Во многих государствах понятие коррупции раскрывается через составы отдельных правонарушений. Например, во Франции, оно охватывает совокупность примерно 20 составов уголовных преступлений, устанавливающих такие квалифицирующие признаки, как предоставление необоснованных благ, неправомерное использование собственности либо доверия компании, и так далее.
Законодательство ряда государств устанавливает понятие коррупции (в Великобритании, например, используется термин «коррупционно направленное действие»), но не дает его подробного описания.
В Америке понятие коррупции означает противоправные действия с участием не только физических, но и юридических лиц, публичных и частных структур как в самих США, так и за их пределами.
Определяя политику и практику предупреждения данного явления и противодействия ему, Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принятая резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 октября 2003 года, установила, что «каждое государство-участник в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы разрабатывает и осуществляет или проводит эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции, способствующую участию общества и отражающую принципы правопорядка, надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности».
Узбекистан 7 июля 2008 года, присоединившись к Конвенции ООН против коррупции и ратифицировав ее 28 августа 2008 года, ведет активную борьбу с этим злом на всех уровнях общественной жизни.
За последние несколько лет Узбекистан осуществил ряд ключевых реформ в сфере антикоррупционной политики. В частности, принят Закон «О противодействии коррупции», определивший правовые основы деятельности в этой сфере и механизмы имплементации антикоррупционных мер. Его исполнение было поддержано национальными и ведомственными планами действий, которые обновлялись и публиковались на регулярной основе. Заявления нашей страны о готовности бороться с данным негативным явлением позитивно повлияли на увеличение открытости и прозрачности деятельности органов государственной и местной власти, а также развитие отношений с представителями негосударственного сектора.
Также среди принимаемых в нашей стране мер: совершенствование механизмов обеспечения защиты прав и интересов граждан; содействие в открытости деятельности государственных органов; развитие общественного и парламентского контроля, реформирование правовых основ деятельности правоохранительных и судебных органов; формирование системы оценки коррупционных рисков в деятельности госорганов; внедрение стандартов добропорядочности и другие.
Одними из основных инструментов устранения причин и условий коррупции являются также повышение правового сознания и культуры населения, формирование в социуме нетерпимого отношения к этому злу. Осознание того, что каждый из нас несет ответственность за уровень развития и благополучия общества, будет иметь результат в виде повышения эффективности системы противодействия коррупции, создания необходимых условий для дальнейшего роста экономики, доверия инвесторов и благоприятного делового климата.
Следует отметить еще один шаг - образование в 2020-м Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан, которое ответственно за формирование и реализацию государственной политики в сфере предупреждения и противодействия коррупции, повышение эффективности антикоррупционных мер, формирование в обществе нетерпимого отношения ко всем проявлениям этого зла, распространение информации по вопросам, связанным с ним, а также организацию соответствующего обучения.
Значимым событием в сфере противодействия коррупции стало принятие лидером нашей страны Указа «О мерах по созданию среды нетерпимого отношения к коррупции, кардинальному сокращению коррупционных факторов в государственном и общественном управлении, а также широкому вовлечению общественности в этот процесс» от 6 июля 2021 года, в котором поставлены задачи по коренному повышению эффективности борьбы с данным негативным явлением, созданию действенной системы по его выявлению, устранению коррупционных причин и условий.
В соответствии с Указом с 1 января 2022 года в Узбекистане вводится система обязательного декларирования доходов и имущества государственных служащих, руководителей и заместителей государственных предприятий и учреждений с государственной долей свыше 50 процентов, а также их супругов и несовершеннолетних детей.
Кроме того, документом определено, что непринятие мер по раскрытию и предотвращению конфликта интересов (ситуация, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное выполнение должностным лицом своих обязательств в отношении личных интересов) влечет за собой ответственность в установленном порядке. К примеру, новые требования к вводимой системе будут закреплены в разрабатываемых проектах законов «О декларировании доходов и имущества государственных служащих», «Об регулировании конфликта интересов» и других.
Лидер страны также утвердил Государственную программу по противодействию коррупции на 2021-2022 годы, в которой четко обозначены мероприятия, направленные на совершенствование механизмов противодействия данному злу, деятельности антикоррупционных структур, снижение коррупционных рисков в сфере госзакупок и предотвращения конфликтов интересов, внедрение международных стандартов и укрепление сотрудничества в этой области, обеспечение открытости деятельности госорганов, осуществление пропагандистской работы по борьбе с коррупцией.
Сегодня в Узбекистане проведены широкомасштабные мероприятия по антикоррупционному просвещению и обучению. В этом заметна роль государственных органов, которые сотрудничают в данной сфере с представителями гражданского общества и предпринимателями. На республиканском и территориальных уровнях созданы межведомственные комиссии по противодействию коррупции, деятельность которых эффективно координирует общие антикоррупционные усилия, а результаты тщательно анализируются.
В этом плане нужно признать усилия нашего государства, направленные на внедрение во все сферы жизни информационно-коммуникационных технологий, а также образование электронного правительства, цель которого - оказание оперативных услуг населению и обеспечение прозрачности в деятельности государственных органов. Подобный институт, безусловно, оказывает антикоррупционный эффект, что предопределяет необходимость его дальнейшего развития.
Принятые меры по противодействию коррупции в нашей стране, в том числе вышеназванный Указ главы государства, станут эффективным оружием в борьбе с этим злом.
Дилбар Суюнова.
Доктор юридических наук, и. о. профессора кафедры ТГЮУ.
Ульзана Рахимова.
Преподаватель кафедры ТГЮУ.