Разрушая гендерные стереотипы

    Цифровизация 23 октября 2023 2089

    IT-сфера стремительно растет: устаревшие технологии вытесняются, как и стереотипы о сегодняшней роли женщин в сфере программирования. Ныне представительницы прекрасного пола занимают разные должности - от программистов и разработчиков до менеджеров проектов и аналитиков данных.

    Проведено множество исследований, подтверждающих, что умственные способности мужчин и женщин практически не отличаются. Таким образом, нет никаких объективных причин, из-за которых женщины не могли бы освоить программирование или любую другую специальность. Наоборот, их разнообразие и уникальный подход к решению проблем могут быть очень ценными для компаний. Однако во многих коллективах женщины сталкиваются с проблемами гендерного неравенства, дискриминацией. Наиболее распространенные - сексизм и предубеждения на собеседованиях (стереотипы о способностях женщин, вопросы о личной жизни и планах по беременности и декрету); в некоторых компаниях зарплата женщин ниже, чем у мужчин, а возможностей для карьерного роста меньше; неуважительное отношение и обидная снисходительность со стороны коллег-мужчин. Чаще всего работодатели останавливаются на кандидатах-мужчинах, даже если у представительницы противоположного пола может быть больше опыта.

    В мире множество примеров успешных женщин в IT. К примеру, Грейс Хоппер - одна из пионеров программирования и математик. Работала с первыми электронными компьютерами, развила машинно-­независимые языки (под ее руководством создан первый высокоуровневый язык COBOL). Ада Лавлейс написала первую компьютерную программу в первой половине XIX века. Кэтрин Джонсон работала математиком в NASA в команде женщин-программистов и делала расчеты для полета в космос Джона Гленна.

    В современном мире давно здраво оценивают человека за его профессиональный уровень, уважают независимо от того, какого он пола, нацио­нальности или цвета кожи. Многие женщины завоевали свое место под солнцем в сфере программирования и имеют высокооплачиваемую профессию.

    Forbes каждый год выпускает список The World's Top 50 Women In Tech. Согласно изданию, такая профессия, как разработчик программного обеспечения, приложений и систем программного обеспечения, находится на седьмом месте среди 25 самых высокооплачиваемых профессий для женщин. Более того, в США каждый год проводится конференция Grace Hopper Celebration - крупнейшее в мире собрание женщин в области компьютерных технологий.

    На протяжении десятилетий считалось, что IT - мужская профессия. Однако со временем руководители компаний поняли, что женщины предлагают оригинальные подходы к решению задач и привносят свежие уникальные идеи в разработку продуктов.

    Несколько лет назад прошло исследование, охватившее 1,4 млн пользователей GitHub, которое показало, что способности женщин к программированию не только не уступают, но и опережают способности мужчин. Если девушки редко идут в IT, так только потому, что кто-то им когда-то внушил, что это территория мужчин.

    В Узбекистане женщины составляют половину населения, а это около 18 млн человек, из которых более трех миллионов в возрасте от 20 до 29 лет.

    Как и в других странах, в Узбекистане мало женщин в сфере технологий. Даже в тех немногих случаях, когда в IT-компаниях есть девушка, ей, как правило, отводится роль нетехнического персонала.

    Согласно опросу, проведенному среди резидентов IT Park, 27 процентов респондентов указали, что доля женщин среди нетехнического персонала составляет более 40 процентов, а еще девять процентов опрошенных отметили значение от 30 до 40 процентов. При этом 87 процентов указали, что доля женщин среди технического персонала составляет менее 40 процентов.

    В настоящее время в рамках Стратегии «Цифровой Узбекистан - 2030» реализуется ряд программ и проектов, направленных на повышение роли женщин в обществе и достижение гендерного равенства.

    В январе этого года состоялся запуск проекта Technovation Girls - крупнейшей в Узбекистане STEM-программы для девушек, которая организована ННО Tech4Impact в партнерстве с Агентством инновационного развития Республики Узбекистан и онлайн-сервисом Yandex Go.

    Двенадцатинедельная программа включает обучающие модули по программированию, маркетингу, бизнес и навыкам подготовки презентации. Девушки учатся решать социально значимые проблемы с помощью технологий, создают инновационные мобильные приложения в областях, связанных с Целями устойчивого развития.

    Еще один проект - IT-клуб для девушек и женщин GAP, который призван привлекать современниц в сферу информационных технологий, предоставлять им возможность обучения и трудоустройства. Инициаторы клуба также ставят перед собой задачу исчерпать проблему недостаточного присутствия женщин в отрасли, сделать IT-профессии доступными и интересными для девушек, опровергнуть стереотип о том, что это сугубо мужское направление.

    Мероприятия GAP состоят из двух частей - официальной и неофициальной. Первая - это выступления спикеров, презентации и дискуссии, где в качестве гостей выступают женщины, которые уже воплотили идеи в успешные проекты. Во второй части участники смотрят фильмы, проходят квесты и пробуют себя в разных видах спорта. В дальнейшем планируется трансформировать клуб в коммуникационную площадку, где участницы смогут обмениваться мнениями, налаживать нетворкинг и находить единомышленниц для дальнейшего сотрудничества.

    Кроме того, та­­кие программы, как Tumaris Tech или Women in Tech, расширяют возможности, интегрируют и поддерживают лидеров науки, технологий, инженерии и математики (STEM) из Центральной и Южной Азии, Ближнего Востока, предоставляя женщинам возможности получения образования. Действует также целенаправленная программа наставничества и обмена.

    Стоит отметить, что общее число студентов Университета Инха в Ташкенте составляет более 1700 человек, из них 16 процентов - девушки.

    При этом общая доля женщин в IT-секторе Узбекистана составляет всего 33 процента (около десяти тысяч человек), что нельзя назвать удовлетворительным. По данным ЮНИСЕФ, 68 процентов молодых женщин в возрасте от 14 до 30 лет в Узбекистане никогда не пользовались интернетом. В организации считают, что в Узбекистане и по всей Центральной Азии девочки по-прежнему недостаточно представлены или полностью исключены из основных возможностей обучения в областях STEM и информационных технологий из-за негативных норм и гендерных стереотипов, которые по сей день сохраняются.

    Среди важных факторов этого негативного показателя, на наш взгляд, также недостаточная защищенность киберпространства и средств массовой информации, низкий уровень компьютерной грамотности и медиакомпетентности некоторых слоев населения. К тому же часто родители и супруги принимают меры, запрещающие дочерям и женам пользоваться интернетом.

    Какие меры следует принять для минимизации гендерного разрыва в обществе? На что следует обратить особое внимание? Данные вопросы становятся все более актуальными.

    Во-первых, желательно активизировать продвижение программ STEM для привлечения женщин к инженерным и технологическим профессиям. При этом пропаганду инженерно-технических специальностей и компьютерных технологий среди детей необходимо начинать с раннего возраста, поскольку в старших классах большинство девочек под влиянием гендерных стереотипов отдают предпочтение специальностям социально-гуманитарной сферы.

    Во-вторых, широко внедрять дифференцированное образование в систему образовательных учреждений. При этом важен процесс правильного выявления склонностей и способностей ребенка в первые годы его жизни. Родители должны прилагать определенные усилия для развития детей в тех направлениях, где их интересы и способности проявляются максимально. Детские сады и начальные классы также должны основываться на дифференцированном обучении с учетом индивидуально-типологических особенностей педагогов и учащихся.

    В-третьих, крайне важно объяснить родителям и детям значение инженерии, компьютерных технологий, химии и биологии в жизни общества, научить их тому, что эти профессии не менее нужны и востребованы. Программы гендерного равенства также должны быть разработаны и реализованы в школах.

    В-четвертых, одним из наиболее актуальных является вопрос подготовки квалифицированных педагогов по STEM-предметам, способных систематически повышать интерес и знания учащихся по этим дисциплинам, используя инновационные методы преподавания.

    В-пятых, в условиях бурного развития технологий процессы повышения уровня обретения знаний и умений, профессиональной подготовки и повышения квалификации должны носить непрерывный характер. Эффективным механизмом обеспечения непрерывности такого образования может стать переход к кластерному развитию образования, который предполагает использование системообразующих элементов развития профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов образования.

    Необходимость реализации рекомендуемых мер, их взаимозависимость неоспоримы, поскольку взаимообусловлены как неотъемлемые структурные части систематизированного комплекса.

    В сегодняшних реалиях IT больше не является сугубо мужской сферой.

    Музаффар Джалалов.
    Доктор философии по техническим наукам (PhD).

    No date selected
    май 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates