Землетрясение одно из самых опасных природных явлений, прямое воздействие которого способно привести к трагическим последствиям, нанести значительный материальный ущерб. К примеру, восстановительные мероприятия после Ташкентского землетрясения 1966 года потребовали колоссальных бюджетных расходов.

Учитывая тот факт, что процесс урбанизации в республике является неотъемлемой частью бытия, то сейсмические риски в городских условиях возрастают многократно. Это связано с увеличением в городской застройке высотных зданий, большепролетных сооружений, плотности инженерных коммуникаций. А значит, необходимо оценивать их надежность.

Снижение уязвимости населения, социальной и иной инфраструктуры от негативного воздействия стихии - важная задача для обеспечения устойчивого развития общества.

В настоящее время и, скорее всего, в долгосрочной перспективе также нет возможности предсказать, предотвратить или уменьшить вероятность возникновения землетрясения. Путь к снижению его пагубных воздействий - это разработка научно-технических, управленческих и организационных мероприятий, направленных на уменьшение возможного ущерба.

Принятый, но еще не вступивший в силу Закон «Об обеспечении сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан» направлен на регулирование отношений в области обеспечения сейсмической безопасности населения и территории нашей страны и является основным юридическим регулирующим документом в данной сфере.

Ранее отношения в области сейсмической безопасности регулировались множеством законодательных актов и ведомственных норм, что не позволяло комплексно подходить к этому вопросу.

Новый закон касается объектов обес­печения сейсмической безопасности административно-территориальных единиц Узбекистана, оборонных, промышленных, сельскохозяйственных, энергетических, научно-технических объектов, водохранилищ и гидротехнических сооружений, учреждений здравоохранения, образовательных организаций, общественных и жилых зданий, объектов материального и культурного наследия, мостов, путепроводов, тоннелей, дорог, а также инженерных и транспортных коммуникаций, сетей газоснабжения, водо-, тепло- и электроснабжения.

В рамках закона определены общие принципы государственного регулирования в области сейсмической безо­пасности, определены цели и задачи, требующие решения, распределена ответственность государственных органов в проведении превентивных мер и действий после землетрясения и при ликвидации его последствий.

План действий, который следует разработать заинтересованным ведомствам, будет являться одним из приоритетов для нашего региона. Это подчеркивает тот факт, что сейсмическая безопасность - одна из составляющих национальной безопасности страны.

Закон также определяет основные направления государственной политики в данной области и включает мониторинг и контроль сейсмостойкос­ти зданий и сооружений (существующих и введенных в эксплуатацию), проведение наблюдений за водохранилищами, их мониторинг, реализацию мер по снижению ущерба здоровью и жизни граждан, их имуществу, а также внедрение современных методов прог­нозирования рисков (материальных, экономических и так далее).

В законе отражен вопрос сейсмостойкости зданий и сооружений. Необходимо отметить, что эта задача базируется на комплексе мероприятий. В первую очередь на классификации сооружений по типам и по степени важности и уровню их уязвимости. Следует учесть, что сооружения имеют широкий спектр как архитектурных решений, так и конструктивных. В их число входят традиционные железобетонные строения, грунтовые (плотины, насыпи), скальные (горные тоннели) и так далее. Помимо новых проектных решений, важным остаются требования к качеству материалов, из которых возводятся данные сооружения.

Современная строительная индуст­рия, стремительно развиваясь, привлекает все новые материалы, в том числе композитные, такие как фибробетон, углеродобетон, токопроводящий бетон, новые марки сталей. Стоит отметить в этом ряду и базальтовую арматуру, которую начали широко применять в строительной индустрии Узбекистана. Помимо требований экологичности, теплоизоляционных свойств, к материалам предъявляют требования прочности, что напрямую отражается на степени сейсмоустойчивости зданий и сооружений. Отсюда следует, что широкий спектр задач, возникающих при обеспечении сейсмостойкости со­­оружений, требует комплексного подхода к их решению. Соответственно, исходя из этого эффективность принимаемых мер по обеспечению сейсмостойкости зависит прежде всего от степени изученности, в том числе и свойств материалов.

Сейсмостойкость сооружений в основном определяется лишь расчетами и определенными предпосылками. Но они не проходят экспериментальной проверки, как того требуют существующие нормы проектирования. Особенно это актуально для новых материалов и конструктивных идей.

Вышеупомянутый закон направляет деятельность заинтересованных ведомств на решение задач, связанных с сейсмостойкостью, и открывает перспективы к систематическому и направленному изучению возникающих проблем. В большей мере это касается инженерной сейсмологии, сейс­мостойкости сооружений, материа­ловедения.

При этом необходимы экспериментальные исследования - как модельные, так и натурные. Подобного рода работы широко проводятся во всех сейсмически активных странах, к примеру, в Японии, Китае, Македонии, США, Италии, Новой Зеландии, Турции, Иране. Отмечу еще, что и исторические архитектурные памятники, особенно в Италии, Турции, Иране, Китае, Японии, обеспечиваются мероприятиями по их сохранности и повышению сейсмостойкости. Этот опыт применим и для нашей страны.

Принятый закон открывает перспективы для системных комплексных подходов к решению задач сейсмобезопасности, включая проведение широкого спектра научных исследований в очень важной для Узбекистана и всего регио­­на Центральной Азии сферы знаний.

Рустам Абиров.
Заведующий лабораторией Института механики и сейсмостойкости
сооружений имени М. Т. Уразбаева, доктор физико-математических наук.