Необходимость эффективного и полноценного исполнения принятых законодательных актов и поставленных задач в процессе интенсивных и широкомасштабных реформ налагает огромную ответственность на руководителей органов государственного управления.
Важнейшие шаги по совершенствованию системы исполнительской дисциплины
В соответствии с положениями и нормами Указа Президента Республики Узбекистан от 10 февраля текущего года «О дополнительных мерах по усилению персональной ответственности руководителей органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах за эффективную организацию исполнения актов законодательства» Министерство занятости и трудовых отношений, являясь одним из звеньев единой системы исполнения и контроля в органах государственного управления, критически пересмотрело свою деятельность в сфере исполнительской дисциплины.
Во-первых, в системе министерства стало уделяться особое внимание тщательной и профессиональной подготовке проектов нормативных актов и документов, а также их всесторонней и качественной экономической, финансовой и правовой экспертизе.
Для обеспечения качественной подготовки проектов документов усовершенствована информационно-аналитическая база, отражающая показатели рынка труда, разработаны и внедрены цифровые программные комплексы, оперирующие большими базами данных в масштабе всей страны, такие как «Единая национальная система труда», «Служба занятости», «Трудовая миграция», «Темир дафтар», «Ёшлар дафтари» и «Аёллар дафтари».
В целях широкого использования передового международного опыта в процессе подготовки проектов нормативных актов налажен постоянный обмен аналитической информацией со Всемирным банком, Азиатским банком развития, ООН, Международной организацией труда, Международной организацией по миграции, а также министерствами труда иностранных государств.
Для дальнейшего совершенствования процесса подготовки проектов законодательных актов и обеспечения их тщательной экономической, финансовой и правовой экспертизы пересмотрены состав и планы работы экспертно-аналитической группы министерства, привлечен ряд квалифицированных специалистов, обладающих научным потенциалом и практическим опытом работы.
Экспертно-аналитическая группа оперативно предоставляет разъяснения, комментарии по поднимаемым вопросам и вносимым предложениям со стороны Министерства экономического развития и сокращения бедности, Министерства финансов, Министерства юстиции и других министерств и ведомств в процессе проведения экономической, финансовой и правовой экспертизы проектов документов, а также со стороны населения и субъектов предпринимательства в ходе их общественного обсуждения. При необходимости по итогам экспертизы и обсуждения в проекты законодательных актов вносятся изменения и дополнения.
В текущем году министром и его заместителями по более чем 30 проектам нормативных актов, внесенным в Кабинет Министров, подготовлены презентации с представлением соответствующей аналитической информации, проведена их защита в соответствующих подразделениях Администрации Президента Республики Узбекистан, а также перед заместителями Премьер-министра.
Во-вторых, установлен систематический контроль за оперативным доведением до исполнителей принятых законодательных актов и поставленных задач, своевременным разъяснением их сути и значения среди населения, а также обеспечением своевременного исполнения каждого поручения.
Решениями Коллегии министерства утверждены организационная схема по контролю за исполнением нормативных актов и поручений, порядок контроля и отчетности по их выполнению, а также «дорожная карта» по реализации ключевых направлений укрепления исполнительской дисциплины в системе министерства.
Утверждаются «дорожные карты» по обеспечению выполнения каждого нормативного акта и поручения, касающегося деятельности министерства, в которых указываются конкретные механизмы, сроки и ответственные исполнители по реализации каждого пункта. Принятые «дорожные карты» незамедлительно доводятся до исполнителей.
Налажена система проведения (каждый понедельник под руководством министра, каждую пятницу - под руководством первого заместителя министра) регулярного обсуждения хода своевременного и качественного исполнения нормативных актов и поручений, а также обращений граждан с участием сотрудников центрального аппарата, руководителей региональных и подведомственных организаций.
Высокую эффективность показала система регулярного обсуждения хода исполнения нормативных актов и поручений со стороны министерств и ведомств на заседаниях Президиума Кабинета Министров и Аппарата Кабинета Министров, где дается объективная и жесткая оценка исполнительской дисциплины, что помогает своевременно устранять допускаемые в работе недостатки.
В-третьих, для разъяснения сути и значения нормативных актов, а также мер, принимаемых для их реализации, широко применяется практика тематических выступлений руководителей и специалистов министерства в средствах массовой информации с участием представителей общественности и экспертов, а также проведения встреч с населением на местах, особенно непосредственно в махаллях. В текущем году руководители и специалисты министерства провели более 100 брифингов и выступлений в СМИ, включая телеканалы, интернет-издания, социальные сети.
В проведенных встречах с населением во всех районах и городах страны приняли участие свыше 10 тысяч граждан. Им были даны подробные разъяснения по действующему законодательству, а также оказано содействие в вопросах обеспечения занятости.
Еще один важный аспект. Министерством уделяется особое внимание формированию и неукоснительному соблюдению важных составляющих элементов в обеспечении исполнительской дисциплины, указанных в статье Управляющего аппаратом Кабинета Министров Р.В. Абдукадырова «Личная ответственность, строгая дисциплина и инициативность - основа эффективной работы», опубликованной 3 марта 2021 года в газете «Янги Ўзбекистон».
В частности, за прошедший период в системе исполнительской дисциплины министерства был осуществлен ряд следующих важных изменений:
во-первых, в каждой махалле ведется адресная и системная работа с населением для критического анализа принимаемых мер по обеспечению занятости, динамике уровня безработицы, привлечению безработных лиц к предпринимательству и самозанятости. Во всех махаллях введена должность общественных помощников инспекторов труда, которые занимаются проведением анкетных опросов и подворным обходом населения, изучением обращений граждан, принятием адресных конкретных мер по обеспечению занятости безработных;
во-вторых, налажен систематический и тщательный мониторинг за неукоснительным исполнением 8 законов, 43 указов и постановлений Президента и Правительства, принятых за последние годы в области труда и занятости, изучается эффективность их реализации на местах, формируется накопительная база данных по реализации предусмотренных мер и поручений;
в-третьих, разработаны и внедрены цифровые информационные комплексы «Единая национальная система труда» и «Служба занятости», которые интегрированы с электронными программными комплексами 8 министерств и ведомств. На внедренных цифровых платформах формируется, структурируется и анализируется регулярно обновляемая информация о трудоспособном населении и работодателях в городах и районах, а также в махаллях республики.
Автоматизированная система контроля выполнения задач
Постановлением Президента Республики Узбекистан от 31 мая 2021 года «О дополнительных мерах, направленных на обеспечение эффективной деятельности Единой межведомственной электронной системы исполнительской дисциплины «Ijro.gov.uz» определены основные приоритеты по укреплению исполнительской дисциплины и созданию единой непрерывной цепочки исполнения нормативных актов.
На сегодня в системе министерства запущена программа «doc.ijro.uz» по контролю за исполнением законодательных актов и поручений, через которую документы и поручения доводятся руководству и исполнителям, статус их исполнения контролируется на основе 12-этапной схемы организации исполнения, определенной вышеуказанным постановлением.
Посредством автоматизированной системы законодательные акты и поручения направляются исполнителю в кратчайшие сроки, что позволило полностью отказаться от практики согласования и подписания документов в бумажной форме. При этом появилась возможность просматривать, реализовывать и контролировать исполнение поручений в специальном электронном мобильном приложении, что значительно ускорило работу.
В этом году в министерство поступило около 31 тысячи документов и поручений, успешно функционирует система контроля, обеспечивающая качество и своевременность выполнения каждого документа.
Следует отметить, что введение единой системы исполнения и контроля привело к значительным положительным изменениям в укреплении исполнительской дисциплины в системе министерства. Так, если ранее в каждом квартале в среднем 35 документов выполнялись с опозданием в сроках исполнения, то на сегодня практически все документы исполняются в срок.
Система исполнительской дисциплины для заместителей министра
Постановлением Президента Республики Узбекистан от 22 июля 2021 года «О внедрении системы оценки эффективности деятельности заместителей руководителей министерств, государственных комитетов, других органов государственного управления и хозяйственных объединений» прямо поставлена задача качественно повысить уровень эффективности деятельности заместителей руководителей органов государственного управления.
Установлена персональная ответственность заместителей руководителей министерств и ведомств перед Президентом Республики Узбекистан и их подотчетность Кабинету Министров за эффективность и результативность деятельности в закрепленных за ними отраслях и сферах.
Постановлением Кабинета Министров от 28 июля 2021 года «Об утверждении основных критериев оценки эффективности деятельности и достижения целевых задач заместителей руководителей министерств, государственных комитетов, иных органов государственного управления и хозяйственных объединений» утверждена организационная Схема разработки, мониторинга и оценки показателей результативности деятельности заместителей министра на II полугодие текущего года, а также Основные критерии оценки достижения целевых показателей и эффективности деятельности.
Исходя из требований постановления внедрена система оценки деятельности заместителей министра, решениями Коллегии утверждены показатели эффективности с учетом оценки состояния исполнительской дисциплины.
Новая система способствовала повышению ответственности заместителей министра за достижение утвержденных показателей, одновременно создавая новые «окна возможностей» для системной и эффективной организации их повседневной деятельности.
В результате наблюдаются положительные изменения в обеспечении результативности осуществляемой работы по обеспечению занятости населения, профессиональному обучению безработных, развитию организованной трудовой миграции, совершенствованию охраны труда и трудового законодательства.
Во II квартале текущего года достигнут ряд положительных результатов, в частности, по трудоустройству граждан за рубежом перевыполнение поставленных показателей составило 41,3 процента, по предвыездной подготовке по профессиям и иностранным языкам - на 10,1 процента.
320 тысяч граждан, работающих за рубежом, получили финансовую поддержку и помощь в вопросах защиты их прав и интересов, что в 5 раз больше установленного показателя.
Во II квартале оказано содействие в трудоустройстве 112,1 тысячи безработных, обратившихся в органы по труду, что на 24,6 процента больше установленного показателя.
Показатель трудоустройства малообеспеченного населения вырос в 2 раза, также значительно возрос уровень занятости населения за счет создания сельскохозяйственных, ремесленных и швейных кооперативов и развития приусадебных хозяйств.
Количество физических и юридических лиц, которым оказана юридическая помощь в сфере трудового законодательства и охраны труда, превысило прогнозный показатель на 19 процентов, сумма субсидий и грантов, направленных из Фонда содействия занятости населения на финансирование профессионального обучения безработных, выплату пособий по безработице, субсидий и грантов, превысила установленный показатель на 34 процента.
Министерством уделяется большое внимание организации взаимодействия и налаживанию прямого диалога с населением, критически пересмотрена и усилена работа с обращениями граждан посредством горячей линии и через официальные страницы министерства в социальных сетях.
Руководство и коллектив Министерства занятости и трудовых отношений продолжит работу по дальнейшему укреплению системы исполнительской дисциплины, полному и качественному выполнению поставленных задач, что в свою очередь будет эффективно способствовать увеличению доходов и занятости населения.
Мухитдинов Эркин Мадорбекович.
Первый заместитель министра занятости и трудовых отношений.