Профессии будущего,  или Кто не останется без работы

    Образование 22 мая 2024 990

    На глобальном рынке  труда повышенный спрос  на рабочую силу. Вместе  с тем ускоренное развитие искусственного интеллекта и цифровых технологий меняет образ жизни людей и их деятельность. То есть появляются новые профессии.

    Изучение и анализ

    В перспективе новые рабочие места займет не искусственный интеллект, а тот, кто сумеет правильно и эффективно им пользоваться. В ряде ведущих высших образовательных учреждений уже обучают профессиям будущего. В организации деятельности в данном направлении большое значение имеют действующие в этих вузах центры прог­ноза (форсайт), где проводятся исследования по специальностям, которые теряют свою актуальность или могут стать флагманами.

    По мнению экспертов Всемирного экономического форума - 2020, из-за автоматизации рабочих процессов к 2025 году без работы могут остаться 85 млн человек. Например, в 2020-м машины выполняли всего 33 процента трудовой деятельности. Через пять лет этот показатель может составить 47 процентов. Результаты исследований показали: появлению основных профессий будут способствовать современные технологии - дроны, механизмы альтернативной энергии, самоуправляемые автомобили, криптовалюта и блокчейн-разработки.

    Специальности будущего

    В докладе Центра профессий будущего (Center for the future of work) при консалтинговой компании Cоgnizant, ведущей деятельность в сфере информационных технологий США, приводятся сведения о профессиях, которые появятся в результате наблюдаемого сегодня прогресса автоматизации процессов производства, развития искусственного интеллекта и технологических тенденций.

    Прогнозируется, что сократится количество рабочих, занятых в промышленности, будут меняться (однако не исчезнут совсем) профкатегории. Даже если данные прогнозы имеют прагматичный характер, от рабочих требуется постоянное совершенствование своих навыков в соответствии с требованиями времени.

    В докладе в качестве самых востребованных профессий будущего рассматриваются:

    1. Фасилитатор. Это специалист, который устанавливает тесное сотрудничество с предприятием или его коллективом, определяет и разрабатывает стратегии по применению цифровых технологий для повышения активности и производительности труда работников. От него требуются глубокие знания по цифровым технологиям и компьютерной инженерии.
    2. Менеджер по развитию бизнеса в области искусственного интеллекта. ИИ способен выполнить многое, но не продать себя. Эту работу выполняет менеджер по развитию бизнеса в области ИИ. От кандидата требуется большой опыт в сфере развития бизнеса, торговли, стратегического сотрудничества или управления продукцией.
    3. Аналитик кибергорода. Сегодня в большинстве развитых стран разрабатываются проекты «умных» городов. Реализация проекта позволит в онлайн-режиме осуществлять системный контроль над всем городом. Аналитики кибергородов будут поддерживать эту технологию в рабочем состоянии.
    4. Менеджер команды машин. Одной из проблем, стоящих перед производителями, является обеспечение эффективной гармонии человека и технологий. Этой работой будет заниматься менеджер команды машин.
    5. Аналитик по изучению квантовой машины отвечает за процесс развития и совершенствования этих технологий.

    Кроме того, в 2021 году в книге «Атлас новых профессий 3.0», созданной Агентством стратегических инициатив России и рядом других организаций, приводятся интересные сведения о профессиях, которые активно развиваются. К ним относятся:

    • разработчик образовательных направлений - специалист, занимающийся разработкой «дорожной карты» по обучению новым профессиям. «Дорожная карта» будет состоять из предлагаемых образовательным учреждением курсов (теоретических и практических занятий, стажировок, симуляционных занятий). По ней с учетом способностей, целей и психологии студентов будут разрабатываться образовательные направления;
    • специалист по содержанию образования занимается распределением учебных материалов на минимальные блоки знаний для сбора соответствующих учебных курсов и программ. Формирует комплекс взаимосвязанных знаний, навыков и квалификаций;
    • координатор образовательной онлайн-платформы сопровождает подготовку онлайн-курсов по конкретным предметам, дисциплинам. Помогает преподавателям в подготовке, проведении онлайн-курсов, а также сформировать диалог между преподавателями и студентами в рамках онлайн-платформы. Он несет ответственность за размещение учебных курсов высшего образовательного учреждения на международных образовательных онлайн-платформах;
    • валидатор знаний разрабатывает новые системы оценки знаний и умений, позволяющие оценивать способности студента по широкому ряду параметров (независимость мышления, адаптивность, коммуникативные способности), и системы их развития;
    • ментор - наставник команды стартап-проекта, который делится личным опытом и знаниями в развитии стартапов. Программы менторов используются не только в бизнес-инкубаторах и акселераторах, но и в крупных университетах, где студентов учат реализации бизнес-проектов.

    Эти профессии на грани исчезновения

    В результате широкого внедрения технологий и искусственного интеллекта ряд профессий может вообще исчезнуть. По сведениям ирландской частной платформы по вопросам профессий CareerAddict, с большой вероятностью могут исчезнуть следующие профессии:

    1. Кассир. Сегодня большинство людей во всем мире пользуется банковскими картами. Пополнить счет и снять наличные можно через банкомат или терминал.
    2. Банковские работники. Банки исчезнут не совсем. Возможно, закроются их филиалы, потому что уже сегодня банковскими услугами можно пользоваться не выходя из дома.
    3. Спортивные арбитры. Во многих спортивных видах продолжается переход на искусственное судейство. Например, в футболе эффективно работает система VAR.
    4. Диспетчер. В большинстве компаний по оказанию услуг такси автоматизируется диспетчерская служба. Так что количество таких работников значительно сократится.

    Человек и искусственный интеллект

    По прогнозам форсайт-аналитиков, ни в одной сфере роботы не могут полностью заменить человека. Искусственный интеллект не способен его превзойти. Наоборот, современные технологии помогут людям быстрее и эффективнее решать определенные задачи. Будут автоматизированы только повторяющиеся операции или опасные работы. ИИ сокращает объем рутинных задач. Однако принимать его работу, корректировать ее, решать сложные аналитические задачи все-таки будет человек.

    Первые шаги

    В высших образовательных учреждениях нашей страны уже ведется работа по подготовке молодежи к профессиям будущего. В том числе в соответствии с распоряжением Президента «О параметрах государственного заказа по приему на учебу в государственные высшие образовательные учреждения в 2022/2023 учебном году» от 15 июня 2022-го в 11 государственных вузах налажена подготовка бакалавров и магистров по искусственному интеллекту. В ряде университетов студенты учатся по таким современным направлениям, как цифровая экономика и технологии. Налажена послевузовская подготовка кадров по специальностям: цифровые технологии и искусственный интеллект, трансплантология и искусственные органы, биотехнология, геномика, протеомика и биоинформатика, молекулярная биология, молекулярная генетика, молекулярная биотехнология и другим.

    Обновление образовательных направлений и специальностей высших образовательных учреждений, а также управленческих структур в соответствии с востребованными в ближайшем будущем профессиями, открытие занимающихся научными прогнозами форсайт-центров - приоритетные задачи современности.

    Махмуджон Болтабоев.
    Доктор экономических наук, профессор.

    Лочин Зарипов.
    Доктор философии (PhD) по педагогическим наукам, доцент.

    No date selected
    июнь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates