В связи с этим хотелось бы отметить, что за прошедший период ШОС зарекомендовала себя как ответственный субъект международных отношений, уникальная организация, охватывающая широкий перечень вопросов. А за последние годы произошла кардинальная трансформация деятельности структуры, превратившая ее из региональной в международную.
Благодаря вступлению в ШОС Индии и Пакистана организация становится одной из крупнейших, которая охватывает 60 процентов Евразии и почти 50 процентов населения всего земного шара. Совокупный ВВП всех стран-участниц достиг 23 процентов от мирового показателя, товарооборот - более 6,3 трлн долларов.
Кроме того, государствами-наблюдателями являются Афганистан, Беларусь, Иран и Монголия, партнерами по диалогу выступают Азербайджан, Армения, Египет, Камбоджа, Катар, Непал, Саудовская Аравия, Турция и Шри-Ланка.
Установлены партнерские отношения с ООН, СНГ, СВМДА, ОЭС, АСЕАН, ОДКБ, ЕАЭС, МККК, ЮНВТО, Международным комитетом по контролю за наркотиками, Секретариатом Конференции ООН по торговле и развитию, Лигой арабских государств, ЮНИДО.
По информации Секретариата ШОС, в настоящее время имеет 16 новых заявок на установление связей, повышение статуса уже существующих отношений. Это свидетельствует о том, что структура является работающей площадкой, позволяющей взаимовыгодно сотрудничать в таких областях, как политика, безопасность, экономика, инвестиции, транспорт, торговля, туризм, культура.
При этом, что особенно важно в современных реалиях, данное сотрудничество носит открытый и конструктивный характер, не направлено против других акторов международных отношений, что четко закреплено в Хартии ШОС. Наиболее полно этот тезис отражает так называемый «шанхайский дух» - взаимное доверие, взаимная выгода, равенство, взаимные консультации, уважение многообразия культур, стремление к совместному развитию.
В 2020-2021 годах председательство в ШОС осуществлялось Республикой Таджикистан и проходило под девизом «20 лет ШОС: сотрудничество во имя стабильности и процветания».
Таджикской стороной, несмотря на продолжающуюся нестабильность санитарно-эпидемиологической обстановки, проведено 100 мероприятий разного уровня. Запущены новые механизмы взаимодействия: впервые состоялись встреча глав государств - членов ШОС и ОДКБ для обсуждения ситуации в Афганистане и совещание министров энергетики стран - участниц организации.
По итогам заседания глав государств - участников ШОС принята Душанбинская декларация, охватывающая все сферы взаимодействия. В документе стороны выразили готовность укреплять ШОС в качестве одной из опор формирующегося более представительного и справедливого миропорядка, основанного на верховенстве международного права.
Стоит обратить особое внимание на тот факт, что в декларации отдельно отмечена роль Центральной Азии в качестве ядра ШОС. Поддержана практика проведения на регулярной основе Консультативных встреч глав государств региона. Кроме того, подчеркнут вклад республик в укрепление безопасности и стабильности. В частности, скорейшее вступление в силу Протокола о гарантиях безопасности к Договору о зоне, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии, укрепит режим ядерного нераспространения в ЦА.
Это в очередной раз стало наглядным подтверждением конструктивности и важности текущих региональных процессов, направленных на сближение не только центральноазиатских государств, но и внерегиональных акторов, ведущих мировых держав.
По вопросам экономического сотрудничества государства - члены ШОС выразили готовность и далее укреплять взаимодействие в торговой, производственной, транспортной, энергетической, финансовой, инвестиционной, сельскохозяйственной, таможенной, телекоммуникационной, инновационной и других сферах. Углубление кооперации по указанным направлениям обеспечит качественное экономическое развитие всех государств, повысит уровень жизни населения.
Отдельное внимание уделено культурно-гуманитарному сотрудничеству, которое показывает всему мировому сообществу пример уважения, толерантного отношения к национальным традициям государств и взаимообогащения культур через международные обмены.
Конечно же, не обошли стороной лидеры стран ШОС ситуацию в Афганистане, оказывающую непосредственное влияние на устойчивое развитие и поддержание стабильности на пространстве организации. Отмечалась важность формирования инклюзивного правительства в стране, становления Афганистана в качестве независимого, нейтрального, единого и мирного государства, свободного от терроризма, войны и наркотиков.
Узбекистан предлагает ряд инициатив, реализация которых позволит вывести сотрудничество между странами на более высокий уровень. В частности, предложения охватывают такие направления, как развитие внутрирегиональной торговли, наращивание промышленной кооперации, укрепление транспортной взаимосвязанности, сокращение бедности, обеспечение продовольственной безопасности, реагирование на вызовы информационной безопасности, продвижение позитивного имиджа Организации, расширение туристического сотрудничества, а также выработка согласованной позиции в отношении Афганистана.
В целом Душанбинский саммит предоставил возможность по-новому взглянуть на потенциал организации и перспективы совместной работы.
В 2021-2022 годах председательство в ШОС переходит к нашей стране. И мы намерены поддержать и развить заданный темп, в том числе по качественному укреплению кооперации между государствами - участниками во всех направлениях.
Главная цель Узбекистана как председателя ШОС - практическое расширение взаимовыгодного сотрудничества по всему спектру вопросов (политика, безопасность, торговля, инвестиции, транспорт, культура). При этом в период председательства наша страна примет меры и создаст благоприятные условия для расширения сотрудничества со странами - наблюдателями и партнерами по диалогу. Как уже отмечалось выше, многие государства демонстрируют готовность наращивать контакты с ШОС.
Узбекистан нацелен на сохранение и укрепление имиджа Шанхайской организации сотрудничества, которая вносит существенный вклад в поддержание международного мира и безопасности, стимулирование глобального развития. В этом контексте пристальное внимание будет уделяться совместной работе по искоренению причин, источников и проявлений терроризма, сепаратизма и экстремизма в рамках Региональной антитеррористической структуры ШОС. Следует особо подчеркнуть: упор делается на применение именно превентивных мер, недопущение радикализации населения, особенно молодежи.
Из всего этого вытекает стремление продвигать экономическую кооперацию для получения реальных выгод, основные бенефициары которых граждане стран - участниц, государств - наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС.
Конечно же, Узбекистан не обойдет стороной афганскую повестку. Сегодня братский народ проходит сложный этап. Наша задача - оказать содействие и поддержку стране - наблюдателю организации. И в настоящее время рассматривается План практических мер по содействию социально-экономическому восстановлению Афганистана.
Несомненно, саммит ШОС в 2022 году в Узбекистане станет важным этапом развития многостороннего регионального сотрудничества и позволит поднять на новую высоту исторически тесные отношения дружбы и добрососедства.
Центральная Азия - приоритет внешней политики Узбекистана. И пространство ШОС, ядром которого определен регион, продолжит входить в число ключевых направлений внешнеполитической деятельности нашего государства. Мы надеемся на укрепление сотрудничества с другими региональными и международными организациями в целях упрочения мира, стабильности и экономического развития.
Анвар Насиров.
Директор Международного института Центральной Азии.