Цель реформ не только в получении экономической выгоды, а прежде всего в обеспечении продовольственной безопасности, повышении благосостояния народа. Чтобы достаток был в каждой семье, в последние годы сделано немало. В то же время проводимые реформы в агросекторе рассчитаны на долгосрочную перспективу.

Об этом наша беседа с первым заместителем министра сельского хозяйства Республики Узбекистан Шухратом ТЕШАЕВЫМ.

- Шухрат Журакулович, в условиях изменения климата, дефицита водных ресурсов, роста численности населения и в связи с другими глобальными проблемами, затрагивающими агросектор, министерству удается не только принимать вызовы современности, но и всесторонне развивать отрасли сельского хозяйства республики, создавать благоприятную среду для агробизнеса, повышать его инвестиционную привлекательность, содействовать индустриализации отрасли. Достижение подобной производительности невозможно без солидной нормативно-правовой базы. Расскажите об этом подробнее.

- Весомые результаты возможны только в комплексе условий, который объединяет и законодательные основы, и непосредственный ежедневный труд фермеров, дехкан, инженеров, руководителей агрокластеров и других представителей сферы.

В нынешнем году в республике собрано более 20 млн тонн фруктов и овощей, около 7,4 млн тонн зерна, более 3,4 млн тонн хлопка-сырца, произведено 23 тысячи тонн коконов шелкопряда, 2,6 млн тонн мяса, свыше 11 млн тонн молочной продукции, 8,3 млрд яиц, 400 тысяч тонн рыбы, что явилось достойным результатом нелегкого и кропотливого труда на протяжении всего года.

Подводя итоги, мы также можем констатировать, что каждый сельскохозяйственный сезон любого года не бывает легким. Поэтому серьезные испытания для работников сферы никогда не прекращаются. Наша задача - продолжать внедрение в отрасль рыночных механизмов, развивать важные направления в сфере.

Документом, определившим динамику развития нашей отрасли, стала Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. В рамках программных мероприятий проведены масштабные работы по комплексному развитию сельского хозяйства, запущены современные механизмы финансовой поддержки фермеров и дехкан, уделено внимание созданию цепочек добавленной стоимости и внедрению рыночных отношений в отрасли, совершенствованию системы переработки и экспорта, внедрению агроуслуг.

Поэтапно и успешно реализованная Стратегия действий, в том числе в сфере агросектора, стала своего рода ориентиром, задавшим определенные тренды. Указ Президента «Об утверждении Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы» от 23 октября 2019-го подхватил ключевые задачи Стратегии действий по модернизации и интенсификации сельского хозяйства и определил новые направления для аграрной сферы на ближайшие десять лет.

Преобразования стали возможны и благодаря совершенствованию нормативно-правовой базы. За время реализации Стратегии действий приняты 17 законов Республики Узбекистан, 29 указов, 143 постановления Президента и 183 постановления правительства по развитию сельского хозяйства и проведению реформ в отрасли. Так, приняты законы Республики Узбекистан «О семеноводстве», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в целях повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда», «О дехканском хозяйстве», «О подсобном хозяйстве» и другие.

Постановлениями Президента от 6 марта 2020 года, направленными на широкое внедрение рыночных механизмов в хлопководстве и зерноводстве, отменена практика производства хлопка-­сырца, зерновых колосовых на основе госзаказа и установления государством закупочных цен на них.

- В последние годы проведены реформы в области земельных и водных ресурсов. Насколько успешно осуществлена их реализация?

- Рост населения страны и важность обеспечения продовольственной безопасности обусловили новые подходы к земельным вопросам. Указом Президента «О мерах по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве» от 17 июня 2019 года утверждена Концепция по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве. Определено в 2020-2030 годах поэтапное повторное введение в пользование 1,1 млн га земель, давно выбывших из сельхозоборота. Также запланировано освоение богарных и пастбищных земель, имеющих запасы подземных вод, посредством широкого внедрения ресурсо­сберегающих технологий.

В результате систематических мер в 2019-2021 годах повторно введены в эксплуатацию в общей сложности 394,3 тысячи га сельхозугодий.

Примечательно, что в этом году ГУП «Аналитический центр качества, состава и репозиторий почв», занимающееся составлением почвенной карты республики, областей, районов и территорий, проведением почвенных и агрохимических обследований на орошаемых землях и не только, принят в постоянное членство в Глобальную сеть почвенных лабораторий (Global Soil Laboratory Network GLOSOLAN) Глобального почвенного партнерства (Global Soil Partnership (GSP) ФАO ООН и в Региональную Европейскую и Евразийскую сеть почвенных лабораторий (Europeаn and Eurаsian Soil laboratory Network, EUROSOLAN).

- Диверсификация сельскохозяйственного производства является необходимым элементом обеспечения продовольственной безопасности страны. Как идет работа в этом направлении?

- За последние годы 330,5 тысячи га низкорентабельных хлопковых и зерновых полей сокращены за счет налаживания на таких землях производства высокодоходных продуктов для внутреннего рынка и экспорта. Например, овощей, картофеля, масличных, бахчевых, риса, бобовых и не только. Уделили внимание и нетрадиционным и экспортоориентированным культурам: брокколи, руколе, кольраби, айсбергу, цветной капусте и другим.

В весеннем сезоне нынешнего года создано 63,8 тысячи га плодовых садов (в 11 раз больше, чем в 2016-м) и 37,5 тысячи га виноградников (в семь раз больше).

В этом году были намечены строительство и запуск теплиц современного типа на 2,3 тысячи га площади (в 2,5 раза больше по сравнению с 2020-м). На сегодня запущены 165 современных теплиц на 392 га.

В завершающемся году 422,3 тысячи га земель в регионах специализированы. В частности, 113 тысяч га - на виноградарстве, 49,9 тысячи га - на овощеводстве, 24,5 тысячи га - на бахчевых, 15,8 тысячи га - на картофелеводстве, а также на выращивании бобовых, лекарственных, масличных культур и других.

- В последние годы широко внед­ряется такая инновационная модель, как кластерная система. Как она способствует развитию агросектора?

- Кластерное производство в сфере впервые внедрено в 2017-м в хлопководстве. Тогда было создано три кластера, а в 2018 году их количество достигло 15. Этот формат (от сырья до готовой продукции и ее поставки потребителю) уже тогда показал свою конкурентоспособность в рыночной экономике благодаря цепочке производства. Исходя из этого в 2017-2021 годах широко внедрена данная система кластеров в разных отраслях.

Сегодня во всех направлениях сельского хозяйства действует 651 агроклас­тер, за короткое время создана основа для больших изменений. Так, в одном только хлопководстве переработка волокна увеличилась в 2,5 раза и достигла 100 процентов. Кроме того, выпуск пряжи увеличился вдвое, готовой продукции - втрое. Создано 125 предприятий с полным циклом производства общей стоимостью два миллиарда долларов и 150 тысяч постоянных рабочих мест.

Благодаря инновационному подходу повышается и производительность. Многие кластеры в этом году собрали 35-40 центнеров хлопка с гектара.

Постановлением Президента «О мерах по государственной поддержке сферы плодоовощеводства, дальнейшему развитию системы кластера и кооперации в отрасли» от 15 декабря 2021 года преду­с­мотрен ряд мер по расширению возможностей кластеров для повышения производительности в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе. Так, фермерским, дехканским хозяйствам и другим производителям продукции выделяются кредиты для выращивания фруктов, винограда, овощей, картофеля, бахчевых культур, зелени и лекарственных растений, бобовых и масличных культур на срок 12 месяцев с льготным периодом 6 месяцев в размере до 50 процентов от стоимости урожая по ставке 14 процентов годовых (в том числе маржа банка - 2 процента).

Согласно данному постановлению в Республике Каракалпакстан и областях будут созданы малые агрологистические центры за счет средств Всемирного банка в размере 65 млн долларов, привлеченных в рамках проекта «Модернизация сельского хозяйства Республики Узбекистан».

- Реформы в сфере, рассчитанные на долгосрочную перспективу, предполагают внедрение инновационных технологий, а значит, развитие системы науки и образования. Каковы достижения в этом направлении?

- В последние годы в научно-исследовательских институтах проводились работы по 135 проектам (15 фундаментальных, 110 практических и 10 инновационных) в рамках научно-технических государственных программ по внедрению в практику передовых технологий и научных результатов НИИ.

Научный потенциал персонала в этом году составляет более 48 процентов, увеличившись с 2016 года на 126 процентов.

В республике подготовкой дипломированных специалистов для сельскохозяйственного сектора занимается ряд вузов, ведущим из которых является Ташкентский государственный аграрный университет. Это крупнейший аграрный вуз в Центральной Азии. Здесь обучаются порядка 11 тысяч студентов. На территории почти 30 гектаров расположены 20 зданий и сооружений, среди которых дома студента, учебные, лабораторные и административные корпуса, столовая и большой спортивный комплекс.

С октября этого года в ТГАУ привлечены узбекские и зарубежные эксперты, в задачи которых входят изучение текущей ситуации и полная оптимизация всех процессов образования. Студенты проходят практику на действующих агропредприятиях и в научно-исследовательских центрах. Предусмотрены зарубежные стажировки студентов и преподавателей, а также повышение квалификации педагогов и развитие современных подходов в обучении.

В сотрудничестве с ведущими вузами зарубежных стран внедрены девять совместных учебных программ. Это станет основой для появления поколения новых специалистов аграрной отрасли, заинтересованных в мощнейшем развитии сельского хозяйства на базе науки и технологий и обязательно с учетом рационального и продуктивного использования земельных и водных ресурсов.

Молодым специалистам и труженикам полей предстоит немало работы. «Стратегия развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы» охватывает девять приоритетных направлений. В их числе - разработка и реализация государственной политики в области продовольственной безо­пасности; совершенствование системы обес­печения рационального использования природных ресурсов (земельных и водных, лесного фонда) и охраны окружающей среды; внедрение механизмов уменьшения роли государства и повышения инвестиционной привлекательности отрасли и другие.

Указом Президента «О дальнейшем совершенствовании системы знаний и инноваций, а также оказания современных услуг в сельском хозяйстве» и постановлением главы государства «Об организации деятельности Национального центра знаний и инноваций в сельском хозяйстве при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан» от 3 февраля 2021-го созданы Национальный центр знаний и инноваций в сельском хозяйстве при Министерстве сельского хозяйства и Республиканский центр агроуслуг и информационного консультирования (extension) в Юкоричирчикском районе Ташкентской области. В дальнейшем такие центры намечено создать во всех областях респуб­лики, где будут оказываться более 100 видов подобных услуг и внедряться международные стандарты качества и сертификации на основе принципа «от поля до потребителя».

Проводимые реформы в сельском хозяйстве служат обеспечению стабильного развития сектора, увеличению благосостояния граждан, росту экономики.

Перед отраслью стоят важные задачи. И мы продолжим направлять все свои знания, опыт, силы на обеспечение продовольственной безопасности страны, благополучия нашего народа.

Беседовал
Максим Черногаев.
«Правда Востока».

Фото Тимура Кайсарова.