Наши предки оставили потомкам в наследство предания, обряды, удивительные произведения прикладного искусства. Активное приобщение подрастающего поколения к нацио­нальному наследию вырабатывает чувство причастности к истории и культуре своего народа, служит ориентиром для выбора высоких духовных ценностей.

Не случайно искусство называют квинтэссенцией человеческого духа, переданной через его шедевры как дар следующим поколениям. Однажды открыв для себя дверь в храм красоты, мы учимся видеть прекрасное и в реальной жизни.

Сохраняя и приумножая

В последние годы воспитание духовности стало приоритетным направлением политики государства. Уделяется огромное внимание возрождению богатейшего национального наследия, истории и культуры народа. Особое место в этом деле отведено музеям, которые играют важную роль в формировании гармонично развитой личности, воспитании у подрастающего поколения патриотизма, чувства гордости за своих предков.

Большой вклад в духовное развитие общества вносит Государственный музей искусств Узбекистана - один из крупнейших в Цент­ральной Азии. В настоящее время его собрание насчитывает почти 70 тысяч уникальных предметов из разных стран мира - от шедевров античности и средневековья до лучших произведений живописи и скульптуры современности, составляющих национальное достояние нашей Родины.

Работники музея способствуют становлению патриотических чувств, активно содействуют процессу сохранения и дальнейшего обогащения культурных традиций. Не случайно экспозиция уникального учреждения начинается с отдела национального искусства. У посетителей есть возможность узнать художников и скульпторов, когда-то живших и творивших на нашей земле.

Свет высоких истин

Еще античные философы стремились понять значение прекрасного в жизни человека. Арис­тотель, например, утверждал, что оно оказывает моральное и эстетическое воздействие, способствует формированию характера и чувств. Согласны с античными мудрецами и современные ученые, которые считают, что подлинное искусство облагораживает человека, учит любить жизнь, несет людям свет высоких истин, добро и правду.

Среди обширного собрания экспонатов ГМИ особый интерес представляет прикладное искусство Узбекистана - архитектурный декор, вышивки, ковры, ткани, медночеканные изделия, золотое шитье, ювелирное искусство и многое другое, что создано трудом и талантом народа.

Если приглядеться к резным изделиям, можно заметить, насколько виртуозно работал мастер. Двери, колонны, набивная скатерть, сюзане или расписной ляган таят в себе непов­торимую прелесть восточной эстетики. Все выдержано в тональной гармонии.

Наши предки были эстетами. Взять, например, вышивку. Девочек приучали вышивать с самых ранних лет, тем самым не только приобщали к труду, но и давали культурное образование. Несмотря на то, что существовали каноны, каждая вышивальщица имела право на эксперимент, вносила свои элементы. Сюзане - видение окружающего мира. Нуратинские, бухарские, шахрисабзские... Все отличаются. Нет ни одного повтора. И в каждую работу мастерица непременно вкладывала частицу души. Причем эти вещи приносили пользу, применялись в быту. Поэтому делались на века. А сегодня приобрели статус произведений искусства.

Мир больших открытий  для маленьких исследователей

- В приобщении к прекрасному особенно восприимчивы дети и подростки, - рассказывает старший научный сотрудник Государственного музея искусств Узбекистана Тамара Нуриддинова. - Сложнее дело обстоит со студентами, ведь это люди с уже сформировавшимся вкусом. Поэтому основная задача - научить молодежь видеть окружающий мир, прекрасное. И чем выше поднимаются ребята по этажам музея, тем становится тише: постепенно они начинают открывать для себя массу удивительного, обращать внимание на детали.

О многом могут поведать экспонаты музея, в которые заложена информация об эпохе, истории, судьбе художника. Взять, к примеру, предметы археологии…

- Лично для меня интереснее всего смот­реть на вещи автора, имя которого утрачено с веками, - продолжает Т. Нуриддинова. - Имя неизвестно, а вещь продолжает жить. Глядя на изделия керамики IX-X веков, невольно задаешься вопросом: а кто же был их мастером, как жил? Все это может стать толчком для изучения истории. Больше тем для рассуждения можно найти при ознакомлении с коллекцией монет. Как правило, на них отчеканен портрет правителя и по его изображению можно оценить мастерство портретного искусства, моду на те или иные атрибуты, прически и украшения. Такие детали дают простор мысли не только для историка, но и искусствоведа.

Украшение музейной экспозиции - резные и расписные ганчевые панно Бухары и Самарканда. Многое могут поведать о быте и архитектуре края. И в этом океане уникальных экспонатов каждый посетитель может найти то, что наиболее близко именно ему.

Учиться и духовно обогащаться

Какие эмоции вызывает у человека просмотр картин, скульптур? Восторг, уважение, душевный трепет... Иногда непонимание или растерянность при созерцании абстрактного искусства. В лучшем случае звучит фраза «Я тоже так могу!»

Конечно, когда человек приходит в музей, он настроен на отдых. А тут вдруг оказывается, что он должен работать и постоянно задавать себе вопросы: зачем и почему?

Сотрудники музея убеждены: не обязательно понимать сюжет полотен, композиционные решения и оценивать их. Но все же следует внимательно смотреть, чтобы попытаться раскрыть замысел автора: для чего написал, например, этот пейзаж, какое у него было настроение, что он хотел сказать?

С каждым посещением музея человек становится более разборчивым и требовательным - это тоже момент духовного воспитания. Есть и такие гости, которые приходят постоянно на протяжении нескольких лет. И всякий раз открывают для себя по-новому какие-то детали давно знакомых полотен. Меняется настроение, а значит, и восприятие предметов искусства.

- Посещение музея, возможно, даст толчок к дальнейшей работе над собой. А что будет с этим человеком дальше, каким станет его духовный путь? Это, пожалуй, главные вопросы, для ответа на которые и существуют данные учреждения, - считает экскурсовод Тамара Нуриддинова. - К нам часто приходят беременные женщины с той целью, чтобы их ребенок приучался к прекрасному еще до рождения. Глядя на произведения великих мастеров, они получают положительные эмоции, духовно обогащаются. Спустя время они непременно вновь придут сюда - уже вместе с детьми.

Центры духовности

 То, что музеи в нашей стране все больше становятся центром духовной жизни общества, - закономерная тенденция. Этому способствуют глобальные социальные изменения, переоценка ценностей как важнейший фактор национальной и общемировой духовности, интерес к культурному наследию и, безусловно, та огромная работа, которая проводится государством по духовному обогащению общества и поддержке музеев.

 У коллектива ГМИ большие творческие планы. Идет работа над новыми проектами, средствами привлечения зрительской аудитории. Чтобы показать публике и специалистам интересные экспонаты, которые хранятся в запасниках, научная команда разрабатывает новую концепцию экспозиции. Одновременно совершенствуются каталог и путеводитель по музейным залам.

Сохраняя великое наследие, здесь стараются не отрываться и от современного художественного процесса. С большим успехом проходят вернисажи, научно-просветительские выставки, круглые столы и мастер-классы для молодежи. Огромный зрительский интерес вызывают керамика Пабло Пикассо и графика Надежды Кашиной из фондов музея. Как признаются сотрудники ГМИ, для них большая гордость, что работы Пикассо имеются не только в европейских и американских музеях, но и у нас.

Но есть направление, которому здесь уделяют особое внимание, - экспозиция, представляющая самые яркие достижения наших современников, своеобразная летопись независимости. Понимая важность задачи, государство выделяет немало средств на закупку произведений искусства.

Отрадно, что многие именитые художники преподносят свои работы музею в дар.

Сабина Алимова.
«Правда Востока».

Фото Рашида Галиева.