Отчетливо видно, что созидательная работа, направленная на строительство Нового Узбекистана, созвучна основным идеям и целям движения джадидов. В связи с чем необходимо глубоко изучить родную историю, особенно наследие просвещенных предков, и сделать правильные выводы. На основе этих знаний мы должны воспитывать молодежь, обучающуюся в школах, техникумах и вузах. Таким образом, сможем внести свой вклад в укрепление позиций нашей страны в ряде развитых государств.

Для этого необязательно далеко ходить, достаточно сосредоточиться на основных аспектах трудовой деятельности нашего Президента. Например, 1-2 ноября глава государства принял Президента Французской Республики Эммануэля Макрона, который прибыл в нашу страну с официальным визитом.  В рамках визита лично встретился с руководителями ряда престижных французских компаний. 3 ноября принял участие в очередном заседании Совета глав государств Организации тюркских государств в Астане (Казахстан). А 8-9 нояб­ря в Ташкенте состоялся 16-й саммит Организации экономического сотрудничества (ОЭС) под председательством Президента страны, в котором приняли участие главы государств и правительств Азербайджана, Ирана, Казахстана, Кыргызстана, Пакистана, Таджикистана, Турк­менистана и Турции.

На саммите в рамках ОЭС рассмот­рены вопросы дальнейшего расширения торгово-экономического, инвестиционного, транспортно-коммуникационного и гуманитарного сотрудничества, совершенствования деятельности структуры.

Достигнутые на столь важных мероприятиях договоренности, входящие в весьма плотную повестку дня главы государства, и результаты, ожидаемые от саммита ОЭС, значимы еще и тем, что служат обеспечению экономической стабильности страны, повышению благосостояния граждан и успешной реализации Стратегии «Узбекистан - 2030», принятой с той же целью. Следовательно, стратегия является важным документом -  руководством для свободной и благополучной жизни нашего народа, процветания государства и реализации высоких целей. В ней определены задачи, направленные на создание каждому гражданину всех возможностей для развития своего потенциала; воспитание здорового, образованного и высокодуховного поколения; формирование сильной экономики, ставшей важным звеном в мировом производстве; гарантированное обеспечение верховенства закона, безопасности и стабильности.

В частности, стратегия устанавливает ряд задач, инициатив по повышению уровня благосостояния населения посредством устойчивого экономического роста, а также служит дальнейшему развитию экономической мощи страны.  В ней обозначены такие важные задачи, как дальнейшее повышение инвестиционной привлекательности, увеличение экспорта в два раза (доведение до 45 млрд долларов), числа предприятий-экспортеров - с 6,5 тысячи до 15 тысяч, объема готовой продукции и полуфабрикатов в структуре экспорта - в 3,3 раза.

Узбекистан выполняет свои обязательства по реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. В этом контексте принято постановление правительства «О дополнительных мерах по ускорению реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года» от 21 февраля 2022-го. Также результаты серьезных усилий по адаптации Целей устойчивого развития к потребностям страны заметны на примере Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Респуб­лики Узбекистан в 2017-2021 годах и Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, которая в настоящее время реализуется.

Стратегия развития предусматривает дальнейшее повышение благосостояния народа, трансформацию отраслей экономики, ускоренное развитие предпринимательства, безусловное обеспечение прав и интересов человека, формирование активного гражданского общества.

Сегодня сформированы правовые, институциональные и экономические основы постепенного перехода к обеспечению устойчивого развития страны. Реализуется национальная модель махалли, в рамках которой вопросы развития предпринимательства, повышения благосостояния населения, обеспечения занятости и сокращения бедности, адресной социальной защиты рассматриваются непосредственно с выездом на места.

В результате активного развития системы «Открытый бюджет» и внедрения в практику новой - «Махаллинский бюджет» жители сами принимают непосредственное участие в распределении средств местного бюджета исходя из конкретных требований и нужд, тем самым самостоятельно решая свои проблемы.

Сегодня жизнь народа Узбекистана коренным образом изменилась. При этом каждый соотечественник на себе ощущает преобразования, происходящие в республике. Наша страна в прямом смысле этого слова превращается в Новый Узбекистан.

Население растет на два процента в год. По прогнозам, к 2030-му численность жителей республики достигнет 40 миллионов. Для поддержания мира и стабильности в таком большом государстве, для создания условий, достойных нашего народа, развитие сфер экономики, управления, образования, медицины и других должно быть поставлено на новые рельсы. Стратегия «Узбекистан -  2030» служит этой цели.

Конечно, необходим стабильный экономический рост, чтобы люди были довольны жизнью. И это наблюдается сегодня. Например, объем иностранных инвестиций увеличился втрое, превысив 10 млрд долларов только за последний год. В каждой махалле работает по 40-50 предприятий, во всех районах появились предприниматели-экспортеры, создано множество рабочих мест. Словом, сформировавшийся класс предпринимателей стал реальной силой в обществе, драйвером реформ. В результате объем валового внутреннего продукта за последние годы увеличился с 52 млрд до 80 млрд долларов. Выросла покупательская способность населения. Среднемесячная заработная плата почти удвоилась и составляет 360 долларов.

Теперь на основе существующего потенциала устанавливаются еще более высокие ориентиры. Согласно стратегии, к 2030 году планируется удвоить экономику, доведя объем ВВП до  160 млрд долларов, а доход на душу населения увеличить с нынешних 2200 долларов до четырех тысяч. В результате Узбекистан войдет в число государств с уровнем дохода выше среднего мирового показателя.

Для достижения поставленных целей необходимо прежде всего развивать промышленность, основанную на передовых технологиях. Это позволит удвоить производительность труда. В данном направлении уже осуществляются масштабные проекты (общей стоимостью 115 млрд долларов) с зарубежными парт­нерами.

В частности, будут запущены стратегические мегапроекты. Например, три фабрики в Алмалыке по обогащению меди и новый медеплавильный завод, Ахангаранский кластер по переработке меди, крупные химико-полимерные кластеры в Навои, Кунграде и Каракуле, предприятие по производству готовой продукции с высокой добавленной стоимостью из фосфоритного сырья в Ташкентской и Навоийской областях, комплексы по производству железа в Тебинбулаке и Галляарале. В результате до 2030 года объем производства меди, необходимой для получения высокодоходного продукта, увеличится в 3,5 раза, золота - в 1,5, серебра и урана - в три раза.

Также впервые в истории Узбекистана начинается производство алюминия, лития, стали, графита. Такое сырье может быть использовано для производства сотен новых продуктов, таких как автомобили, электроника, устройства для «зеленой» энергетики, химикаты и полимеры. А это в свою очередь 2,5 млн рабочих мест с высоким доходом.

Как отметил Президент страны в предвыборной программе, будет налажена деятельность проектов четырех престижных зарубежных компаний, в автомобильной промышленности появится реальная конкуренция, а годовой объем производства вырастет с нынешних 350 тысяч до миллиона единиц. Будет произведено 300 тысяч электромобилей в год. В целом объем добавленной стоимости в отрасли увеличится с 20 млрд до 45 млрд долларов.

Будущее промышленности и экономики - это экспорт. За последние годы открылись тысячи предприятий в кожевенно-обувной, текстильной, пищевой, электротехнической, фармацевтической отраслях. В результате объем экспорта увеличился в 1,5 раза и превысил 19 млрд долларов. С учетом высокой стоимости выхода на зарубежные рынки стратегия направлена на увеличение производства научно обоснованной, высокодоходной, экспортоориентированной продукции. Членство во Всемирной торговой организации для выхода на зарубежные рынки с готовой продукцией является одной из приоритетных целей внешнеэкономической политики Узбекистана. Но для этого наши предприятия должны быть открыты и готовы к сильной конкуренции. С целью поддержки производства экспортируемой продукции с высокой добавленной стоимостью создан Фонд развития промышленности, и на эти цели выделяется миллиард долларов.

В ближайшие годы также планируется организовать специальные экспортные зоны с 50 престижными иностранными брендами. Полностью наладится система промышленной ипотеки, чтобы предоставить предпринимателям здание в виде готового бизнеса. В каждом районе намечено создать по две новые промышленные зоны, что позволит трудоустроить не менее тысячи человек. Экспорт IT-услуг будет выведен до пяти миллиардов долларов. В результате к 2030 году общий объем экспорта удвоится и составит  45 млрд долларов.

Во всем мире расширяется переход к «зеленой» экономике. В Узбекистане идеальные условия для привлечения инвестиций и создания новых мощностей в сфере. Ярким подтверждением является тот факт, что к 2030 году общая мощность ВИЭ составит 25 тысяч мегаватт, а их доля увеличится с нынешних 14 до 40 процентов.

С 2024 года в сфере промышленности будет создан рынок «зеленых сертификатов». Автобусы полностью перейдут на экологически чистое электрическое или газовое топливо. Требования энергоэффективности будут введены для всех новых домов и бытовой техники. В экономике энергоэффективность повысится в два раза. В результате к 2030-му будет произведено 50 млрд киловатт-часов «зеленой» энергии. С запуском новых станций построят десять тысяч километ­ров магистральных и 110 тысяч километ­ров региональных линий электропередачи.

Большие планы относительно развития экономики к 2030 году требуют инвестиций в размере 250 млрд долларов. Из них предусмотрено привлечь 110 млрд долларов за счет иностранных инвестиций и 40 млрд - в рамках государственно-­частного партнерства.

В банковско-финансовой сфере планируется довести годовой объем кредитования с нынешних 18 млрд до 40 млрд. Одним из серьезных вопросов является снижение процентных ставок по кредитам. Приватизация банков играет в этом важную роль. Кроме того, проводится политика по увеличению доли частного сектора в стране, последовательному продолжению перевода монополистических секторов на рыночные принципы. В частности, за последние семь лет частный сектор стремительно вошел в такие сферы, как производство электроэнергии, теплоснабжение, химия, авиация, образование, которые находятся в государственной монополии. Продолжая эту работу, железнодорожные услуги, строительство и управление автомобильными дорогами, подача газа и электроэнергии передают частному сектору. Механизмы государственно-частного партнерства широко внедряются для управления ирригационными сооружениями, переработки отходов, энерго- и теплоснабжения социальных объектов.

В целом в ближайшие годы в государственной собственности останутся только области, связанные с магистральными энергетическими и транспортными сетями, государственным управлением и безопасностью. Главной целью останется увеличение доли негосударственного сектора в экономике на 85 процентов к 2030 году.

В последний период сельское хозяйство стало одной из основных драйверных отраслей. В результате внедрения кластерной системы урожайность хлопка и зерна увеличилась на 25-30 процентов, а экспорт фруктов и овощей удвоился. В отрасль вложено свыше пяти миллиардов долларов частных инвестиций. За последние два года населению выделено 200 тысяч гектаров плодородной земли. В результате обеспечена занятость более двух миллионов граждан.

Главная цель - довести к 2030 году средний доход с гектара с трех тысяч до пяти тысяч долларов. В частности, намечается повысить урожайность в среднем на 45-50 центнеров по хлопку, на 80-85 центнеров по зерну, освоить дополнительно 300 тысяч га и создать на них интенсивные сады и виноградники, увеличить поставки местных овощей, бобовых, картофеля с нынешних 15 до 50 процентов, переработку сельскохозяйственной продукции - с 8 до 25 процентов, запустить 100 логистических цент­ров мощностью 2,5 млн тонн в аграрной сфере. В результате появляется возможность довести объем экспорта с нынешних 1,6 млрд до 10 млрд долларов в год.  В целом планируется привлечь в аграрный сектор в общей сложности 15 млрд долларов инвестиций.

Главная цель осуществляемых реформ и стратегий в том, чтобы народ был доволен жизнью, создать государство, которое бы было на службе народу. Это - один из основных принципов нашего развития. Новый Узбекистан - правовое, социальное государство, что также закреплено в Конституции РУз в новой редакции. Поэтому верховенство закона, обеспечение независимости судебной власти и правосудия определены в качестве приоритетов. То есть защитником человека и бизнеса в Узбекистане будут закон и суд. В Основном законе в новой редакции закреплено: ограничения прав граждан и предпринимателей допускаются только и исключительно на основании решения суда. Это служит обеспечению реализации целей и задач, поставленных в стратегии.

В каждом выступлении Президент страны подчеркивает: наше государство опирается на два прочных столпа в построении Нового Узбекистана. Первый -  это сильная экономика, основанная на рыночных принципах. Второй - высокая духовность, основанная на богатом духовном наследии наших предков и национальных ценностях.

В условиях глобализации становятся более интенсивными угрозы и вызовы, направленные против национального самосознания и духовных ценностей.  В такой критической ситуации мощными факторами, которые защищают нас и делают сильнее, являются прежде всего мир в нашей стране, толерантность и согласие между нациями и религиями. Мы будем беречь как зеницу ока такое бесценное богатство. Не позволим деструктивным идеям занять место исконных человеческих ценностей. Это должно стать делом совести каждого соотечественника, обеспокоенного судьбой страны.

Сегодня среди людей встречаются те, кто отстает от времени из-за недостатка знаний и просвещенности, отсутствия культуры, самосовершенствования.  И это большое препятствие на пути всеобщего развития. Наши предки-джадиды называли такое явление невежеством и мужественно боролись с ним с помощью просвещения. Они руководствовались в своей деятельности наукой, образованием и воспитанием.

Исмаил Саифназаров.
Профессор, доктор философских наук.