Шедевры с восточным колоритом

    В Узбекистане национальная культура тесно связана с ремесленничеством. Мастера уделяют особое внимание сохранению традиций. Ведь они - носители знаний, которые на протяжении столетий передаются из поколения в поколение, от родителей - детям. Развитие народных промыслов - это не только источник заработка, но и возможность сохранить культурное наследие, уникальную идентичность. Способствует этому процессу Ассоциация «Хунарманд», призванная помогать представителям сферы, а также вовлекать в традиционную деятельность в направлении подрастающее поколение.

    Народно-прикладное творчество - одна из главных визитных карточек республики. Пользуется невероятной популярностью, которая, кажется, только растет. Вкладывая в каждую вещь частичку души, наши умельцы на протяжении веков создают уникальные изделия: будь то утварь для дома или неповторимые ювелирные украшения, играющая бликами ткань для праздничного платья или особая посуда.

    Плоды труда мастеров неповторимы, несут на себе отпечаток времени. У каждого региона свое направление. При этом каждое находится под защитой государства. Благодаря этому усто сохраняют свободу творчества и могут не переживать о финансовых расходах. В стране для ремесленников введен ряд льгот и преференций. Также руководство страны помогает с участием в выставках и ярмарках, содействует и в реализации товаров.

    Лавка чудес

    Во все времена особой ценностью обладали вещи, существующие в единственном экземпляре. Есть в них какая-то магия: каждое изделие ваяет настоящий художник, передавая ему свое тепло, отдавая время, силы. Об этом не понаслышке знает член Ассоциации «Хунарманд» Акбар Ниязов. Он создает керамические кувшины, вазы, чайные сервизы на протяжении полувека.

    Его мастерская расположена в самом сердце Ташкента - недалеко от станции метро Хамида Алимджана, в махалле, где действует Государственный литературный музей Сергея Есенина. Усто, шутя, признается: нахождение в окружении даже просто имен таких великих личностей не может не вдохновлять.

    Небольшая ухоженная студия Акбара ака сама по себе уже стала достопримечательностью, куда гиды водят группы туристов. Так, как-то гостья из Германии, увлеченно разглядывая выставленные в стройные ряды труды керамиста, воскликнула: «Wunderladen!» Уже потом мастеру перевели это как «Лавка чудес».

    Так и закрепилось название среди посетителей. А сам А. Ниязов лишь смущенно пожимает плечами. Говорит, что просто делает любимую работу.

    - Когда приходят ученики, в первую очередь спрашиваю, почему хочешь овладеть ремеслом? - делится усто. - Например, один из шогирдов, который уже проводит персональные выставки и сам преподает, до сих пор подшучивает над тем, что я задал ему этот вопрос, даже не узнав его имени. Но мотивация - действительно самое главное, когда речь идет о творческом труде. Сколько бы лет ни прошло, все равно порой после часов, дней и месяцев работы приходится приступать к проекту с самого начала или же отказываться от первоначальной идеи, продумывать ее с нуля. Лучше не браться за такое дело, если не живешь им. Иначе оно не будет приносить удовольствия…

    Таких же взглядов были и дедушка, и отец усто. Ремесло в семье Ниязовых передается из поколения в поколение, но детей никогда не заставляли заниматься керамикой. Все происходит само собой: дети видят, как старшие мастерят невероятной красоты изделия, окружены ими в быту и сами начинают тянуться к творчеству. Так, из детей Акбара-ака никто не заинтересовался прикладным искусством. А вот среди внуков уже есть подмастерье. Шестнадцатилетний Булат каждый день спешит после занятий в мастерскую, где постигает секреты мастерства в процессе создания бесценных шедевров из обычной глины. В будущем молодой человек мечтает стать членом Ассоциации «Хунарманд».

    - Пример дедушки - доказательство того, что в Узбекистане действительно ценят талант, по достоинству награждают трудящихся, преданных своему делу, - говорит Булат Ниязов. - Особенный скачок в интересе произошел в последние годы. Быть ремесленником почетно. Уже помогаю с организацией выставок. Их стало очень много, порой вернисажи выездные. Летом этого года, например, впервые побывал за границей - в Южной Корее, где при участии Ассоциации «Хунарманд» проходила профильная экспозиция мастеров стран Центральной Азии.

    А совсем недавно чета Ниязовых приняла участие в столичной выставке ремесленничества Craft Fair Uzbekistan-2023, также организованной ассоциа­цией.

    Площадка для творческих связей

    Одна из основных задач «Хунарманд» - создание площадок, где мастера смогли бы показать себя. В этом плане выставки-ярмарки - действенный инструмент. Собирают самую широкую аудиторию, в том числе тех, кто только открывает для себя мир прикладного искусства Узбекистана: учащуюся молодежь, гостей из-за рубежа и многих других.

    Несмотря на то, что в этом году Craft Fair Uzbekistan прошла лишь во второй раз, ярмарка стала одной из самых популярных подобных инициатив. Секрет в том, что на ее полях можно приобрести изделия разных школ вышивания, гончарных дел, медной чеканки, резьбы по дереву, характерные для разных регионов Узбекистана, а также уникальные сувениры, сделанные руками местных мастеров, за процессом работы которых можно понаблюдать здесь же. А самые активные гости могут даже принимать непосредственное участие в изготовлении глиняных кувшинов, плетении шелковых тканей и вышивании тюбетеек.

    Вместе с тем в рамках выставки-ярмарки Ассоциация «Хунарманд» организовала VI конференцию, посвященную итогам деятельности организации и планам на будущее. В мероприятии приняли участие ремесленники, представители соответствующих министерств, ведомств и организаций, средств массовой информации.

    Отмечено, что за последние пять лет касательно сферы принято три указа и шесть постановлений Президента Республики Узбекистан, а также три постановления Кабинета Министров. Изменения внесены в статьи шести действующих в нашей стране нормативно-правовых актов, регулирующих направление. Возрождение и сохранение прикладного искусства предусмотрено в Стратегии «Узбекистан - 2030» и Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы.

    С конца 2017-го отечественные ремесленники освобождены от уплаты фиксированного налога при реализации продукции. Получающие пенсии и пособия по возрасту освобождаются от уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд, а входящие в Ассоциацию «Хунарманд» усто получили возможность обучать желающих в специальных мастерских. При этом мастера выступают в качестве индивидуальных предпринимателей и не платят налоги по оказываемым услугам.

    С 1 июня 2018 года запущена CRM-система (электронная программа для учета сделок и контроля взаимодействий с клиентами), начата выдача электронных QR-кодов, подтверждающих членство в ассоциации. На данный момент в CRM зарегистрировано 395 тысяч человек (в том числе 101 тысяча усто и 294 тысячи подмастерьев).

    Необходимо отметить: в 2018-м число членов составляло 9823 человека. Рост почти в 40 раз обусловлен беспрецедентными усилиями, нацеленными на возрождение разных направлений прикладного искусства. Так, если в самом начале своей деятельности ассоциация поддерживала представителей 25 видов ремесел, то сегодня их число увеличилось до 43.

    Из 9568 махаллей республики в 7039 есть жители, занимающиеся ремеслами. Также совместно с Комитетом по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами проведено 252 мастер-класса в 74 районах. В их рамках 1116 усто передали секреты своего ремесла 5797 шогирдам.

    В 2019-м ассоциация стала членом Всемирного совета ремесленников (World Crafts Council), который в разные годы присваивал Коканду, Бухаре и Маргилану статус всемирных городов-ремесленников. А уже в 2020-м председательство в организации на территории Азиатско-Тихоокеанского региона на 2021-2024 годы было передано Узбекистану.

    13 октября текущего года подписано постановление Кабинета Министров «О внесении дополнений в Положение о порядке Государственной регистрации субъектов предпринимательства, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 9 февраля 2017 года № 66». Теперь мастер может отправить заявление о вступлении в Ассоциацию «Хунарманд» в режиме онлайн.

    * * *

    Произведения мастеров узбекского прикладного искусства интересны тем, что служат своеобразным мостом между прошлым и настоящим. В их основе - передаваемые из поколения в поколение традиции, уходящие корнями в глубь веков. Благодаря поддержке государства по сей день устозы передают знания ученикам. Мастерам предоставлены необходимые возможности в начинаниях, а перед шогирдами открываются многообещающие перспективы.

    Сабина Алимова.
    «Правда Востока».

    No date selected
    декабрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates