Любая конституция - программный документ, определяющий постановку целей развития общества и государства. В период осуществления демократических реформ, трансформации экономики и перехода на рыночные отношения особое внимание уделяется построению социального государства и проводимой в этом направлении политике. В Преамбуле, а также в статье 1 Конституции в новой редакции Узбекистан характеризуется как правовое, социальное, светское, демократическое государство.
Принципы, заложенные в Основном законе, последовательно и планомерно реализуются в социальной политике страны. Важнейшим же здесь является принцип социальной справедливости, который гарантирует равенство в обеспечении всем членам общества одинаковых стартовых возможностей. В Конституции Узбекистана в новой редакции выдвигаются вопросы расширения конституционной и социальной защиты уязвимых слоев населения, особенно лиц с инвалидностью.
История учит, что именно на крутых ее поворотах, когда происходит смена общественных формаций, социальные проблемы и противоречия приобретают наиболее обостренный характер, служат потенциальным фактором угроз национальной безопасности, гражданского мира и стабильности. Однако в мире было немало примеров, когда политические и социальные процессы развивались неоднозначно. Так, Веймарская республика, достигнув прогрессивной политической системы, пала в результате неподготовленной социальной почвы для ее функционирования. Подобные примеры свидетельствуют об опасности непродуманного, неравномерного и несбалансированного протекания политического развития страны. Поэтому важнейшей задачей социально-культурной политики любого демократического государства является достижение уровня равновесия в общественной жизни.
Необходимо отметить, что с 2017 года приоритетным направлением развития Узбекистана является социальная политика, которая включает в себя многие задачи, в частности, последовательное повышение реальных доходов и занятости населения, совершенствование системы социальной защиты людей и охраны их здоровья, реализацию целевых программ по строительству доступного жилья, развитию и модернизации дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктуры.
О том, что социальная сфера страны функционирует недостаточно эффективно и нуждается в глубоком реформировании, стало ясно после открытия в 2017 году по инициативе главы государства Народных приемных Президента Республики Узбекистан. В течение первых двух лет поступило более 3,6 млн обращений граждан, в которых нашли отражение многие проблемы, связанные как с уровнем жизни, так и с обеспечением занятости, жильем, качественными коммунальными услугами, услугами здравоохранения и образования. Многие поднятые вопросы были связаны и с недостатками в системе социальной поддержки граждан, помощью бедным и уязвимым слоям населения, которая вызывала у граждан многочисленные нарекания.
В связи с этим возникла объективная необходимость изучения проблем, что потребовало проведения коренных преобразований и реформирования социальной сферы.
В течение 2017-2020 годов объем средств, выделяемых из Государственного бюджета в данную отрасль, увеличился в 2,1 раза (на 7,5 трлн сумов). В то же время укрепилась материально-техническая база медицинских учреждений. За этот период Узбекистан выделил на лекарства и изделия медицинского назначения 1,61 трлн сумов.
В системе народного образования появились 328 новых школ, восстановлено 11-летнее обязательное школьное образование. Что касается сферы дошкольного образования, то уровень охвата детей уже в 2020-м достиг 61 процента (27,7 процента - в 2016-м).
За последние годы в стране искоренена практика привлечения педагогических и медицинских работников к принудительному труду. С 2019-го пенсии работающим пенсионерам стали выплачивать в стопроцентном размере.
В рамках деятельности по сокращению бедности малоимущие семьи были освобождены от платы за детские сады, а школьники обеспечиваются сезонной одеждой. Граждане, попавшие в списки «железной», «женской» и «молодежной» тетрадей, получают господдержку в форме профобучения, трудоустройства и финансовой помощи.
Реализуются программы по повышению условий жизни и благоустройству в сельской местности. В частности, благодаря программе «Обод кишлок» улучшены условия проживания 1,7 млн жителей села. Всего на программы «Обод кишлок» и «Обод махалла» только в 2019-м было выделено 6,1 трлн сумов.
В целях недопущения резкого расслоения общества в Узбекистане создана комплексная система социальной защиты, включающая программы социального страхования, социальной помощи и программы рынка труда. Программы социального страхования, в частности пенсии по старости, составляют самую большую долю бюджета. Ненакопительная социальная помощь охватывает в основном малоимущие и уязвимые слои населения. Социальной помощью охвачены различные категории населения: дети, лица трудоспособного возраста и пожилые.
Тем не менее, несмотря на достигнутые результаты, в настоящее время более 400 тысяч семей в Узбекистане нуждаются в улучшении условий жизни. В Послании Олий Мажлису Президент Шавкат Мирзиёев 24 января 2020 года акцентировал внимание именно на решении вопросов бедности, стимулировании занятости и предпринимательской активности, сокращении уровня женской и молодежной безработицы, а также на решении вопросов социальной защиты.
Поэтому в настоящее время уделяется особое внимание вопросам усиления территориальных аспектов оценки повышения благосостояния населения, формированию социальной структуры общества с ориентацией на средний класс, учету возрастающей роли адресной социальной защиты малообеспеченных, молодежной политике и удовлетворению потребностей и нужд молодых семей, рациональному использованию туристского и демографического потенциала.
Главная задача государства - защита прав и свобод человека. Провозглашение авторитета человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям, ориентация на них в государственной деятельности - среди важнейших принципов. Как отмечал Президент, в социальном государстве будут создаваться достойные условия жизни для всех, и никто не останется без внимания.
В проекте Конституции в новой редакции очень четко раскрываются нормы, связанные с социальной защитой населения. В Основном законе отражаются обязанности государства по обеспечению населения жильем, укреплению экономических и духовных основ семьи, созданию условий для обеспечения интересов и полноценного развития детей, поддержке лиц с ограниченными возможностями, охране здоровья человека и окружающей среды.
В частности, в статье 37 действующей Конституции (в новой редакции - статья 42) говорится о том, что каждый имеет право на достойный труд, свободный выбор работы, благоприятные условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, справедливое вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Данная статья также свидетельствует о том, что гражданин, оставшийся без работы, находится под вниманием государства, поддерживается финансово до обретения трудоустройства.
Принятие поправок в Конституцию Республики Узбекистан - закономерный этап в процессе решения новых задач развития страны. Претворение в жизнь норм Основного закона, эффективное обеспечение приоритета закона и справедливости в обществе, прав и интересов человека, его чести и достоинства - в основе прогресса. Нам предстоит реализовать большие задачи, а для этого необходима прочная, отвечающая требованиям времени законодательная база.
Саёра Закирова.
Доцент УМЭД.