Прочная исполнительская дисциплина - важный фактор проведения кардинальных и масштабных реформ

    Мнение 15 сентября 2021 316

    Личная ответственность, профессионализм, инициативность и постоянное самосовершенствование - важнейшие качества в укреплении исполнительской дисциплины.

    Необходимость эффективного и полноценного исполнения принятых законодательных актов и поставленных задач в процессе интенсивных и широкомасштабных реформ налагает огромную ответственность на руководителей органов государственного управления.

    Важнейшие шаги по совершенствованию системы исполнительской дисциплины

    В соответствии с положениями и нормами Указа Президента Респуб­лики Узбекистан от 10 февраля текущего года «О дополнительных мерах по усилению персональной ответственности руководителей органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах за эффективную организацию исполнения актов законодательства» Министерство занятости и трудовых отношений, являясь одним из звеньев единой системы исполнения и контроля в органах государственного управления, критически пересмотрело свою деятельность в сфере исполнительской дисциплины.

    Во-первых, в системе министерства стало уделяться особое внимание тщательной и профессиональной подготовке проектов нормативных актов и документов, а также их всесторонней и качественной экономической, финансовой и правовой экспертизе.

    Для обеспечения качественной подготовки проектов документов усовершенствована информационно-­аналитическая база, отражающая показатели рынка труда, разработаны и внедрены цифровые программные комплексы, оперирующие большими базами данных в масштабе всей страны, такие как «Единая национальная система труда», «Служба занятости», «Трудовая миграция», «Темир дафтар», «Ёшлар дафтари» и «Аёллар дафтари».

    В целях широкого использования передового международного опыта в процессе подготовки проектов нормативных актов налажен постоянный обмен аналитической информацией со Всемирным банком, Азиатским банком развития, ООН, Международной организацией труда, Международной организацией по миграции, а также министерствами труда иностранных государств.

    Для дальнейшего совершенствования процесса подготовки проектов законодательных актов и обеспечения их тщательной экономической, финансовой и правовой экспертизы пересмотрены состав и планы работы экспертно-аналитической группы министерства, привлечен ряд квалифицированных специалистов, обладающих научным потенциалом и практическим опытом работы.

    Экспертно-аналитическая группа оперативно предоставляет разъяснения, комментарии по поднимаемым вопросам и вносимым предложениям со стороны Министерства экономического развития и сокращения бедности, Министерства финансов, Министерства юстиции и других министерств и ведомств в процессе проведения экономической, финансовой и правовой экспертизы проектов документов, а также со стороны населения и субъектов предпринимательства в ходе их общественного обсуждения. При необходимости по итогам экспертизы и обсуждения в проекты законодательных актов вносятся изменения и дополнения.

    В текущем году министром и его заместителями по более чем 30 проектам нормативных актов, внесенным в Кабинет Министров, подготовлены презентации с представлением соответствующей аналитической информации, проведена их защита в соответствующих подразделениях Администрации Президента Респуб­лики Узбекистан, а также перед заместителями Премьер-министра.

    Во-вторых, установлен систематический контроль за оперативным доведением до исполнителей принятых законодательных актов и поставленных задач, своевременным разъяснением их сути и значения среди населения, а также обеспечением своевременного исполнения каждого поручения.

    Решениями Коллегии министерства утверждены организационная схема по контролю за исполнением нормативных актов и поручений, порядок контроля и отчетности по их выполнению, а также «дорожная карта» по реализации ключевых направлений укрепления исполнительской дисциплины в системе министерства.

    Утверждаются «дорожные карты» по обеспечению выполнения каждого нормативного акта и поручения, касаю­щегося деятельности министерства, в которых указываются конкретные механизмы, сроки и ответственные исполнители по реализации каждого пункта. Принятые «дорожные карты» незамедлительно доводятся до исполнителей.

    Налажена система проведения (каждый понедельник под руководством министра, каждую пятницу - под руководством первого заместителя министра) регулярного обсуждения хода своевременного и качественного исполнения нормативных актов и поручений, а также обращений граждан с участием сотрудников цент­рального аппарата, руководителей региональных и подведомственных организаций.

    Высокую эффективность показала система регулярного обсуждения хода исполнения нормативных актов и поручений со стороны министерств и ведомств на заседаниях Президиума Кабинета Министров и Аппарата Кабинета Министров, где дается объективная и жесткая оценка исполнительской дисциплины, что помогает своевременно устранять допускаемые в работе недостатки.

    В-третьих, для разъяснения сути и значения нормативных актов, а также мер, принимаемых для их реализации, широко применяется практика тематических выступлений руководителей и специалистов министерства в средствах массовой информации с участием представителей общественности и экспертов, а также проведения встреч с населением на местах, особенно непосредственно в махаллях. В текущем году руководители и специалисты министерства провели более 100 брифингов и выступлений в СМИ, включая телеканалы, интернет-издания, социальные сети.

    В проведенных встречах с населением во всех районах и городах страны приняли участие свыше 10 тысяч граждан. Им были даны подробные разъяснения по действующему законодательству, а также оказано содействие в вопросах обеспечения занятости.

    Еще один важный аспект. Министерством уделяется особое внимание формированию и неукоснительному соблюдению важных составляющих элементов в обеспечении исполнительской дисциплины, указанных в статье Управляющего аппаратом Кабинета Министров Р.В. Абдукадырова «Личная ответственность, строгая дисциплина и инициативность - основа эффективной работы», опубликованной 3 марта 2021 года в газете «Янги Ўзбекистон».

    В частности, за прошедший период в системе исполнительской дисцип­лины министерства был осуществлен ряд следующих важных изменений:

    во-первых, в каждой махалле ведется адресная и системная работа с населением для критического анализа принимаемых мер по обеспечению занятости, динамике уровня безработицы, привлечению безработных лиц к предпринимательству и самозанятости. Во всех махаллях введена должность общественных помощников инспекторов труда, которые занимаются проведением анкетных опросов и подворным обходом населения, изучением обращений граждан, принятием адресных конкретных мер по обеспечению занятости безработных;

    во-вторых, налажен систематический и тщательный мониторинг за неукоснительным исполнением 8 законов, 43 указов и постановлений Президента и Правительства, принятых за последние годы в области труда и занятости, изучается эффективность их реализации на местах, формируется накопительная база данных по реализации предусмотренных мер и поручений;

    в-третьих, разработаны и внед­рены цифровые информационные комплексы «Единая национальная система труда» и «Служба занятости», которые интегрированы с элект­ронными программными комплексами 8 министерств и ведомств. На внедренных цифровых платформах формируется, структурируется и анализируется регулярно обновляемая информация о трудоспособном населении и работодателях в городах и районах, а также в махаллях респуб­лики.

    Автоматизированная система контроля выполнения задач

    Постановлением Президента Респуб­лики Узбекистан от 31 мая 2021 года «О дополнительных мерах, направленных на обеспечение эффективной деятельности Единой межведомственной электронной системы исполнительской дисциплины «Ijro.gov.uz» определены основные приоритеты по укреплению исполнительской дисциплины и созданию единой непрерывной цепочки исполнения нормативных актов.

    На сегодня в системе министерства запущена программа «doc.ijro.uz» по контролю за исполнением законодательных актов и поручений, через которую документы и поручения доводятся руководству и исполнителям, статус их исполнения контролируется на основе 12-этапной схемы организации исполнения, определенной вышеуказанным постановлением.

    Посредством автоматизированной системы законодательные акты и поручения направляются исполнителю в кратчайшие сроки, что позволило полностью отказаться от практики согласования и подписания документов в бумажной форме. При этом появилась возможность просматривать, реализовывать и контролировать исполнение поручений в специальном электронном мобильном приложении, что значительно ускорило работу.

    В этом году в министерство поступило около 31 тысячи документов и поручений, успешно функционирует система контроля, обеспечивающая качество и своевременность выполнения каждого документа.

    Следует отметить, что введение единой системы исполнения и контроля привело к значительным положительным изменениям в укреплении исполнительской дисциплины в системе министерства. Так, если ранее в каждом квартале в среднем 35 документов выполнялись с опозданием в сроках исполнения, то на сегодня практически все документы исполняются в срок.

    Система исполнительской дисциплины для заместителей министра

    Постановлением Президента Респуб­лики Узбекистан от 22 июля 2021 года «О внедрении системы оценки эффективности деятельности заместителей руководителей министерств, государственных комитетов, других органов государственного управления и хозяйственных объединений» прямо поставлена задача качественно повысить уровень эффективности деятельности заместителей руководителей органов государственного управления.

    Установлена персональная ответственность заместителей руководителей министерств и ведомств перед Президентом Республики Узбекистан и их подотчетность Кабинету Министров за эффективность и результативность деятельности в закрепленных за ними отраслях и сферах.

    Постановлением Кабинета Минист­ров от 28 июля 2021 года «Об утверждении основных критериев оценки эффективности деятельности и достижения целевых задач заместителей руководителей министерств, государственных комитетов, иных органов государственного управления и хозяйственных объединений» утверж­дена организационная Схема разработки, мониторинга и оценки показателей результативности деятельности заместителей министра на II полугодие текущего года, а также Основные критерии оценки достижения целевых показателей и эффективности деятельности.

    Исходя из требований постановления внед­рена система оценки деятельности заместителей министра, решениями Коллегии утверждены показатели эффективности с учетом оценки состояния исполнительской дисциплины.

    Новая система способствовала повышению ответственности заместителей министра за достижение утвержденных показателей, одновременно создавая новые «окна возможностей» для системной и эффективной организации их повседневной деятельности.

    В результате наблюдаются положительные изменения в обеспечении результативности осуществляемой работы по обеспечению занятости населения, профессиональному обучению безработных, развитию организованной трудовой миграции, совершенствованию охраны труда и трудового законодательства.

    Во II квартале текущего года достигнут ряд положительных результатов, в частности, по трудоустройству граждан за рубежом перевыполнение поставленных показателей составило 41,3 процента, по предвыездной подготовке по профессиям и иностранным языкам - на 10,1 процента.

    320 тысяч граждан, работающих за рубежом, получили финансовую поддержку и помощь в вопросах защиты их прав и интересов, что в 5 раз больше установленного показателя.

    Во II квартале оказано содействие в трудо­устройстве 112,1 тысячи безработных, обратившихся в органы по труду, что на 24,6 процента больше установленного показателя.

    Показатель трудоустройства малообеспеченного населения вырос в 2 раза, также значительно возрос уровень занятости населения за счет создания сельскохозяйственных, ремесленных и швейных кооперативов и развития приусадебных хозяйств.

    Количество физических и юридических лиц, которым оказана юридическая помощь в сфере трудового законодательства и охраны труда, превысило прогнозный показатель на 19 процентов, сумма субсидий и грантов, направленных из Фонда содействия занятости населения на финансирование профессионального обучения безработных, выплату пособий по безработице, субсидий и грантов, превысила установленный показатель на 34 процента.

    Министерством уделяется большое внимание организации взаимодействия и налаживанию прямого диалога с населением, критически пересмотрена и усилена работа с обращениями граждан посредством горячей линии и через официальные страницы министерства в социальных сетях.

    Руководство и коллектив Министерства занятости и трудовых отношений продолжит работу по дальнейшему укреплению системы исполнительской дисциплины, полному и качественному выполнению поставленных задач, что в свою очередь будет эффективно способствовать увеличению доходов и занятости населения.

    Мухитдинов Эркин Мадорбекович.
    Первый заместитель министра занятости и трудовых отношений.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates