Снижение уровня коррупции -  залог демократических реформ и развития страны

    Мнение 24 февраля 2021 1185

    За последние годы в Узбекистане осуществляются масштабные и динамичные демократические реформы, эффективность которых, по словам Президента Шавката Мирзиёева, во многом определяется четырьмя важнейшими факторами - это обеспечение верховенства закона, эффективное противодействие коррупции, повышение институционального потенциала  и формирование сильных демократических институтов.

    Коррупция - это целый комп­лекс преступных деяний, подрывающих основы государственной власти и управления, посягающих на свободы, права и законные интересы граждан. Если не удастся искоренить коррупцию, если в борьбу с ней не будут вовлечены все слои населения, лучшие специалисты, если общество не будет привито вакциной честности, то невозможно достичь поставленных целей демократических реформ и ни одна сфера жизни общества и государства не будет развиваться.

    Роль парламента в противодействии коррупции

    Сегодня парламент - важнейший народный институт, играющий ключевую роль в обеспечении благополучия, защите прав и свобод человека, укреплении верховенства права как на нацио­нальном, так и между­народном уровне.

    Неоценима его роль в своевременном принятии качественных законов в этой сфере, контроле за их безусловным исполнением, проведением тщательной антикоррупционной экспертизы всех нормативно-правовых актов, что является важнейшим и необходимым условием прогресса в предупреждении коррупционных проявлений.

    Во-первых, парламентом принимаются системные меры по укреплению законодательных основ борьбы с коррупцией.

    В 2017 году принят Закон «О противодействии коррупции». В нем закреплены основные направления государственной политики в данной сфере, организационно-правовые механизмы их реализации, основные принципы противодействия коррупционным преступлениям. Впервые разъяснены такие понятия, как конф­ликт интересов и коррупционное право­нарушение.

    Более того, этот закон стал основой формирования и развития целостной законодательной, правовой системы противодействия коррупции. Приняты свыше 60 Указов и постановлений Президента, ряд государственных программ, определивших меры по противодействию коррупции, повышению правосознания и правовой культуры в обществе.

    Одновременно наш национальный и международный опыт свидетельствует: процветанию коррупции способствуют лазейки в законодательстве и большое пространство для манипуляций должностных лиц. Например, когда в Сингапуре начались антикоррупционные реформы, в первую очередь была проведена инвентаризация законодательства, чтобы закрыть все лазейки, начата реформа законодательной базы.

    В связи с этим сегодня в Узбекистане все разрабатываемые и действующие нормативно-правовые акты проходят антикоррупционную экспертизу. Широко используется опыт зарубежных стран, достигших значительных результатов в законотворческой деятельности.

    Совершенствуется законодательная основа осуществления государственных закупок и использования бюджетных средств, займов международных организаций и иностранных государств, реализации государственных активов (в частности, каждый государственный орган раз в квартал должен публиковать информацию об использовании бюджетных средств). Идет разработка законо­проектов «Об Агентстве по противодействию коррупции Республики Узбекистан», «О декларировании доходов, имущества и конфликта интересов государственных служащих» и других.

    Во-вторых, парламент играет особую роль в ратификации международных документов, имплементации международных стандартов в национальное законодательство.

    Следует отметить, что международное законодательство в сфере противодействия коррупции и коррупционным отношениям служит правовой основой согласованной деятельности государств в борьбе с этим явлением. К нему относятся документы конвенциального характера, провозглашающие цели и принципы антикоррупционной деятельности, формирующие ее концептуально-правовое поле, механизмы борьбы с коррупцией. Существуют глобальный, межрегиональный и региональный уровни формирования данного законодательства.

    Это, в частности, Венская конвенция о праве международных договоров (1969), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979), Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (1996), Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (1996), Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (1997), Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000) и Конвенция ООН против коррупции (2003).

    Особое значение в этом плане имеют также документы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и о гражданско-правовой ответственности за коррупцию и другие международные антикоррупционные стандарты.

    Сегодня парламентом Узбекистана приняты и ратифицированы многие из этих международных правовых актов.

    В-третьих, парламент, наделенный широкими полномочиями по контролю за деятельностью исполнительной власти, играет чрезвычайно важную роль в контроле за состоянием правоприменения в центре и на местах в сфере борьбы с коррупцией.

    Парламент, его палаты и комитеты регулярно заслушивают отчеты и информацию членов правительства, руководителей государственных органов, органов хозяйственного управления по вопросам эффективности их деятельности, в том числе по недопущению коррупционных проявлений. Организуются выездные парламентские слушания с участием представителей местных Кенгашей народных депутатов. В частности, только в 2020 году организовано свыше 20 аналогичных мероприятий.

    Главное, обсуждение этих тем, организуемое по итогам депутатских проверок, оценки, которые даются избранниками народа деятельности должностных лиц, в том числе правоохранительных и судебных органов, становятся все более жесткими и конструктивными.

    Их итоги свидетельствуют об осуществлении бескомпромиссной борьбы с коррупционными преступлениями. За последние два года за преступления, связанные с коррупцией, к ответственности привлечены 1986 должностных лиц, незаконными действиями нанесших ущерб государству в размере двух триллионов сумов.

    В-четвертых, парламент участвует в укреп­лении международного сотрудничества в этой сфере. Во всех международных организациях (ООН, ОБСЕ, ШОС, ОЭСР, Совет Европы, ОИС, СНГ и др.) развивается парламентское изме­рение.

    Парламентская дипломатия эффективно способствует решению наиболее актуальных международных и региональных проблем, укреплению взаимодействия парламентариев из разных стран в поиске ответов на современные вызовы и угрозы коррупции.

    Изучается вопрос о вступлении Узбекистана в международную организацию - Группу государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), а также об имплементации в национальное законодательство норм соответствующих конвенций.

    Сегодня Узбекистан предоставляет информацию в рамках механизма Конвенции ООН против коррупции, Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией ОЭСР. Осуществляется регулярное сотрудничество с ООН, ОБСЕ, Европейским союзом, Всемирным банком, Transparency International и другими международными структурами.

    Укрепление институциональных основ борьбы с коррупцией

    Для эффективного противодействия коррупции одних законов недостаточно. Необходимы действенные система и механизмы их практи­ческой реализации. В Узбекистане принимаются системные меры по повышению антикоррупционного потенциала государства.

    Так, за последние годы в стране созданы:

    • Национальный совет Республики Узбекистан по противодействию коррупции, который возглавляет Председатель Сената парламента;
    • в палатах парламента учреждены комитеты по противодействию коррупции;
    • в местных представительных органах созданы комиссии по противодействию кор­рупции;
    • начало работу Агентство по противодействию коррупции, напрямую подчиняющееся Президенту Узбекистана и подотчетное палатам Олий Мажлиса.

    Перед агентством поставлены чрезвычайно ответственные задачи, в частности, оно отвечает за формирование и реализацию комплекса аналитических, профилактических, политико- правовых и просветительских мероприятий, направленных на защиту от коррупционных проявлений прав, свобод и законных интересов человека, свободы экономической деятельности и частной собственности, других жизненно важных интересов общества и государства.

    Деятельность этих органов призвана содействовать устранению в первую очередь причин и условий коррупционных проявлений во всех сферах.

    В борьбе с коррупцией особую роль играет также Республиканский совет по работе с международными рейтингами и индексами. Сегодня совет работает над проектом Стратегии по противодействию коррупции до 2030 года, предусматривающим разработку и внед­рение в практику проведения мониторинга и оценки возникновения коррупционных угроз в государственных органах. Это станет своего рода национальным индексом по противодействию коррупции, состоящим из ряда индика­торов.

    В деятельности совета особое внимание уделяется, в частности, последовательному улучшению положений Узбекистана по таким показателям, как Индикаторы качества управления (по показателю «Контроль коррупции»), Индекс восприятия коррупции и Индекс верховенства права (по показателю «Отсутствие кор­рупции»).

    Так, в 2020 году в индексе, составляемом международной организацией Transparency International, Узбекистан занял 146-е место: поднялся на семь позиций по сравнению с 2019 годом (153-е) и на 24 - по сравнению с 2012-м (170-е).

    Сегодня Узбекистан входит в число 16 стран, которые показывают положительную динамику в борьбе с коррупцией по Индексу верховенства закона-2020. Согласно отчету Узбекистан показал лучшую позитивную динамику среди стран СНГ, набрав 0,47 балла из максимального 1 балла и заняв 92-е место среди 128 стран мира. Это на четыре позиции выше, чем в прошлом году.

    Следует отметить, что независимые судебная система и судьи играют огромную роль в борьбе с коррупцией. Последние тенденции и изменения показывают, что именно в антикоррупционном плане в судебной системе реализуются существенные реформы.

    В части обеспечения независимости судей большую роль играет срок пребывания в должности судьи. Несколько лет назад была проведена революционная реформа, благодаря которой первый срок у судей составил пять лет, второй - 10, а в случае безупречной службы с третьего срока судья может осуществлять свою деятельность бессрочно.

    Сегодня отбор судей проводится открыто и прозрачно созданным специальным Высшим судейским советом, состоящим из представителей судейского сообщества. В процесс отбора судей допускаются и СМИ.

    Прозрачность работы судей, их независимость, процессуальное равенство сторон и четкий процессуальный механизм проверки законности, обоснованности и справедливости судебных решений - главные факторы эффективной борьбы с коррупцией.

    Однако еще рано говорить о том, что люди удовлетворены судебно-правовой системой, а также о достижении подлинной независимости судов и справедливости судебных решений. В этом плане изучается вопрос внедрения в деятельность парламента практики рассмотрения представлений Высшего судейского совета Респуб­лики Узбекистан о случаях вмешательства в деятельность судей либо оказания на них давления со стороны должностных лиц. В целях выявления склонности судей к коррупции также планируется проведение скрытого мониторинга, результаты которого будут ежегодно обсуждаться в Высшем судейском совете.

    Роль институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией

    Государство никогда не сможет эффективно бороться с коррупцией без участия гражданского общества. В Узбекистане принимаются конкретные меры по предупреждению и решительной борьбе с коррупцией, формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупции с участием институтов гражданского общества. Важную правовую основу для реализации приоритетов и задач в этой сфере создают принятый в 2018 году Закон «Об общественном контроле», ряд других актов законодательства.

    Во всех государственных органах учреждены общественные советы. С участием нацио­нальных и международных экспертов, представителей институтов гражданского общества разработаны и реализуются комплексная Государственная программа по противодействию коррупции на 2019-2020 годы, проекты «Сфера без коррупции» в системах образования, здравоохранения и строительства. Совместно с институтами гражданского общества разрабатывается Национальный индекс восприятия коррупции, оценивающий в том числе уровень коррупции в разрезе регионов, секторов экономики. Начата работа по подготовке Национальной стратегии противодействия коррупции на 2021-2025 годы.

    В плане содействия формированию в обществе культуры нулевой терпимости к коррупции в государственные органы и крупные компании внедряется система комплаенс-контроля, учебные программы образовательных учреждений - специальные антикоррупционные курсы. Создаются специальная интернет-платформа E-Anticor.uz и мобильное приложение, с помощью которых граждане могут информировать о фактах коррупции. Сообщившие о случаях коррупции будут поощряться денежным вознаграждением.

    Следует отметить, что открытость и прозрачность деятельности органов государственной власти и управления - ключевые факторы и важнейшие приоритеты государства в противодействии коррупции. Опыт показывает, что первыми сдерживающими факторами коррупционной деятельности являются именно открытость госорганов и подотчетность чиновников перед обществом.

    Огромное значение в этом плане имеют масс-медиа, которые влияют на общественное сознание и формируют устойчивые стереотипы поведения. Выступают не только в качестве источника информации, но и, что немаловажно, являются частью системы противодействия коррупции, значимым средством продвижения антикоррупционной стратегии страны.

    Надо признать, общество долгое время уходило от широкого публичного обсуждения этих проблем. Впервые в нашей стране открытый диалог с представителями негосударственного сектора и гражданского общества, международными партнерами, представителями бизнеса возведен в ранг государственной политики. Такой подход особенно важен как для укрепления доверия людей к институтам власти, так и консолидации усилий общества и государства в борьбе с коррупционными проявлениями, обеспечения верховенства права в стране.

    Пандемия и коррупция

    Пандемия COVID-19 также оказала сущест­венное влияние на вопросы социально-экономического развития, усиления коррупционных рисков. Международные организации и структуры рекомендуют специальные инструменты государственного управления и борьбы с коррупцией.

    К таковым относятся прозрачность, надзор и подотчетность. В период чрезвычайных обстоятельств, возникших из-за пандемии, эти инструменты важны как никогда. В контексте любой формы передачи полномочий они актуальны как для центрального, так и местного управленческого уровня.

    Многие международные организации (Интерпол и Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), а также национальные институты по правам человека опубликовали предупреждения, касающиеся финансовых афер, связанных с COVID-19, включая фальсификацию медицинской продукции.

    В частности, в связи с высоким спросом на маски и другие медицинские принадлежности, которые трудно было приобрести в условиях пандемии COVID-19, в интернете значительно возросло количество предлагающих их поддельных магазинов, веб-сайтов, учетных записей в социальных сетях и адресов электронной почты, которые утверждают, что продают такие товары. Деньги их жертв исчезали в преступных руках и впоследствии отмывались.

    Как отмечают международные эксперты, пандемия COVID-19 повышает коррупционные риски, особенно в сфере здравоохранения. Это, в частности, связано с резким ростом острой потребности в предметах медицинского назначения и упрощением правил закупок, переполненностью медицинских учреждений и перегруженностью медработников.

    Коррупционные действия могут также затрагивать государственный или частный секторы:

    • систему закупок;
    • взяточничество в сфере услуг, связанных с медициной;
    • коррупцию в области НИОКР (научно- исследовательские и опытно-конструкторские разработки), включая конфликт интересов и роль лоббирования;
    • а также среди прочих рисков - связанные с COVID-19 мошеннические действия по сбыту фальсифицированной медицинской продукции.

    Например, были установлены факты хищения средств, предназначенных для смягчения последствий пандемии, в том числе из фондов «Мехр-шафкат ва саломатлик», «Махалля», цент­ров санэпидблагополучия, а также средств для безработных. В некоторых случаях это были деньги - социальная помощь от государства нуждающимся.

    Следует отметить, что ни одна страна не сможет добиться успеха в борьбе с пандемией COVID-19, если будет действовать в одиночку. В период пандемии государства сталкиваются с безусловно чрезвычайными ситуациями, концентрацией власти, ограничениями основных прав и свобод, а также вливанием в экономику крупных денежных сумм с целью смягчения кризиса.

    Поэтому важно, чтобы борьба с коррупцией была упорядочена во всех процессах, связанных с пандемией COVID-19. Это требует принятия глобальных ответных мер на основе единства, солидарности и активного многостороннего сотрудничества. В связи с этим Президент Узбекистана выдвинул инициативу о принятии Международного кодекса о добровольных обязательствах государств в период пандемии.

    Задачи на перспективу

    Исходя из приоритетов государственной политики Узбекистана в сфере борьбы с коррупцией в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения» обозначен ряд задач в этой сфере. В частности, предусматривается следующее:

    • расширение перечня данных, подлежащих открытому опубликованию, в том числе данных о составе тендерных и конкурсных комиссий, создаваемых в рамках государственных закупок, инвестиционных проектов, а также о выдаче документов разрешительного характера, об участниках процессов купли-продажи государственных активов и государственно-частного партнерства, о получателях налоговых и других льгот;
    • реализация проекта «Е-Антикоррупция», предусматривающего формирование «Элект­ронного реестра отношений, подверженных коррупции»;
    • внедрение новых механизмов обеспечения открытости и прозрачности в деятельности госорганов, усиление общественного контроля за реализацией антикоррупционных мер, осуществление комплекса мер по внедрению в жизнь благородной идеи «Открытое и подотчетное правительство» и другое.

    В целом можно отметить, что использование всех мер правового воздействия стало одним из приоритетов государственной политики Узбекистана в сфере борьбы с коррупцией.

    Опыт Узбекистана и развитых демократичес­ких стран свидетельствует: именно путем реализации комплексных мер по предупреждению теневой экономики и противодействию ей, бескомпромиссной борьбе с этим явлением, формированию в обществе нулевой терпимости к коррупции, с широким вовлечением институтов гражданского общества и СМИ в борьбу с этим злом можно достичь ожидаемых результатов.

    При этом прежде всего само общество должно находиться на переднем крае реализуемых мер, ведь снижение уровня коррупции - залог демократических реформ и развития страны, в чем заинтересованы каждый гражданин страны в отдельности и общество в целом.

    Акмал Саидов.
    Первый заместитель Спикера Законодательной палаты
    Олий Мажлиса Республики Узбекистан, академик.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates