Президент Республики Узбекистан 26 июня 2021 года подписал постановление «О дополнительных мерах по совершенствованию системы выявления и предупреждения случаев пыток». Мы побеседовали с директором Национального центра Республики Узбекистан по правам человека Акмалем САИДОВЫМ о содержании и значении этого постановления.

- Постановление Президента не без основания было подписано 26 июня - это важная дата, которая отмечается во всем мире, в том числе и в нашей стране, как Международный день ООН в поддержку жертв пыток, - отметил А. Саидов. - Это еще одно доказательство того, что Узбекистан в ходе реализации динамичных и последовательных реформ в области прав человека стремится к органическому синтезу международного опыта и мировых стандартов в данном направлении.

В действительности цель пыток человека - в уничтожении его личности и чести, совести и ценностей, а также унижение. Поэтому и Организация Объединенных Наций, и Республика Узбекистан в качестве ее полноправного члена постоянно характеризуют применение пыток как самое нечеловеческое преступление, применяемое определенными лицами к другим лицам.

Согласно международному праву, пытки - преступление против человечности. Во всех документах, принятых в этой области, пытки категорически запрещаются, а их применение не оправдывается ни в коем случае. Согласно статье 26 Конституции Республики Узбекистан, никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство человека обращению.

В этом контексте следует особо подчеркнуть, что решением Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1997 года 26 июня объявлено Международным днем Организации Объединенных Наций в поддержку жертв пыток. Ежегодно к этой дате приурочено проведение различных мероприя­тий, посвященных предотвращению пыток во всем мире, а также обеспечению эффективной реализации Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Эта дата ежегодно отмечается и в нашей стране. И то, что в нынешнем году Президент Республики Узбекистан приурочил подписание постановления к этой дате, повышает для нас ее историческое значение на национальном и международном уровнях.

- С какими факторами связано принятие этого постановления?

- Президент Республики Узбекистан в Послании Олий Мажлису 29 декабря 2020 года, подчеркивая последовательное продолжение реформ, направленных на гарантированную защиту прав и свобод человека, верховенство закона, обратил внимание на необходимость коренного совершенствования деятельности оперативно-розыскной, следственной систем и системы исполнения наказания. Это связано в том числе и с тем, что в данных областях, к сожалению, все еще встречаются случаи применения пыток.

Например, преступления, связанные с применением пыток, отмечены в 2017 году - семь случаев, 2018-м - десять, 2019 году - 16, 2020-м - 16. Это вызывает у общественности серьезные нарекания, а также отрицательно влияет на международный имидж нашей страны. Поэтому глава государства не мог не обратить внимания на такие прецеденты.

Президентом страны было дано поручение палатам Олий Мажлиса и Национальному цент­ру по правам человека разработать предложения, направленные на расширение полномочий Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбеки­стан по правам человека (Омбудсмана) по предотвращению пыток, а также усиление контроля общественности в данном направлении. При этом обращено внимание на необходимость привлечения в систему ежеквартальных мониторинговых визитов Омбудсмана в следственные изоляторы и учреждения исполнения наказания при участии представителей общественности, институтов гражданского общества.

Кроме того, было предложено ежегодно заслушивать доклады Омбудсмана о предотвращении применения пыток и определять меры полной ликвидации таких случаев.

Эти важные задачи последовательно реализуются. В частности, в 2020 году Омбудсман с активистами общественности провели 76 мониторинговых мероприятий в целях изучения состояния обеспечения прав человека в карантинных комплексах, учреждениях здравоохранения и исполнения наказания. В этих мероприятиях постоянно участвуют и специалисты Национального центра по правам человека.

Иными словами, в последние годы в нашей стране осуществляются широкомасштабные меры в целях дальнейшего усиления гарантий прав и свобод граждан, в том числе абсолютного недопущения применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Наряду с этим настоящий этап реформ поставил на повестку дня необходимость принятия превентивных мер по предупреждению применения пыток, оперативного беспристрастного рассмотрения обращений, связанных с такими случаями, продолжения работ по созданию эффективных правовых механизмов постоянного осуществления мониторинговых визитов мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения.

Этот злободневный вопрос нашел свое отражение в Национальной стратегии Республики Узбеки­стан по правам человека. В Государственной программе «Год поддержки молодежи и укреп­ления здоровья населения», последовательно реализуемой в нашей стране, также преду­смотрены конкретные задачи в данной сфере.

Таким образом, постановление «О дополнительных мерах по совершенствованию системы выявления и предупреждения случаев пыток» принято в рамках программных докладов и выступлений Президента страны, исполнения задач, определенных в Национальной стратегии и Государственной программе. Цель постановления - совершенствование превентивных механизмов по предупреждению применения пыток с учетом рекомендаций уставных органов и договорных комитетов ООН.

- Какие конкретные задачи ставятся постановлением?

- В первую очередь в постановлении Президента определены следующие приоритетные задачи по повышению эффективности системы выявления и предупреждения случаев применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания:

во-первых, приведение системы выявления и предупреждения случаев применения пыток в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права в области прав человека;

во-вторых, строгое обеспечение администрацией учреждения недопущения просмотра обращений, направленных лицами с ограниченной свободой передвижения в национальные институты по правам человека, а также их незамедлительного направления получателю;

в-третьих, совершенствование механизма оперативного и объективного рассмотрения обращений о случаях применения пыток, а также неотвратимости привлечения виновных лиц к ответственности;

в-четвертых, обеспечение оказания социальной, правовой, психологической и медицинской помощи пострадавшим от применения пыток, а также компенсации нанесенного им ущерба;

в-пятых, широкое привлечение институтов гражданского общества к деятельности по выявлению и предупреждению случаев применения пыток, а также обеспечение их эффективного сотрудничества с государственными органами;

в-шестых, доведение до широкой общественности информации о результатах деятельности по выявлению и предупреждению случаев применения пыток;

в-седьмых, налаживание тесного сотрудничества с международными организациями и национальными институтами зарубежных государств в области предупреждения применения пыток.

- Хотелось бы узнать о деятельности институтов гражданского общества по выявлению и предупреждению случаев применения пыток.

- Речь идет об общественных группах по выявлению и предупреждению случаев применения пыток, создаваемых при Омбудсмане. В их состав будут привлечены эксперты Национального центра по правам человека, медицинские работники, представители негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации и других институтов гражданского общества.

При этом будет учитываться наличие у них профессиональной квалификации и практических знаний для осуществления мониторинговых посещений, а также обеспечение гендерного равенства.

Постановлением Президента предусмотрены задачи общественных групп. Они в основном состоят из осуществления на регулярной основе мониторинговых посещений по предупреждению применения пыток на гауптвахте, в специальных приемниках, изоляторах временного содержания, следственных изоляторах, учреждениях по исполнению наказания, дисциплинарных частях, учреждениях принудительного лечения.

Обратите внимание на то, что в постановлении к этим специальным учреждениям применен единый термин «места содержания лиц с ограниченной свободой передвижения».

Теперь к местам содержания лиц с ограниченной свободой передвижения будет применена практика единого электронного реестра. Данная система обеспечит их близким родственникам, законному представителю и адвокату получение сведений, связанных с местом содержания и временем.

Подобная практика также позволит предупредить случаи таких злоупотреблений, как содержание сверх установленного срока, неправильное указание начала содержания, незаконное содержание лиц с ограниченной свободой передви­жения.

Кроме того, усовершенствуется практика обращения по телефону лиц с ограниченной свободой передвижения к адвокату или близкому родственнику исходя из требований действующего законодательства.

- Узбекистан ратифицирует «Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания»?

- Обязательно. Как отметил Президент Шавкат Мирзиёев в выступлении на 46-й сессии Совета по правам человека Организации Объединенных Наций: «В рамках внедрения Национального превентивного механизма по предупреждению пыток мы и впредь будем жестко пресекать все их проявления, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения. Такие преступления не будут иметь срока давности».

Тогда глава государства заявил, что Узбекистан будет ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции против пыток. В постановлении преду­смотрен ряд важных задач в этом направлении.

В частности, Национальному центру по правам человека поручено совместно с Омбудсманом и Министерством иностранных дел внести в Кабинет Министров предложения по вопросу присоединения Республики Узбекистан к «Факультативному протоколу к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания».

Данный Факультативный протокол был принят в Нью-Йорке 18 декабря 2002 года, и за прошедший период его ратифицировало 91 государство мира. В свою очередь более десяти стран - Армения, Азербайджан, Эстония, Грузия, Литва, Молдова, Украина, Кыргызстан, Казахстан, Афганистан, Чехия, Финляндия, Франция, Германия, Италия, Польша, Испания, Турция присоединились к данному международному правовому документу.

В этом смысле постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию системы выявления и предупреждения случаев пыток» будет служить приведению национальной системы превентивных механизмов предотвращения пыток в соответствие с общепринятыми международно-правовыми стандартами.

В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время Узбекистан занимает 106-е место в списке из 189 стран мира в Индексе человеческого развития (Human Development Index), подготовленном Программой развития ООН, 136-е - в субиндикаторе «политическая стабильность и отсутствие насилия» Индекса качества государственного управления, опубликованного на сайте Всемирного банка, 110-е - в Индексе верховенства права международной неправительственной организации World Justice Project.

Своевременное и полное внедрение в практику предусмотренных в постановлении Президента новшеств, несомненно, будет способствовать не только эффективной реализации мер по искоренению случаев применения пыток, но и росту международного имиджа Узбекистана, который твердо привержен своим международным обязательствам в области прав человека.

Беседовал
Гулом Мирзо.