Однако стоит признать, все еще существует проблема игнорирования положений законодательных актов. Так, Закон «Об административных процеду­рах», принятый 8 января 2018 года, призван регулировать процесс принятия административных решений и совершения административных действий. Устанавливает единый для всех категорий госорганов и дел административный порядок. Тем не менее до сих пор наблюдается ряд факторов, препятствующих полному соблюдению норм закона…

Один из общепризнанных принципов Римского права гласит: «Незнание закона не освобождает от ответственности, а его знание и соблюдение предусматривают общегосударственный долг». Суть такова, что проблема незнания закона и неумения применить его заключается в том, что чем инновационнее и прогрессивнее новый закон, тем больше он отличается от установленной практики, обычных институтов правовой системы.

Несмотря на то, что со дня вступления вышеупомянутого закона в силу прошло достаточно времени, ожидаемые результаты не достигнуты в полной мере. Встречаются трудности, связанные с правильной интерпретацией и внедрением акта в практику. 

Во-первых, недостаточная осведомленность кадров административных органов о законе, их неготовность применять его основные положения.

Во-вторых, неприменение административными судами конкретно этого документа при рассмотрении дел по искам граждан, недовольных действиями и решениями должностных лиц. К примеру, в 2019 году административными судами рассмотрено почти четыре тысячи конфликтов. Основываясь на Законе «Об административных процедурах», суды признали недействительными лишь 24 административных решения и действия.

Именно поэтому принято решение о специализации административных судов на рассматривании дел, вытекающих из административных и других массовых правовых отношений, а также перекладывании полномочий административных судов по рассмот­рению дел, касающихся административных правонарушений, на суды по уголовным делам.

В-третьих, по сей день встречаются случаи, связанные с непринятием уполномоченными органами мер по приведению актов законодательства, касающихся оказания государственных услуг, выдачи лицензий и разрешений, государственной регистрации в соответствии с вышеназванным законом. Хотя документ необходимо превратить в основу, своего рода фундамент нормативно-правовых актов, регулирующих все административные процедуры  в республике.

В-четвертых, один из важных факторов, препятствующих полноценной работе закона, - его изложение в сложной, недоступной для восприятия граждан форме.

В настоящее время активно изучается международная практика. В частности, для обмена опытом по упрощению административных процедур и налаживания совместной работы минис­терства юстиции Республики Узбекистан и Японии подписали соответствующий меморандум.

Изучение практики правоприменения

Минюст осуществляет системную работу по обеспечению реализации Закона  «Об административных про­цедурах» на практике, непрерывно изучая деятельность ряда других ведомств. Так, при рассмотрении хода исполнения закона в деятельности Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения выявлен ряд системных проблем в лицензировании, осуществлении разрешительных и других процедур. В результате выявлено, в частности, что на основе Положения об Агентстве по развитию фармацевтической отрасли при Минис­терстве здравоохранения Республики Узбекистан на учреждение возложены 37 функций, восемь из которых совсем не осуществлялись. К тому же фармагентство не контролировало в установленном порядке соблюдение требований и условий при лицензировании фармацевтической деятельности.

Более того, несмотря на установление единого порядка для иностранных и отечественных производителей при государственной регистрации лекарственных средств, медицинских изделий и медицинской техники, а также выдаче свидетельства о регистрации, сумма сборов для отечественных произво­дителей установлена нормативно-­правовым актом. Сборы, взимаемые с иностранных производителей при выдаче свидетельства, не были зарегистрированы в Министерстве юстиции и взимались согласно прейскуранту, утвержденному Министерством здраво­охранения.

По результатам правовой экспертизы нормативно-правовых актов, направленных в Минюст, стало известно, что 15 из них - акты, включающие положения, противоречащие нормам Закона «Об административных процедурах». В частности, четыре проекта документов Министерства строительства, два проекта документов Министерства внутренних дел и Государственного комитета промышленной безопасности, по одному проекту нормативно-правовых актов Министерства иностранных дел, Министерства жилищно-коммунального обслуживания, Антимонопольного комитета, Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Агентства по управлению государственными активами.

Проблемы  и их решение

Встречаются и случаи полного несоответствия нормативно-правовых актов, регулирующих административно-правовую деятельность, в том числе выдачу лицензии и разрешения, регистрацию, оказание государственных услуг и другие административные процедуры. Есть ситуации, когда происходит формирование практики реализации административных процедур с применением не обозначенных в законе норм, а не соответствующих ему требований в отраслевых документах.

Не существует конкретного подсчета услуг, предоставляемых населению государственными органами, не сформирован их единый реестр. Поэтому закон не внедряется в процесс предоставления услуг данной категории. Становится очевидным: пока конкретно не обозначены процедуры исполнения положений, обозначенных в актах законодательства, связанных с предоставлением физическим и юридическим лицам документов разрешительного и регистрационного характера. Некоторые административные процедуры регулируются не с помощью нормативно-­правовых актов, а внутренних документов организаций, что становится причиной необеспечения реализации закона. Часть государственных услуг физическим и юридическим лицам оказывается на основе договора. Это значит, что отношения между организацией и заинтересованным лицом регулируются лишь в рамках  договорно-правовых отношений на основе гражданского законодательства.

Для устранения этих недостатков необходимо привести нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности министерств и ведомств, в соответствие нормам Закона «Об административных процедурах». Целесообразно разработать Закон «Об административных процедурах» в новой редакции.  Для обеспечения соблюдения принципа гласности закона следует регулярно размещать на официальных веб-сайтах министерств и ведомств информацию об оказываемых услугах и обеспечить физическим и юридическим лицам свободное пользование ими.

Должностные лица административных органов во всех случаях, когда необходимо обеспечить права и свободы граждан, должны правильно и в рамках закона применять административные процедуры. Это будет способствовать реализации на практике принципа «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу». Поэтому сегодня важное значение приобретает обеспечение административных органов кадрами, обладающими достаточным интеллектуальным потенциалом, навыками и умением правильно интерпретировать нормы закона. А самое главное - способными взять на себя ответственность за решение практических проблем.

Уткир Назаров.
Магистрант ТГЮУ.