Вот и всех членов уникальной семьи Касымовых, несмотря на разницу в возрасте, личный опыт и творческую индивидуальность, кроме семейных уз, объединяют талант, стремление к совершенству и безграничная любовь к искусству. Это понимаешь и чувствуешь, едва переступив порог их уютной мастерской, больше напоминающей галерею или выставочный зал.
Реалистические пейзажи главы семьи, участника многих республиканских выставок Абдугани Касымова погружают в мир влюбленного в родной край и природу дервиша. Нежным признанием и благодарностью за вдохновение служат поэтичные виды Акташа и Сукока. В акварельной живописи супруги художника - Наили Рахимовой - преобладают горные пейзажи и натюрморты, выполненные в пастельных тонах. Старшей дочери Наргис ближе всего театральные композиции, среди которых «Фауст» Гёте. Удивительны живописные полотна сына Шахруха, который в своих произведениях обращается к историческому наследию, событиям и философии Востока. Поражает символичностью и изяществом форм одна из его наиболее известных работ - триптих «Весна». Благодаря ей автор стал обладателем одного из призовых мест IV Международной биеннале прикладного искусства. Особым стилем отличаются портреты, написанные самой младшей из четы Касымовых - Сарвиноз. Девушка уже успела стать победительницей традиционного творческого конкурса молодых художников «Последователи Камолиддина Бехзода».
Все дети в семье Касымовых - студенты или выпускники Национального института художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода, продолжатели новой династии художников Узбекистана. Молодое поколение не просто идет по стопам родителей. Их достижения - яркое доказательство того, какое огромное значение в процессе рождения творческой личности играет семья.
Волшебная сила творчества
Их связало искусство, ставшее общей профессией, образом мышления и жизни. Абдугани и Наиля познакомились, еще будучи студентами. Он четырнадцатилетним мальчишкой приехал осваивать профессию художника из небольшого села Янгикурганского района Наманганской области. Она - двенадцатилетней девушкой из Нарпайского района близ Самарканда. А теперь сами прививают любовь к творчеству талантливой молодежи Узбекистана.
Абдугани Каратаевич вспоминает: его внимание сразу привлек талант незнакомки, которая на одном из литературных вечеров проникновенно читала лирические стихи Эркина Вахидова и Абдуллы Орипова. Затем как-то увидел ее с книгой в руках на скамейке, осмелился подойти и познакомиться. Дружба окрепла в Национальном институте художеств и дизайна имени К. Бехзода, где они учились. А когда в 1985 году решили пожениться, праздновали свадьбу в трех местах - в столице, а также на малой родине и жениха, и невесты.
Шли девяностые годы. Молодой семье пришлось нелегко. Заказов не было. Наиля работала в сельской школе преподавателем изобразительного искусства. Абдугани чем только ни занимался... В семье к тому времени уже было трое маленьких детей, и нужно было их растить, ставить на ноги. Но о творчестве супруги никогда не забывали.
- Если долго не пишешь, буквально начинаешь болеть. Увидишь красивый пейзаж - и тут же зреет план новой работы, - говорит Абдугани Каратаевич. - Или сильно устанешь и напишешь хотя бы один этюд, то сразу сбрасываешь всю тяжесть с души. В этом и заключается волшебная сила творчества.
- Трудности только сплотили семью. Если в основе отношений лежат уважение, любовь и доверие, то ничего не страшно, - считают супруги. А когда люди понимают друг друга с полуслова, полувзгляда, живут одними ценностями - это и есть настоящее счастье.
Вместе они уже более 30 лет.
Истоки династии
Существует мнение, что каждый ребенок - чистый лист бумаги, и первые установки и программы на будущую жизнь на этот «лист» наносят именно родители. Абдугани и Наиля шутя говорят: дети родились с карандашом в руках.
Росли и воспитывались в атмосфере творчества. Особенным талантом, усердием и стремлением к познанию всего нового отличалась младшая Сарвиноз. Вспоминают, как, глядя на старших сестру и брата, в пять лет собрала сумку и пошла вместе с ними в школу. Когда выяснилось, что все дети интересуются искусством, на семейном совете было решено дать им соответствующее образование.
И сегодня младшее поколение художников Касымовых признается: родители не только помогли им в выборе своей дороги в жизни, но и научили честности, верности и порядочности, приучили постоянно работать над собой, любить профессию, уважать людей. Воспитывали в строгости, при этом всегда доверяли и предоставляли полную свободу выбора. Объясняли, что путь художника непростой. И чтобы добиться на этом поприще успеха, сказать свое слово в искусстве, нужно усердно трудиться.
- Семья много значит для каждого из нас. Именно в ней формируются духовные и моральные ценности, прививается уважение к традициям. Благодарна родителям за то, что погрузили с самого детства в творческую атмосферу, - говорит Сарвиноз. - Всегда помню о том, что первыми в жизни учителями стали мама и папа. Они дали главное: позволили заниматься тем, что интересно.
Все члены семьи любят собираться за одним дастарханом и рассказывать о своих успехах, обсуждать творческие планы, а порой и спорить об искусстве. Для них лучший вид семейного отдыха - сложить кисти, краски в этюдник и отправиться в горы. В Акташе и Сукоке знаком каждый уголок. В эти места Абдугани и Наиля также выезжают вместе с учениками на практику. Здесь учат ребят видеть прекрасное в мелочах, любить природу родного края.
Искусство как состояние души
Четверо из пятерых членов этой уникальной семьи сегодня обучают изобразительному искусству подрастающее поколение. Наргис преподает на отделении театральной декорации, Сарвиноз - живопись.
- Искусство интересно и полезно тем, что не дает человеку остановиться на достигнутом, заставляет постоянно работать над собой, - говорит Наиля Мухиддиновна. - Ведь чтобы стать настоящим художником, нужно иметь большой багаж знаний: изучать историю родного края, искусств, постоянно пробовать себя в новых техниках. Этому мы учим как собственных детей, так и студентов.
- В нашей стране созданы условия для всестороннего воспитания молодежи, реализации ее творческого потенциала, а также для развития системы образования, - продолжает Абдугани Каратаевич. - В результате мы, педагоги-практики, имеем возможность продолжать расти творчески. Предоставлена большая свобода: устраиваем пленэры, участвуем в конкурсах. В отечественных творческих вузах у мастеров имеются собственные мастерские, в которых можем готовить юные таланты по системе «мастер - ученик».
Касымовы говорят, что стараются жить по принципу «искусство - не работа, а состояние души». А потому ощущают огромную ответственность перед любителями искусства, коллегами по цеху и, конечно, перед учениками. Ведь последним не только передают секреты мастерства, но и пытаются помочь увидеть окружающий мир во всех его проявлениях и красках. И даже если не все юные последователи выберут профессию художника, то непременно станут настоящими людьми.
* * *
Творческая молодежь семьи не собирается останавливаться на достигнутом. Юные мастера кисти знают, к чему стремятся. Сарвиноз и Шахрух готовят новые работы и планируют персональные выставки, Наргис - сделать декорации к спектаклю на историческую тему, возможно, о великих предках - Амире Темуре или Захириддине Мухаммаде Бабуре.
- Ну а мы мечтаем увидеть их результаты, - говорят старшие Касымовы. - И еще об одной совместной выставке, чтобы показать, какую важную роль играет семья в жизни каждого из нас.
Сабина Алимова.
«Правда Востока».