Фото Uza.uz.

Среди молодежи Узбекистана сейчас наблюдается высокое стремление стать дипломированными специалистами. Так, в текущем учебном году в вузах страны выделено 162 364 места в бакалавриате и 10 425 - в магистратуре. В высшие учебные заведения приняты документы на поступ­ление в бакалавриат от 1 миллиона 484 тысяч абитуриентов, что на 39 процентов больше, чем в прошлом году. На поступ­ление в магистратуру документы подали 78 тысяч 720 человек - в три раза больше, чем в 2019-м. В целом квоты приема увеличены втрое по сравнению с 2016 годом. Такие меры, безусловно, направлены на повышение доступности образования для молодежи.

Востребованность высшего образования всегда оправдывается перспективами, которые оно дает выпускнику. Возможностей успешного трудоустройства больше, как правило, именно у дипломированных специалистов. Тем не менее сейчас во многих сферах наблюдается нехватка кадров среднего звена, а точнее - мастеров, владеющих практическими навыками.

- Система образования сама по себе очень консервативна, и все реформы, осуществляемые в ней, требуют особенного подхода, - отмечает заместитель директора Института педагогических инноваций, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров профессионального образования при Министерстве высшего и среднего специального образования профессор Шавкат Курбанов. - Необходимо учитывать множество факторов. Поэтому преобразования, намеченные в сфере, требуют задействования всего имеющегося потенциала. Уже произошел ряд структурных изменений - мы вернулись к 11-летнему обучению в школах, где ученики получают в том числе профессиональное образование на практических занятиях. Цель - коренным образом пересмотреть подходы к подготовке кадров среднего звена. В этом плане следует уделить особое внимание академическим лицеям и профессиональным колледжам. Среднее специальное профессиональное образование востребовано сегодня как никогда. Мы уже начали работу в этом направлении, так как система дуального образования уже широко используется за рубежом. В Беларуси, к примеру, этот механизм давно встал на рельсы. Важно также привлекать предприятия, чтобы они самостоятельно формировали заказ на определенных специалистов. Такой подход позволит сократить число невостребованных кадров на рынке труда, обеспечит связь учебных заведений и производства, покроет потребность предприятий в работниках.

Говорилось и о том, что в последние годы отечественными вузами установлено тесное сотрудничество с рядом иностранных университетов, научно-исследовательских институтов, различных организаций, оказывающих поддержку во внедрении передовых методик обучения. С целью совершенствования подготовки кадров и повышения охвата высшим образованием увеличены квоты по направлениям бакалавриата и магистратуры, открыты заочная и вечерняя формы обучения. Главная цель проводимых преобразований - вывести отечественную систему подготовки кадров на новый уровень, соответствующий мировым стандартам. Кроме того, Президентом страны поставлена задача по повышению доступности качественного образования, ведь в условиях рыночной экономики именно молодые специалисты, кадры новой формации играют важную роль на пути достижения высоких показателей. В связи с этим упор делается на обеспечение максимальной взаимосвязи теории и практики. Как никогда важно восполнить все пробелы, которые копились в сфере годами. Наблюдаемый сегодня дефицит кадров вполне реально устранить. Необходимо лишь подойти к решению проблемы комплексно и выстроить такой механизм, при котором полученные в период обучения знания и навыки выпускник станет непременно применять в дальнейшем и на практике.

- Активно налаживаем сотрудничество с зарубежными вузами по повышению квалификации преподавательских кадров, что очень важно для реализации нормативно-правовых документов, направленных на совершенствование сферы образования в республике, - отмечает директор Института педагогических инноваций, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров профессионального образования при Министерстве высшего и среднего специального образования Зайнитдин Худайбердиев. - Партнерство налажено в том числе с ведущими специалистами авторитетных международных организаций, таких как ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО. Отдельно хотелось бы остановиться на плодотворном взаимодействии с Российским университетом дружбы народов и Республиканским институтом профессионального образования (Беларусь). Совместно с коллегами регулярно проводим обсуждения по части совершенствования процесса подготовки квалифицированных кадров для сферы. Перед нами стоит важная задача - повысить качество обучения в учреждениях профессионального образования, прежде всего для этого необходимо повысить квалификацию учителей.

В сфере среднего специального и высшего образования сегодня действует прочная нормативно-правовая база. Основным документом, призванным коренным образом реформировать сферу, стало постановление главы государства «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017-го. Вместе с ним утверждена Программа комплексного развития системы высшего образования на период 2017-2021 годы. Намечены укрепление и модернизация материально-технической базы вузов, оснащение их современным лабораторным оборудованием и средствами ИКТ. А утвержденной Концепцией развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года предусмотрено развитие государственно-частного партнерства в сфере, повышение уровня охвата высшим образованием более 50 процентов на основе организации в регионах деятельности государственных и негосударственных вузов, создания здоровой конкурентной среды.

- 2020 год насыщен масштабными событиями, в том числе в сфере науки и образования, - комментирует академик Саидасрор Гулямов. - 29 октября глава государства подписал Указ «Об утверждении Концепции развития науки до 2030 года». Документ комплексно охватывает все направления дальнейшего совершенствования сферы, а также определяет ряд важных задач по достижению высоких показателей в области экономики путем реализации инновационных проектов. Концепция, ее целевые показатели и индикаторы предусматривают внедрение системы национального рейтинга, направленной на оценку эффективности научно-инновационной деятельности научных организаций, улучшение социального партнерства между государством и научными учреждениями посредством развития системы самоуправления в науке, а также реализацию проектов в его рамках. В Год развития науки, просвещения и цифровой экономики проводится плодотворная работа по цифровизации всех сфер народного хозяйства. Убежден, именно она будет способствовать обеспечению занятости населения, в том числе молодежи.

В ходе конференции ректор Республиканского института профессионального образования Валерий Голубовский отметил, что крепкая многолетняя дружба между Беларусью и Узбекистаном была еще раз подтверждена официальным визитом Президента Шавката Мирзиёева летом 2019 года в Минск. Благодаря усилиям глав обоих государств сотрудничество вступило в качественно иную эпоху развития, открыло новую главу в истории наших взаимоотношений. Особенно важное значение имели принятый межправительственный Договор о социально-экономическом сотрудничестве на 2019-2023 годы и программа его реализации. Как известно, Узбекистан экспортирует в Беларусь продукцию текстильной, продовольственной, химической промышленности, цветные металлы и изготовленные из них изделия и оборудование, транспортные средства, комплектующие. Беларусь в свою очередь поставляет нам сельскохозяйственную технику, продовольственные товары, древесину, резину, каучук, черный металл и прочую продукцию.

- Общепризнано, что инновации - это решающий фактор повышения международной конкурентоспособности, а цифровая экономика - решающий показатель экономического развития стран в условиях современного мира, - комментирует В. Голубовский. - Одной из важных задач взаимодействия между Беларусью и Узбекистаном в ближайшие годы станет совместная модернизация производств, в том числе сотрудничество в сферах науки, инноваций, информационных технологий, служащих основой для переформатирования национальных экономик. В этом отношении передовой опыт Беларуси будет хорошей поддержкой в деле открытия совместных факультетов и лабораторий, привлечения в сферу образования одаренных молодых специалистов. Именно цифровизация и инновационное развитие служат основным двигателем экономического роста, а эффективная кооперация между странами не должна ограничиваться лишь дружескими отношениями. Эти два фактора позволят нам выйти на мировые лидирующие позиции по целому ряду показателей социального развития и благосостояния населения и успешно расширить торгово-экономическое, инновационно-образовательное и культурно- гуманитарное сотрудничество. Мы заинтересованы также в дальнейшем укреплении двустороннего сотрудничества по созданию эффективной системы подготовки кадров. Подписание 29 июля прошлого года между Республиканским институтом профессионального образования и Министерством высшего и среднего образования Респуб­лики Узбекистан соглашения о сотрудничестве открыло перед нами новые горизонты. Сейчас уже планируется совместная подготовка учебных планов и программ на 2020-2021 учебный год.

В принятой Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах сфере образования и подготовки кадров отводится особое значение. Кроме того, Президент Шавкат Мирзиёев неоднократно в ходе своих выступлений отмечал, что перед нашей страной сейчас стоит цель войти в ряд развитых государств и достичь ее можно только проводя ускоренные реформы, опираясь на науку, просвещение и инновации. Для этого прежде всего необходимо воспитать кадры новой формации, которые в дальнейшем станут выступать инициаторами крупных преобразований.