Персидскому философу, математику, астроному и поэту Омару Хайяму принадлежит фраза, которая в своей простоте выражает саму суть восточной мысли: «В этом темном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится». Мы часто слышим это понятие, употребляем, пытаемся измерить или оценить его. Но что же есть духовность по определению?
Это продукт умственной деятельности человека и общества, нравственные, религиозные нормы, взгляды, убеждения. И духовность узбекского народа формировалась и развивалась соответственно пройденному им пути экономического, социально-политического и культурного развития, а также его мировоззрению, воле и утверждавшейся в социуме среде.
Заглянем в глубь истории. В регионах поливного земледелия с древнейших времен в мировоззрении живущих там народов превозносились стихии. Зороастрийцы Центральной Азии и Ирана считали священными землю, воду, огонь (последний также символизирует солнце). Зороастрийская священная книга «Авеста» - единственный письменный источник изучения духовной культуры и среднеазиатской цивилизации во II-I тысячелетиях до нашей эры. И уже там можно найти сведения о нравственных принципах, обрядах и традициях, устном творчестве, образе жизни людей того исторического периода. Так, большое внимание уделялось нравственному воспитанию человека. Мудрость, праведность и добродетель высоко почитались обществом.
Стоит также отметить, что в период с III века до нашей эры и до раннего Средневековья огромное значение имел процесс эллинизации, определивший своеобразие духовного развития народов этого региона. Учения мыслителей античности послужили основой расцвета науки, философии, литературы и искусства в эпоху так называемого Центральноазиатского Ренессанса. Тогда мирно сосуществовали зороастризм, буддизм, манихейство, христианство несторианского толка, маздакизм и шаманизм. Можно сказать, в IV-VII веках здесь возникла уникальная плюралистическая культура, а толерантность и по нынешний день одна из составляющих черт народов Центральной Азии.
И не станет преувеличением заявление о том, что узбекский народ имеет богатое прошлое, а страницы истории региона неразрывно связаны с ним. Земля Узбекистана - своеобразный драгоценный архив, хранящий уникальные памятники разных эпох. Наша страна считается колыбелью древнейшей человеческой цивилизации, а ее культура - одна из самых ярких и самобытных на Востоке формировалась в течение тысячелетий и вобрала в себя традиции и обычаи народов, в разное время населявших эту территорию.
Свой вклад внесли древние иранцы, греки, кочевые тюркские племена, арабы, китайцы, русские. Великий шелковый путь способствовал слиянию культур народов, их обычаев и искусства. Узбекистан знаменит полководцами, учеными, мыслителями и поэтами. Здесь жили и творили Рудаки и Ахмад Дакики, Фирдоуси, знаменитый медик, философ и поэт Абу Али ибн Сино (Авиценна), один из крупнейших средневековых ученых Ахмад аль-Фергани. А без Мухаммада ибн Мусы аль-Хорезми трудно представить современную математику, астрономию и географию. Именно он, живший в 783-850 годы нашей эры, заложил основы алгебры, дал ей название. Великий Амир Темур вошел в историю как выдающийся полководец и правитель. А его внук Улугбек известен не только как представитель науки, но и тонкий знаток классической литературы, музыки и истории. Основной труд последнего «Зидж Улугбека» (он же «Гурганский зидж») признан мировым сообществом грандиозным памятником человеческого гения.
Огромное значение оказали на развитие культуры и литературы ХV-XVI веков жизнь и творчество поэта и государственного деятеля Алишера Навои. Он по праву считается основоположником современной узбекской литературы, так как писал, помимо персидского, и на староузбекском языке, показав его красоту и богатые поэтические возможности. На нем он создал замечательный «Чор диван» (четыре сборника, включающие тысячи газелей) и легендарную «Хамсу» («Пятерицу»).
Все это наследие обеспечивает преемственность между поколениями как в культурном, так и социальном развитии. Благодаря ему мы имеем, хотя пока и не полное, но вполне объемное представление о далеком прошлом, мечтах и думах современников Улугбека и Навои, их деяниях, нравах, обычаях, мировоззрении, предметах обихода. Такое достояние, будучи мощнейшим средством в формировании национальных самосознания и гордости, можно назвать и универсальной духовной основой укрепления независимости. В нем сосредоточены мораль, право, обычаи, традиции, литература, искусство, уроки истории - все, что составляет непоколебимые ценности современного человека, гражданина суверенного Узбекистана.
Лариса Левтеева.
Ведущий сотрудник Государственного музея истории Узбекистана, кандидат исторических наук.