Изучение и анализ
В перспективе новые рабочие места займет не искусственный интеллект, а тот, кто сумеет правильно и эффективно им пользоваться. В ряде ведущих высших образовательных учреждений уже обучают профессиям будущего. В организации деятельности в данном направлении большое значение имеют действующие в этих вузах центры прогноза (форсайт), где проводятся исследования по специальностям, которые теряют свою актуальность или могут стать флагманами.
По мнению экспертов Всемирного экономического форума - 2020, из-за автоматизации рабочих процессов к 2025 году без работы могут остаться 85 млн человек. Например, в 2020-м машины выполняли всего 33 процента трудовой деятельности. Через пять лет этот показатель может составить 47 процентов. Результаты исследований показали: появлению основных профессий будут способствовать современные технологии - дроны, механизмы альтернативной энергии, самоуправляемые автомобили, криптовалюта и блокчейн-разработки.
Специальности будущего
В докладе Центра профессий будущего (Center for the future of work) при консалтинговой компании Cоgnizant, ведущей деятельность в сфере информационных технологий США, приводятся сведения о профессиях, которые появятся в результате наблюдаемого сегодня прогресса автоматизации процессов производства, развития искусственного интеллекта и технологических тенденций.
Прогнозируется, что сократится количество рабочих, занятых в промышленности, будут меняться (однако не исчезнут совсем) профкатегории. Даже если данные прогнозы имеют прагматичный характер, от рабочих требуется постоянное совершенствование своих навыков в соответствии с требованиями времени.
В докладе в качестве самых востребованных профессий будущего рассматриваются:
- Фасилитатор. Это специалист, который устанавливает тесное сотрудничество с предприятием или его коллективом, определяет и разрабатывает стратегии по применению цифровых технологий для повышения активности и производительности труда работников. От него требуются глубокие знания по цифровым технологиям и компьютерной инженерии.
- Менеджер по развитию бизнеса в области искусственного интеллекта. ИИ способен выполнить многое, но не продать себя. Эту работу выполняет менеджер по развитию бизнеса в области ИИ. От кандидата требуется большой опыт в сфере развития бизнеса, торговли, стратегического сотрудничества или управления продукцией.
- Аналитик кибергорода. Сегодня в большинстве развитых стран разрабатываются проекты «умных» городов. Реализация проекта позволит в онлайн-режиме осуществлять системный контроль над всем городом. Аналитики кибергородов будут поддерживать эту технологию в рабочем состоянии.
- Менеджер команды машин. Одной из проблем, стоящих перед производителями, является обеспечение эффективной гармонии человека и технологий. Этой работой будет заниматься менеджер команды машин.
- Аналитик по изучению квантовой машины отвечает за процесс развития и совершенствования этих технологий.
Кроме того, в 2021 году в книге «Атлас новых профессий 3.0», созданной Агентством стратегических инициатив России и рядом других организаций, приводятся интересные сведения о профессиях, которые активно развиваются. К ним относятся:
- разработчик образовательных направлений - специалист, занимающийся разработкой «дорожной карты» по обучению новым профессиям. «Дорожная карта» будет состоять из предлагаемых образовательным учреждением курсов (теоретических и практических занятий, стажировок, симуляционных занятий). По ней с учетом способностей, целей и психологии студентов будут разрабатываться образовательные направления;
- специалист по содержанию образования занимается распределением учебных материалов на минимальные блоки знаний для сбора соответствующих учебных курсов и программ. Формирует комплекс взаимосвязанных знаний, навыков и квалификаций;
- координатор образовательной онлайн-платформы сопровождает подготовку онлайн-курсов по конкретным предметам, дисциплинам. Помогает преподавателям в подготовке, проведении онлайн-курсов, а также сформировать диалог между преподавателями и студентами в рамках онлайн-платформы. Он несет ответственность за размещение учебных курсов высшего образовательного учреждения на международных образовательных онлайн-платформах;
- валидатор знаний разрабатывает новые системы оценки знаний и умений, позволяющие оценивать способности студента по широкому ряду параметров (независимость мышления, адаптивность, коммуникативные способности), и системы их развития;
- ментор - наставник команды стартап-проекта, который делится личным опытом и знаниями в развитии стартапов. Программы менторов используются не только в бизнес-инкубаторах и акселераторах, но и в крупных университетах, где студентов учат реализации бизнес-проектов.
Эти профессии на грани исчезновения
В результате широкого внедрения технологий и искусственного интеллекта ряд профессий может вообще исчезнуть. По сведениям ирландской частной платформы по вопросам профессий CareerAddict, с большой вероятностью могут исчезнуть следующие профессии:
- Кассир. Сегодня большинство людей во всем мире пользуется банковскими картами. Пополнить счет и снять наличные можно через банкомат или терминал.
- Банковские работники. Банки исчезнут не совсем. Возможно, закроются их филиалы, потому что уже сегодня банковскими услугами можно пользоваться не выходя из дома.
- Спортивные арбитры. Во многих спортивных видах продолжается переход на искусственное судейство. Например, в футболе эффективно работает система VAR.
- Диспетчер. В большинстве компаний по оказанию услуг такси автоматизируется диспетчерская служба. Так что количество таких работников значительно сократится.
Человек и искусственный интеллект
По прогнозам форсайт-аналитиков, ни в одной сфере роботы не могут полностью заменить человека. Искусственный интеллект не способен его превзойти. Наоборот, современные технологии помогут людям быстрее и эффективнее решать определенные задачи. Будут автоматизированы только повторяющиеся операции или опасные работы. ИИ сокращает объем рутинных задач. Однако принимать его работу, корректировать ее, решать сложные аналитические задачи все-таки будет человек.
Первые шаги
В высших образовательных учреждениях нашей страны уже ведется работа по подготовке молодежи к профессиям будущего. В том числе в соответствии с распоряжением Президента «О параметрах государственного заказа по приему на учебу в государственные высшие образовательные учреждения в 2022/2023 учебном году» от 15 июня 2022-го в 11 государственных вузах налажена подготовка бакалавров и магистров по искусственному интеллекту. В ряде университетов студенты учатся по таким современным направлениям, как цифровая экономика и технологии. Налажена послевузовская подготовка кадров по специальностям: цифровые технологии и искусственный интеллект, трансплантология и искусственные органы, биотехнология, геномика, протеомика и биоинформатика, молекулярная биология, молекулярная генетика, молекулярная биотехнология и другим.
Обновление образовательных направлений и специальностей высших образовательных учреждений, а также управленческих структур в соответствии с востребованными в ближайшем будущем профессиями, открытие занимающихся научными прогнозами форсайт-центров - приоритетные задачи современности.
Махмуджон Болтабоев.
Доктор экономических наук, профессор.
Лочин Зарипов.
Доктор философии (PhD) по педагогическим наукам, доцент.