По данным ООН, по состоянию на июль 2020 года школы были закрыты примерно в 160 странах, что затронуло более 1 млрд учащихся, не менее 40 млн детей пропустили дошкольное образование.
I. В ряде стран уже выработаны национальные рекомендации по открытию школ, идет подготовка к продолжению обучения согласно учебному календарю. По данным Всемирного банка, на сегодня по разным уровням образования примерно 30% стран готовят очное открытие, около 30% стран будут комбинировать меры сдвигов расписания и частичные открытия.
В конце июня министры по делам культуры и образования 16 федеральных земель ФРГ провели конференцию в целях координации взаимодействия по возобновлению работы школ и пришли к следующим решениям:
- школы по всей стране вернутся к нормальному режиму обучения после летних каникул. Новый учебный год начинается в федеральных землях с 3 августа по 14 сентября. Стороны приняли решение отказаться от правил социального дистанцирования в классах, «если позволяет эпидемиологическая ситуация в стране»;
- министерствам образования всех федеральных земель при разработке плана учебного года необходимо учитывать условия преподавания и обучения в случае повторного закрытия школ в результате новой вспышки коронавируса. Здесь рассматривается 2 варианта обучения: а) по «сценарию В», в котором сочеталось бы как классное, так и дистанционное обучение; б) в качестве меры предосторожности школам было бы целесообразно организовать гибкий график обучения, то есть составить список тех предметов, «преподавание которых в новом учебном году необязательно»;
- федеральные земли будут продолжать процесс цифровизации школьного образования и расширять надежные платформы, необходимые для дистанционного обучения.
Министры образования также договорились тесно сотрудничать в рамках программы «Цифровой пакт» по обеспечению учеников цифровыми устройствами;
- конференция министров образования согласовала общие рамки обновленных мер гигиены и санитарии в образовательных учреждениях, учитывающих безопасность учебного процесса.
В связи с этим 14 июля этого года утвержден документ т.н. «Рамочные требования к мерам по обеспечению дезинфекции и санитарии в школах». Как отмечает федеральный министр образования А. Карличек, «школы будут обязаны работать в соответствии со строгими мерами предосторожности, чтобы снова не возникло повода закрывать учебные заведения».
Они включают в себя следующие правила: а) избегание контактов при приветствии (объятия, рукопожатия и т.д); б) соблюдение респираторной гигиены; в) тщательная гигиена рук (мытье и дезинфекция); г) ношение маски в классе не обязательно, но вне этой зоны ее придется надеть. Введено обязательное ношение масок в школах в Берлине, землях Баварии, Баден-Вюртемберга; д) регулярное проветривание классных комнат и др.
Также договорились о расширении возможности в сфере тестирования на коронавирус. До осенних каникул персонал школ и детских садов может при желании бесплатно сдавать тесты на коронавирус каждые 14 дней.
II. Эксперты и чиновники заявляют, что «нельзя второй раз допустить провала образовательной политики (как в начале коронавируса)». Они призывают школьные советы использовать оставшееся время на создание всех условий для восстановления очных занятий в школах после летних каникул.
Как отмечает А. Карличек, «школа – это больше, чем передача знаний, и мы делаем шаг к открытию всех школ по убеждению». При этом федеральный министр образования считает, что новый учебный год будет непростым из-за возможных локальных вспышек коронавирусной инфекции.
В свою очередь Ассоциация врачей Германии подчеркивает, что, как бы то ни было, дети должны возвращаться в школы, и «без достаточного обучения в течение более длительного периода времени детям угрожают огромные проблемы в их физическом и умственном развитии».
Тем не менее, в некоторых федеральных землях, а также среди специалистов сохраняется скептицизм в отношении того, удастся ли запланированное возвращение к нормальным учебным процессам в школах в середине пандемии.
По данным Ассоциации учителей Германии, «школы недостаточно подготовлены для того, чтобы принимать учеников».
Во-первых, нехватка преподавательского состава, особенно в начальных школах. Это затруднит организацию полноценного графика работы. По оценкам Ассоциации, многие учителя и другие члены преподавательского состава входят в группу риска. Как сообщает Федеральное статистическое управление, из почти 686 тысяч учителей, которые преподавали в общеобразовательных школах в 2018/19 учебном году, около 38% (259 тысяч) были в возрасте 50 лет и старше.
Во-вторых, правила гигиены для школ, установленные министрами образования, также подвергались критике за непрактичность. В частности, выполнить требования регулярной вентиляции или полного открытия окон «во многих школах невозможно из соображений безопасности учащихся». Также Союз образования и науки ФРГ называет «преждевременным» решение министров образования об отказе от требования о социальной дистанции.
В-третьих, улучшение санитарных условий в школах требует больших финансовых средств. Более того, выявленные пробуксовки и недостатки процесса цифровизации школьного образования в Германии во время карантина еще больше усложняют сложившуюся ситуацию.
Федеральный родительский совет ожидает закрытия школ с ростом случаев заражения коронавирусом. Многие родители полагают, что учебный год «ни в коем случае не будет идти по плану». Нарушение образовательного процесса стало серьезным психологическим испытанием для многих семей Германии. По данным социологического института Forsa, 69% родителей недовольны двойной нагрузкой – совмещением удаленной работы с занятием детьми. Из них 56% возмущены закрытием детских садов и школ.
В целом, власти ФРГ считают, что возобновление учебного процесса в школах является неотложной задачей, несмотря на неустойчивую эпидемиологическую обстановку. В связи с этим на национальном уровне предпринимают соответствующие шаги, основываясь на извлеченных уроках по преодолению кризиса в сфере образования, внедряя некоторые нововведения, способные сделать систему более устойчивой к потенциальному будущему кризису. По оценкам экспертов, выявленные проблемы, а также возможная вспышка коронавируса могут подвергать опасности непрерывность образования в будущем, сообщает Институт стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан.