Законопроект включает:

  • прогноз доходов и расходов консолидированного бюджета на 2026 год, включая государственный бюджет, государственные целевые фонды, внебюджетные фонды бюджетных организаций и Фонд восстановления и развития Узбекистана, а также плановые показатели на 2027–2028 годы;
  • прогноз основных макроэкономических показателей;
  • лимиты средств, выделяемых из республиканского бюджета распределителям первого уровня;
  • прогноз доходов и расходов местных бюджетов (Республика Каракалпакстан, области и город Ташкент) и трансфертов из республиканского бюджета;
  • ограничение государственного долга, проектов государственно-частного партнерства и дефицита консолидированного бюджета.

Законопроект состоит из 18 статей и 10 приложений. Прогнозы на 2026 год и плановые показатели на 2027–2028 годы разработаны с учетом согласованности с основными макроэкономическими индикаторами.

В частности, прогнозируется рост ВВП на 6,6% в 2026 году, обеспечиваемый увеличением производства в промышленности на 6,4%, в сельском хозяйстве на 4,2% и в секторе рыночных услуг на 14,5%.

Среднесрочные бюджетные прогнозы согласованы с целями стратегии «Узбекистан – 2030». Основные направления макроэкономической, налоговой и бюджетной политики включают:

  • поддержание роста ВВП на уровне 6,5–7% в год;
  • ограничение дефицита консолидированного бюджета в 2026–2028 гг. до 3% ВВП;
  • сохранение основных налоговых ставок и создание равных условий для предпринимателей;
  • внедрение «зеленого» налога для охраны окружающей среды и здоровья населения;
  • постепенное внедрение результат-ориентированного бюджетирования;
  • повышение прозрачности бюджета;
  • рост доходов населения через повышение заработной платы, пенсий и пособий выше уровня инфляции;
  • эффективное управление государственным долгом, чтобы его доля не превышала 50% ВВП.

Прогноз доходов государственного бюджета на 2026 год составляет 368,9 трлн сумов, расходов – 402,4 трлн сумов (с учетом межбюджетных трансфертов). Доходы государственных целевых фондов планируются на уровне 78,2 трлн сумов, расходы – 147,5 трлн сумов, из которых 73,6 трлн сумов будут трансфертами из республиканского бюджета.

Прогнозируется дефицит бюджета и фондов в размере 29,3 трлн сумов, или 1,5% от прогнозируемого ВВП.

В 2026 году планируется привлечение внешнего долга на сумму до 5 млрд долларов США, включая 2,5 млрд на поддержку государственного бюджета и 2,5 млрд на финансирование инвестиционных проектов. Также лимит выпуска государственных ценных бумаг составит 30 трлн сумов, а максимальная сумма новых проектов ГЧП – 6,5 млрд долларов США.

Местные бюджеты получают часть налоговых поступлений (например, 5% от НДС в Ташкенте и 20% в регионах), а также трансферты из республиканского бюджета в объеме 19,7 трлн сумов.

Особенности расходов бюджета на 2026 год включают переход финансирования учреждений среднего профессионального и высшего образования с местных бюджетов на республиканский бюджет, а также финансирование проектирования, строительства и ремонта объектов дошкольного и школьного образования через республиканский бюджет.

Для удобства населения подготовлен информационный выпуск «Бюджет для граждан», основанный на проекте бюджета на 2026 год.

Ссылки для ознакомления:

Проект закона

Бюджетная смета

Бюджет для граждан