Если приложить должные усилия, поставить перед собой цель, возможно все. Это доказала узбекистанцам и всему миру наша республика под руководством Президента Шавката Мирзиёева. Историческим событием, демонстрирующим признание важности данной стези, уважение к ее представителям - предкам и современникам, стало поздравление лидера страны работникам сферы театрального искусства Узбекистана в связи с Международным днем театра. Каждое теплое слово из этой торжественной речи отозвалось в тысячах сердец соотечественников: всех тех, кто занят в направлении, радеет за отечественную культуру, любит и поддерживает наши театры.
Международный день театра, учрежденный в 1961 году конгрессом Международного института театра (МИТ) при ЮНЕСКО, традиционно отметили во всем мире 27 марта под единым девизом «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». Празднуя знаменательную дату, театры страны вместе со зрителями подводят итоги уходящего сезона, делятся достижениями и планами.
Искусство сопровождает человека на протяжении всей его жизни как одна из форм познания бытия и поиска человечеством необходимой ему истины. Функция искусства не столько в соответствии современности, сколько в самом ее формировании. Особое положение в ряде разных направлений творчества занимает театр, так как создает уникальные по своей сути произведения в реальном времени, в момент восприятия их зрителем.
Какую же роль в эволюционном процессе занимает театр? Искусство - форма аккумуляции некоего опыта, который можно передать. Впервые театральные представления были показаны в Египте. Это произошло две с половиной тысячи лет назад. Тогда мастера сцены хотели донести до зрителей историю об Осирисе. Древняя Греция вошла в историю благодаря появлению двух форм театрального искусства - комедии и трагедии. В этой стране театр играл важнейшую роль в жизни общества.
Как и любой другой вид искусства, театр обладает своими особыми признаками. Это искусство синтетическое: театральное произведение складывается из текста пьесы, работы режиссера, актера, художника и композитора. Процесс работы над спектаклем состоит в перенесении драматургического текста на сцену - это своего рода перевод с одного языка на другой. В результате литературное слово становится словом сценическим.
В разные времена искусство сцены было призвано то развлекать, то воспитывать, то проповедовать. И с этими задачами театр справляется по сей день: его возможности многообразны, а сила воздействия велика.
В средние века этому явлению дали отдельное определение - Theatrum Mundi, что в переводе с латыни означает «мир в театре». Сценическое пространство тогда воспринимали как модель мироздания, где следовало разыграть и повторить таинство творения. В эпоху Возрождения на театр все чаще стали возлагать задачу борьбы с пороками: осуждая таким образом низкие нравы, стремились побуждать людей к достойной жизни. В эпоху Просвещения искусство сцены оценивалось очень высоко: как очищающее нравы и поощряющее добродетель. Лучшие театральные произведения всегда оказывались чуткими к историческим переменам.
Театр по сей день остается зеркалом, в котором отражаются события и человек.
Так, широко известно, что с конца 2016-го в Узбекистане проведена большая работа по развитию сферы культуры. Реализуется ряд проектов: снимаются фильмы, проходят вернисажи, издаются новые литературные произведения, каждое из которых находит своего читателя, ставятся все более интересные масштабные театральные постановки.
Верность идеалам традиционного театра, развитие нового мышления, иной подход к режиссуре, исполнительскому мастерству, открытие новых граней уникального вида искусства - требование сегодняшнего времени. Сфера претерпела массу положительных изменений. Образован ряд организаций и учреждений, разработана система по сохранению уникальных образцов узбекского классического и фольклорного искусства, развитию самобытных исполнительских школ и традиций. Это результат усиленного внимания со стороны государства.
В сфере культуры и искусства на уровне государственной политики последовательно реализуются реформы. Принят ряд нормативно-правовых документов. Искусство театра претерпевает ряд изменений и требований. По сей день ответственность актера перед аудиторией остается колоссальной, ведь зритель всегда чуток и проницателен.
Театр вносит неоценимый вклад в развитие социальной жизни людей. Особенно стоит подчеркнуть вклад деятелей этого искусства, которые доносят до народа традиции и стремления актеров и театра. Огромное творческое наследие видных узбекских деятелей этого направления является одним из основных источников вдохновения и профессионального формирования, роста молодых актеров как художественных личностей, поставивших перед собой цель дальнейшего развития узбекского театрального искусства.
Узбекский традиционный театр существовал в наших краях несколько веков назад. В его репертуаре было много произведений устного народного творчества, которые видоизменялись, сокращались или утрачивались при последующем исполнении. Не наскучить зрителю и петь разными голосами героев на протяжении нескольких часов - нелегкий труд народных сказителей. Смело можно утверждать, что это истинное искусство.
Актеры традиционного театра исполняли свои номера как на канате, так и сцене. Комедианты смешили зрителей, показывая героев, животных, птиц.
Изучая историю национальных традиций, нельзя не учитывать заслуги наших великих предков, которые заложили фундамент формирования театра одного актера. Они были виртуозными музыкантами, сказителями народных былин, поэтами-импровизаторами, искусными ораторами, выступавшими на литературно-поэтических вечерах, посвященных таким поэтам, как Навои и Машраб, что также явилось одним из источников зарождения искусства театра.
С тех пор театру не однажды предрекали гибель, но он каждый раз выживал. Выдержал конкуренцию и с кинематографом, и с телевидением, и с интернетом. Театральному искусству, рождающемуся на глазах у зрителей, суждена долгая жизнь. Преодолевая границы и языковые барьеры, оно являет миру новые открытия. Погружение в сюжет хорошего спектакля, идет ли он в прославленном театре или на студийной сцене, - всегда духовное наслаждение, настоящий праздник.
Ахмаджон Рахимов.
Доктор искусствоведения, театральный критик.