Слова Президента Шавката Мирзиёева во время посещения Института химии растительных веществ имени академика С.Ю. Юнусова Академии наук Респуб­лики Узбекистан 6 апреля 2018 года: «Страна, думающая о своем завтрашнем дне, стремящаяся быть конкурентоспособной, должна идти в ногу с научным прогрессом» создали базис для инновацион­ного развития экономики Узбекистана.

«Будущее всех сфер зависит от вас, от развития науки. Впредь определенный процент всех привлекаемых в нашу страну иностранных инвестиций будет направлен на развитие данной сферы. Без нее невозможно представить завтрашний день нашей страны», - сказал тогда глава государства.

Руководитель республики делает особый акцент на том, что интеграция науки, образования и производства составляет основу инновационного развития государства. В частности, в Указе Президента «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 8 октября 2019-го дается критический анализ положения дел по решению проб­лем инновационной деятельности, широкого внедрения в практику научных разработок, недостаточной интеграции образования, науки и производства. И теперь в повестке дня значится налаживание взаимовыгодного сотрудничества образования с предприятиями и научно-исследовательскими институтами. Вдобавок к этому становятся велением времени широкое привлечение иностранных инвестиций, спектра платных услуг, организация за счет других внебюджетных средств в высших учебных заведениях технопарков, форсайт-центров и трансферных технологий, стартапов, акселераторов.

В государствах Америки и Европы высшее образование и производственные корпорации развиваются в результате взаимодействия. Если система высшего образования не будет сотрудничать с бизнес-структурами, то утратит источники финансирования, а также свою привлекательность в среде общественности, бизнес-элиты, международных образовательных и научных партнеров. Особенно снизятся возможности по трудоустройству выпускников.

Например, в Великобритании, в рамках сообществ Фарадея ученые наладили плодотворное сотрудничество с представителями бизнеса, сформировав разветвленную структуру организаций. Здесь фирмы, коммерческие ассоциации сотрудничают с бюро исследований и университетами, обмениваются между собой мнениями по последним научно-технологическим новинкам. Это делается с целью обеспечения конкурентоспособности производства, развития экономики государства.

Если анализировать интеграцию науки, образования и производства на научной основе, то она опирается на синергетический эффект. Что это такое? Понятие термина синергия взято из греческого языка (sуn - вместе, ergia - дело, труд) и означает сотрудничество, содействие, усиливающий эффект взаимодействия двух и более факторов, когда совместное действие последних превосходит сумму действий каждого из них в отдельности.

Символично разницу между совместным действием и суммой действий каждого из факторов выражает математическая формула (1+1=3). Единство всегда больше простой суммы составных частей - в этом смысл закона синергии. Если говорить простым языком, то результаты работы элементов системы, когда они взяты в отдельности, всегда ниже по сравнению с совместной деятельностью. При этом вследствие объединения взятых частей (системный эффект, или эмерджентность) эффективность деятельности системы возрастает. Известно, что целостность считается эмерджентностью, а эмерджентность - неотъемлемое свойство целостности. Словом, совместное воздействие - причина появления нового качества в системе. Например, система образования сама по себе не обеспечит развития в качественном отношении, если не будет взаимодействовать с наукой и производством. В решении проблем глобального характера очень эффективна не столько деятельность отдельных государств, сколько их совместная согласованная деятельность (синергетический эффект).

Действительно, в основе триады образование - наука - производство рассматриваются элементы взаимосвязи и взаимной зависимости. Интеграция считается одной из форм взаимного влияния элементов, в результате которой возрастает функциональная эффективность каждого элемента. И подобная эффективная интеграция обеспечивает инновационный рост экономики нашего государства. Если хоть один элемент этой системы не будет выполнять свои функции качественно и результативно, в целостной системе возникнут определенные сложности. И правда, некачественное образование имеет детерминистскую взаимосвязь с некачественной наукой и производством. Важное значение имеет принятое главой государства постановление «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 года, направленное на повышение качества подготовки кадров, решение актуальных проблем сферы. Ведь только через подготовку квалифицированных специалистов для образования, науки и производства можно получить путь к развитию научных изысканий или производства. В этом контексте процесс получения образования органично связан со сферами науки и производства. Качество и эффективность сферы образования определяют педагогические кадры с высоким потенциалом, что неразрывно связано с профессиональной компетенцией.

В настоящее время в направлении интеграции науки и производства проводится большая работа. В частности, со стороны ученых Каракалпакского научно-­исследовательского института естественных наук Каракалпакского отделения АН РУ проводится целый ряд эффективных изысканий. В этом плане четыре инновационные разработки ученых института включены в «дорожную карту».

Первая - «Разработка и внедрение в производство технологии новых видов удобрений на основе местных агроруд Каракалпакстана»: вторая - «Способы выяснения коэффициента фильтрации песчаных почв в естественных условиях»: третья - «Способы использования полиэтиленовых отходов», четвертая - «Способы получения силикатных материалов на основе известняка и барханных песков».

Согласно первой инновационной разработке запущен инновационный мини-завод ООО «Porlitog’ kimyo» в Элликкалинском районе. На эту разработку Агентством по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Республики Узбекистан выдан патент.

В Нукусе в 2019 году на месте старого керамзитного завода построено технологическое предприятие по изготовлению на основе разработанной учеными института технологии силикатного кирпича, а также первая и вторая технологические линии производства.

В настоящее время здесь ведутся строи­тельно-монтажные работы, завершаются мероприятия по запуску завода.

В институте также осуществляется деятельность по интеграции науки и производства в направлении инженерной геологии. Со стороны ученых лаборатории геологии налаживается сотрудничество с производственными предприятия­­ми. В результате в рамках выполнения конт­рактных обязательств учеными проведены полевые инженерно-геологические исследования, определены состав и физико-механические особенности почвы и грунтовых вод. Подготовлено свыше ста заключений по проектируемым строительным объектам: например, по расположенным в сельской местности Каракалпакстана школам, фельдшерским и акушерским станциям, а также по каналам и восстановлению коллекторно-­дренажных сетей.

В 2016 году заключено экономическое соглашение с ООО «Йул лойиха бюроси» по проведению лабораторных работ на предмет изучения физико-­механического и химического состава почв на маршруте возведения международной автомагистрали А-380 Гузар - Бухара - Нукус - Бейнеу. Даны рекомендации по определению уровня оптимального увлажнения малоизученных почв Устюрт­ской платформы. В этом году начато возведение этого объекта. И на основе хозяйственного договора научно-исследовательские работы продолжатся.

При построении Нового Узбекистана взаимосвязь науки и производства, их интеграция являются основой в достижении успеха. Каракалпакстан, как и весь Узбекистан, готовится широко отпраздновать 30-летие независимости под девизом «Нам жить в Новом Узбекистане - свободной и процветающей стране!».

Нагмет Аимбетов.
Председатель Каракалпакского отделения АН Республики Узбекистан, академик.