Персидскому философу, математику, астроному и поэту Омару Хайяму принадлежит фраза, которая в своей простоте выражает саму суть восточной мысли: «В этом темном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится». Мы часто слышим это понятие, упот­ребляем, пытаемся измерить или оценить его. Но что же есть духовность по определению?

Это продукт умственной деятельности человека и общества, нравственные, религиозные нормы, взгляды, убеждения. И духовность узбекского народа формировалась и развивалась соответственно пройденному им пути экономического, социально-­политического и культурного развития, а также его мировоззрению, воле и утверждавшейся в социуме среде.

Заглянем в глубь истории. В регионах поливного земледелия с древнейших времен в мировоззрении живущих там народов превозносились стихии. Зороастрийцы Центральной Азии и Ирана считали священными землю, воду, огонь (последний также символизирует солнце). Зороастрийская священная книга «Авеста» - единственный письмен­ный источник изучения духовной культуры и среднеазиатской цивилизации во II-I тысячелетиях до нашей эры. И уже там можно найти сведения о нравственных принципах, обрядах и традициях, устном творчестве, образе жизни людей того исторического периода. Так, большое внимание уделялось нравственному воспитанию человека. Мудрость, праведность и добродетель высоко почитались обществом.

Стоит также отметить, что в период с III века до нашей эры и до раннего Средневековья огромное значение имел процесс эллинизации, определивший своеобразие духовного развития народов этого региона. Учения мыслителей античности послужили основой расцвета науки, философии, литературы и искусства в эпоху так называемого Центральноазиатского Ренессанса. Тогда мирно сосуществовали зороастризм, буддизм, манихейство, христианство несторианского толка, маздакизм и шаманизм. Можно сказать, в IV-VII веках здесь возникла уникаль­ная плюралистическая культура, а толерантность и по нынешний день одна из составляющих черт народов Центральной Азии.

И не станет преувеличением заявление о том, что узбекский народ имеет богатое прошлое, а страницы истории региона неразрывно связаны с ним. Земля Узбекистана - своеобразный драгоценный архив, хранящий уникальные памятники разных эпох. Наша страна считается колыбелью древнейшей человеческой цивилизации, а ее культура - одна из самых ярких и самобытных на Востоке формировалась в течение тысячелетий и вобрала в себя традиции и обычаи народов, в разное время населявших эту территорию.

Свой вклад внесли древние иранцы, греки, кочевые тюркские племена, арабы, китайцы, русские. Великий шелковый путь способствовал слиянию культур народов, их обычаев и искусства. Узбекистан знаменит полководцами, учеными, мыслителями и поэтами. Здесь жили и творили Рудаки и Ахмад Дакики, Фирдоуси, знаменитый медик, философ и поэт Абу Али ибн Сино (Авиценна), один из крупнейших средневековых ученых Ахмад аль-Фергани. А без Мухаммада ибн Мусы аль-Хорезми трудно представить современную математику, астрономию и географию. Именно он, живший в 783-850 годы нашей эры, заложил основы алгебры, дал ей название. Великий Амир Темур вошел в историю как выдающийся полководец и правитель. А его внук Улугбек известен не только как представитель науки, но и тонкий знаток классической литературы, музыки и истории. Основной труд последнего «Зидж Улугбека» (он же «Гурганский зидж») признан мировым сообществом грандиозным памятником человеческого гения.

Огромное значение оказали на развитие культуры и литературы ХV-XVI веков жизнь и творчество поэта и государственного деятеля Алишера Навои. Он по праву считается основоположником современной узбекской литературы, так как писал, помимо персидского, и на староузбекском языке, показав его красоту и богатые поэтические возможности. На нем он создал замечательный «Чор диван» (четыре сборника, включающие тысячи газелей) и легендарную «Хамсу» («Пятерицу»).

Все это наследие обеспечивает преемственность между поколениями как в культурном, так и социальном развитии. Благодаря ему мы имеем, хотя пока и не полное, но вполне объемное представление о далеком прошлом, мечтах и думах современников Улугбека и Навои, их деяниях, нравах, обычаях, мировоззрении, предметах обихода. Такое достояние, будучи мощнейшим средством в формировании национальных самосоз­нания и гордости, можно назвать и универсальной духовной основой укрепления независимости. В нем сосредоточены мораль, право, обычаи, традиции, литература, искусство, уроки истории - все, что составляет непоколебимые ценности современного человека, гражданина суверенного Узбекистана.

Лариса Левтеева.
Ведущий сотрудник Государственного музея истории Узбекистана, кандидат исторических наук.