Отмечалось, что в последние годы принимается ряд нормативно-правовых актов по ведению подсобных хозяйств и использованию приусадебных земельных участков. Однако, их исполнение иногда не дает ожидаемого результата.    

В частности, на дополнительных дачных участках, переданных без права на жилищное строительство, выявлены земельные участки, около 4500 из которых без правового документа, свыше 500 используются незаконно и 151 га дополнительных дачных участков заброшены и не используются. Кроме того, в суд по административным и гражданским делам подано 650 исковых заявлений. В 55 случаях из них случаи нарушения закона предотвращены на месте.

Данный Закон служит целям регулирования отношений в области организации ведения подсобных хозяйств на личных приусадебных земельных участках.  

В свою очередь, в отличие от действующих правил, теперь деятельность в подсобном хозяйстве основана на личном труде владельца подсобного хозяйства и членов его семьи.

В Законе определяются права и обязанности лиц, использующих личные приусадебные земельные участки для ведения подсобного хозяйства. В частности, лица, использующие личные приусадебные земельные участки для ведения подсобного хозяйства, имеют право на:

  • свободное и независимое управление подсобными хозяйствами, включая свободную реализацию выращенной и самостоятельно переработанной сельскохозяйственной продукции, независимое ценообразование и распоряжение полученными доходами;
  • беспрепятственную и свободную, самостоятельно или через их представителей реализацию выращенной или переработанной ими сельскохозяйственную продукции на рынках, в торговых точках;
  • сотрудничество с плодоовощными кластерами, а также добровольное членство в плодоовощных кооперативах;
  • пользование льготами, предусмотренными законодательством, включая льготные кредиты, субсидии и другие преференции;
  • добровольное членство в Совете фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана;
  • пользование услугами земельных и иных обслуживающих организаций по выращиванию и реализации сельскохозяйственной продукции;
  • строительство теплиц из легких конструкций на личных приусадебных земельных участках без необходимости получения разрешения государственных органов, в том числе архитектурно-строительных, экологических, санитарно-гигиенических, и органов, обеспечивающих пожарную безопасность;
  • пользование водными ресурсами и др.

Кроме того, в Законе отражаются вопросы, касающиеся полномочий Кабинета Министров Республики Узбекистан, органов государственной власти на местах по организации ведения подсобных хозяйств на личных приусадебных земельных участках, участия Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, органов самоуправления граждан.

Законом предусматривается, что деятельность в подсобном хозяйстве основывается на личном трудовом участии владельца подсобного хозяйства и членов его семьи.

Определяется также ведение органами самоуправления граждан учета подсобных хозяйств.

Реализация данного Закона способствует установлению порядка осуществления гражданами деятельности в подсобном хозяйстве, их прав и обязательств, созданию механизмов государственной поддержки деятельности подсобных хозяйств.

Члены Сената одобрили данный Закон, сообщает информационная служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.