Фото Хакима Йулдошева.

На основе передовых подходов построена почти 20-километровая автомобильная дорога, проходящая через Кибрайский и Юкоричирчикский районы Ташкентской области. В декабре 2020 года завершен и сдан в эксплуатацию основной этап магистрали, строительство которой осуществлялось на основании постановления Президента «О дополнительных мерах по ускорению реализации проекта «Строительство современного аэропортового комплекса гражданской (деловой) авиации на базе аэродрома «Ташкент - Восточный» от 3 января 2018 года.

Раньше здесь не было дороги. Население добиралось от улицы Махтумкули в Ташкенте до Бостанлыкского района столичной области объездным путем, теряя на трассе 45-50 минут из-за пробок.

Строительство дороги через реку Чирчик стало решением всех проблем. Расстояние в 20 километров сократилось вдвое, что позволяет экономить как время, так и деньги граждан. Для авто­владельцев это меньший расход топлива и сокращенное расстояние без пробок. Важно отметить, что новая автомагистраль соответствует требованиям мировых стандартов, позволяет тысячам людей добираться до места назна­чения за 10-15 минут.

Отказ от старых шаблонов...

Такие большие проекты реализовать непросто. По словам специалиста ООО «Йул лойиха бюроси» Государственного комитета Респуб­лики Узбекистан по автомобильным дорогам Бехзода Холикова, был рассмотрен ряд разработок, выбрана наиболее подходящая. По техническим характеристикам новая дорога шестиполосная, с магистральным регулированием. Пропускная способность каждой полосы предусматривает 600-1200 автомобилей в час, как на городских улицах. Этот показатель меняется в зависимости от времени суток и обстоятельств на дорогах. К тому же потенциал новой трассы намного шире (рассчитана на нагрузку 13 тонн на каждую ось автомобиля, скорость движения при этом высокая), если считать, что ранее учитывалась нагрузка лишь в шесть тонн на каждую ось.

Следует отметить и то, что по требованию генерального подрядчика - Ташкентского унитарного предприятия по эксплуатации автодорожных мостов, путепроводов и других искусственных сооружений - к строительству автомагистрали было привлечено более 500 рабочих, использовано свыше 200 машин и механизмов, 100 единиц спецтехники. Ведь сколько бы ни было рабочей силы, без технических средств невозможно выполнить сложную работу, например, в соответствии с современными требованиями проложить каменно-бетонную, крупнозернистую асфальтобетонную смесь.

Отказавшись в дорожном строительстве от старых шаблонов, ответственная организация определила новый подход в данном аспекте: особый акцент сделан на передовые технологии, что повысило производительность труда, качество и экономичность проекта. Так, в основание дороги вместо обычных 10 см бетона уложено 18. При этом продукция местных предприятий помогла сохранить большие средства, которые ушли бы на дорогой импорт.  

В качестве эксперимента установка цветных пластиковых ограждений по обе стороны трассы является еще одним новшеством в данной сфере. Изделие произведено на основе южнокорейской технологии на совместном предприятии «Корейс транс». Этот строительный материал, уже испытанный за рубежом и получивший широкое распространение, по прочности и долговечности не уступает металлу.

- Ограждение из полиэтилена не ломается, выдерживает удары, при этом легкое, поэтому на него и транспортные расходы ниже, - рассказывает заместитель директора Ташкентского унитарного предприятия по эксплуатации автодорожных мостов, путепроводов и других искусственных сооружений Акмал Муродов. - Более того, намного дешевле металлической ограды и не требует особого ухода, скажем, частой мойки и покраски в определенное время. Главное преимущество такого ограждения в том, что после морального износа ему можно либо дать вторую жизнь, раздробив и изготовив заново, либо произвести другие изделия.

Сегодня такое ограждение устанавливается в экспериментальном порядке. И если даст ожидаемый результат, то предусмотрено использовать его при строительстве других дорог. С учетом большого количества пластиковых отходов в стране возможность локализации производства такой продукции представляется перспективной.

Укладка двухслойного асфальтобетона на подготовленную фундаментную часть дороги повысила ее прочность. Для этого использовалась смесь, усиленная цементом, или уплотненный бетон. Строители говорят, что на это уходит гораздо меньше цемента. То есть если на один кубометр обычного бетона приходится 400-420 кг цемента, то для уплотненного бетонного покрытия достаточно и 100-150 кг. Сегодня этот строительный материал набирает популярность в мире, особенно в Германии, Индии и США. Данная технология, использующаяся в нашей стране, - одно из активных проявлений перехода к этапу современной механизации, которая повысит производительность труда в несколько раз, позволит сэкономить на количественном применении рабочей силы: процесс укладки бетонной смеси полностью механизирован.

Оптимальный выбор в целях безопасности движения

Сочетание науки и инноваций во всех сферах будет и дальше открывать путь к успеху. А значит, эффективно работать сможет только та проектная организация, которая досконально изучит мировой опыт строительства дорог. Основываясь на таких критериях, специалисты ООО «Йул лойиха бюроси» уменьшили ширину полос (с 3,75 метра до 3,5), чтобы повысить безопасность движения.

- Поскольку большинство полос дорог республики имеют ширину 3,75 метра, то нередко к одному автомобилю пристраивается другой, - рассказывает Бехзод Холиков. - Учитывая, что средняя ширина автомобиля 1,80 метра, а автобуса - 2,5, обычная полоса движения вмещает более одного авто. Водители, соответственно, пытаются этим воспользоваться. В результате на месте возникают пробки и пропускная способность перекрестка снижается. Еще больше возрастает вероятность автомобильных аварий. Принимая во внимание эти аспекты, решили, что ширина полос должна быть 3,5 метра. Этот опыт также популярен в Европе.

Благодаря применению передовых технологий и современной техники в процессе строительства дорог значительно возросли их гладкость и ровность. В большей степени этому способствовало то, что песчано-гравийная или укрепленная цементом смесь, служащая для выравнивания основания дороги, укладывалась по-новому - с использованием асфальтоукладчика. Это также одна из новых технологий, которая ранее выполнялась с помощью автогрейдера или бульдозера. Тогда было много случаев неравномерной укладки покрытия на неровную поверхность.

В ходе работ построен великолепный мост через реку Чирчик. Общая длина сооружения, выполненного строителями УП «Трест «Куприккурилиш» в составе генерального подрядчика - АО «Узбекистон темир йуллари», составляет 256 метров, ширина - 30, средняя высота - 8,5 метра.

Одно из главных требований при строительстве мостов в мировом опыте - обеспечение их прочности и долговечности. Строители, учитывая эти аспекты, для точной подгонки соответствующих материалов привлекли современную технику. Величественный мост держится на семи прочных опорах. И нет сомнений, что новое сооружение будет служить людям долгие годы.

Вдоль главной трассы проложены велосипедная дорожка протяженностью 6,5 км и тротуар. И это тоже большое удобство для жителей региона. Установленные по обочинам ограждения служат защитой от несчастных случаев.

Заслуживает похвалы и работа по озеленению магистрали. Из 50 видов декоративных деревьев, посаженных вдоль дороги, большинство импортированы и адаптированы к местным условиям. Такие деревья планируется посадить во всех регионах.

В конце февраля текущего года в ходе презентации созидательных проектов, которые будут реализованы в Ташкентской области, Президент страны также ознакомился с проектом по созданию дендропарка площадью 155 гектаров близ аэропорта «Ташкент - Восточный». Здесь предусматривается создание «зеленой зоны» для прогулок жителей и гос­тей республики.

Рядом с парком планируется строительство олимпийского городка (на площади 160 гектаров): решением Олимпийского совета Азии местом проведения молодежных Азиатских игр 2025 года выбран Ташкент. В рамках проекта намечено благоустроить более пяти кило­метров набережной реки Чирчик и создать необходимые условия для соревнований по академической гребле. Вдоль канала создается парк площадью 270 гектаров.

Принимая во внимание эти проекты, следует отметить, что дорога, о которой выше шла речь, является связующим их звеном. Это говорит о том, что ее значимость будет расти.

В темное время суток 1400 фонарей освещают путь проезжающих по автомагистрали транспортных средств. Расстояние между фонарями оптимизировано и составляет в среднем 30 метров.

Таким образом, современные, сверх­экономичные ночные светильники освещают не только дорогу, но и сердца людей, вызывая у каждого чувство удовлетворения и благодарности.

Ирода Тошматова.