовой экспертизы нормативно-правовых актов, направленных в Минюст, стало известно, что 15 из них - акты, включающие положения, противоречащие нормам Закона «Об административных процедурах». В частности, четыре проекта документов Министерства строительства, два проекта документов Министерства внутренних дел и Государственного комитета промышленной безопасности, по одному проекту нормативно-правовых актов Министерства иностранных дел, Министерства жилищно-коммунального обслуживания, Антимонопольного комитета, Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Агентства по управлению государственными активами.
Проблемы и их решение
Встречаются и случаи полного несоответствия нормативно-правовых актов, регулирующих административно-правовую деятельность, в том числе выдачу лицензии и разрешения, регистрацию, оказание государственных услуг и другие административные процедуры. Есть ситуации, когда происходит формирование практики реализации административных процедур с применением не обозначенных в законе норм, а не соответствующих ему требований в отраслевых документах.
Не существует конкретного подсчета услуг, предоставляемых населению государственными органами, не сформирован их единый реестр. Поэтому закон не внедряется в процесс предоставления услуг данной категории. Становится очевидным: пока конкретно не обозначены процедуры исполнения положений, обозначенных в актах законодательства, связанных с предоставлением физическим и юридическим лицам документов разрешительного и регистрационного характера. Некоторые административные процедуры регулируются не с помощью нормативно-правовых актов, а внутренних документов организаций, что становится причиной необеспечения реализации закона. Часть государственных услуг физическим и юридическим лицам оказывается на основе договора. Это значит, что отношения между организацией и заинтересованным лицом регулируются лишь в рамках договорно-правовых отношений на основе гражданского законодательства.
Для устранения этих недостатков необходимо привести нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности министерств и ведомств, в соответствие нормам Закона «Об административных процедурах». Целесообразно разработать Закон «Об административных процедурах» в новой редакции. Для обеспечения соблюдения принципа гласности закона следует регулярно размещать на официальных веб-сайтах министерств и ведомств информацию об оказываемых услугах и обеспечить физическим и юридическим лицам свободное пользование ими.
Должностные лица административных органов во всех случаях, когда необходимо обеспечить права и свободы граждан, должны правильно и в рамках закона применять административные процедуры. Это будет способствовать реализации на практике принципа «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу». Поэтому сегодня важное значение приобретает обеспечение административных органов кадрами, обладающими достаточным интеллектуальным потенциалом, навыками и умением правильно интерпретировать нормы закона. А самое главное - способными взять на себя ответственность за решение практических проблем.
Уткир Назаров.
Магистрант ТГЮУ.