Встреча является логическим продолжением серии переговоров, по итогам которых 29 декабря 2020 г. главами Узбекистана, Афганистана, Пакистана направлено совместное обращение в адрес международных финансовых институтов с предложением поддержать проект строительства железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар».

Делегацию Республики Узбекистан возглавит заместитель Премьер-министра – министр инвестиций и внешней торговли Сардор Умурзаков, Исламской Республики Афганистан – министр иностранных дел Мухаммад Ханиф Атмар, Исламской Республики Пакистан – советник Премьер-министра Абдул Разак Давуд.

На сегодняшний день руководством Всемирного банка, Азиатского банка развития, Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка, Исламского банка развития, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Международной финансовой корпорации развития (США) выражена высокая заинтересованность в совместной реализации этого проекта.

Государства Центральной Азии и Афганистан не имеют прямого выхода к международным морским портам, в связи с чем несут существенные транспортно-транзитные расходы. Эта проблема особо актуализировалась в период пандемии «Covid-19», наложившей существенные ограничения на международные грузовые перевозки.

В этих условиях строительство железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» позволит существенно сократить сроки и стоимость транспортировки грузов между странами Южной Азии
и Европы через Центральную Азию.

Новая трансафганская железная дорога, обеспечивающая выход на пакистанские морские порты «Карачи», «Касем» и «Гвадар», будет способствовать кардинальному повышению транзитного потенциала Центральной Азии. Реализация проекта также создаст уникальные возможности для обеспечения мира и стабильности в Афганистане, стимулирования поступательного экономического роста этой страны за счет создания десятков тысяч новых рабочих мест и формирования условий для освоения богатых запасов полезных ископаемых (меди, олова, цинка, железной руды, мрамора, гранита, травертина и других) вдоль трассы пролегания железной дороги.

Ожидается, что по итогам предстоящих в г. Ташкенте многосторонних переговоров будет принят совместный План действий («Дорожная карта») по строительству дороги, предусматривающий вопросы организации совместной международной экспедиции для трассирования маршрута будущей трассы, проведения геодезических, гидрогеологических и топографических исследований. Стороны также согласуют вопросы разработки предварительного технико-экономического обоснования проекта, механизмы финансирования предпроектных исследований и скорейшего начала строительства.