Так, Республика Узбекистан 27 февраля 2009 года подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов, но вопрос о ее ратификации не был решен. В Указе Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью» от 1 декабря 2017 года сделан особый акцент на этом, также подчеркнута необходимость содействия в реализации прав, свобод и законных интересов в соответствии с международными стандартами, принятия отдельного закона.

В результате реформ, осуществленных в этой сфере, 15 октября 2020 года Президентом страны подписан Закон Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью» в новой редакции.

Документом определены основные принципы обеспечения прав лиц с инвалиднос­тью. Кроме того, усовершенствована работа медико-социальных экспертных комиссий, на законодательном уровне определен ряд вопросов, связанных с социальной защитой людей с ограниченными возможностями и обеспечением их прав.

Следует отметить, что 22 февраля 2021 года в своем выступлении на 46-й сессии Совета по правам человека ООН Президент Шавкат Мирзиёев предложил создать Региональный совет по вопросам самореализации людей с ограниченными возможностями и подчерк­нул, что в Узбекистане обеспечению прав лиц с особыми потребностями уделяется надлежащее внимание.

В рамках международной инициативы главы нашего государства 29 мая 2021 года парламентом Узбекистана ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов, которая важна тем, что направлена на поощрение, защиту и обеспечение полной реализации всех прав лиц с инвалидностью на основе равенства. Документ охватывает ряд таких вопросов, как возможность пользования имеющимися условиями, личное продвижение, здравоохранение, образование, занятость, абилитация и реабилитация, участие в политической жизни, а также равенство и недопущение дискриминации.

Словом, в нашей стране теперь есть как национальные, так и международные основы законодательства о защите прав лиц с инвалидностью. Очередной актуальный вопрос - эффективное выполнение задач, определенных в этих нормах.

Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсману) также поступает множество обращений от лиц с инвалиднос­тью, которые находятся на личном его контроле. Анализ 2020 года показывает, что лица с ограниченными возможнос­тями часто жалуются на наличие факторов, вызывающих хлопоты и затраты при установлении инвалидности, а также преграды при поиске работы. Кроме того, есть заявления относительно пользования жилищными льготами и оказания содействия в бесплатном выделении специальных инвалидных колясок, протезов и других средств.

Следует особо подчеркнуть, что эти вопросы регулируются Законом Респуб­лики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью», который вступил в силу в текущем году. В соответствии с ним работа медико-социальных экспертных комиссий усовершенствована, а освидетельствование является бесплатным и проводится не позднее 10 календарных дней с момента получения медицинских документов.

На законодательном уровне закреплен ряд положений, направленных на социальную защиту людей с ограниченными возможностями. В связи с этим организации должны обеспечить лицам с инвалидностью условия доступа к спортивным сооружениям, объектам отдыха, туристским объектам, в том числе принять меры по оказанию квалифицированной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий, а также по бесплатному санаторно-­курортному оздоровлению, обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения для ухода за лицами с инвалидностью и специализированными продуктами лечебного питания для детей с инвалидностью.

Кроме того, законом определены права и льготы для детей с инвалидностью по получению бесплатного общего среднего, внешкольного, среднего специального и профессионального образования, включая выделение дополнительной двухпроцентной квоты приема в высшие образовательные учреждения на основе государственного гранта от общего количества приема абитуриентов.

Главное и то, что в статье 6 закона закреплен принцип недопущения дискриминации по признаку инвалидности. Запрещается любое обособление, исключение, отстранение, ограничение или предпочтение в отношении лиц с инвалидностью, а также отказ от создания условий для доступа лиц с инвалиднос­тью к объектам и услугам.

В этой норме есть одна особенность, которая возлагает на соответствующие государственные организации и органы власти очень сложные масштабные задачи, требующие необходимых финансовых средств. Это создание условий для свободного перемещения лиц с инвалидностью на объектах социальной сферы. К настоящему моменту только определенная часть зданий и сооружений, коридоров, транспортных средств адаптирована для свободного передвижения лиц с инвалидностью. Но этого недостаточно. Чтобы не допустить дискриминации в какой бы то ни было форме в отношении лиц с инвалидностью, прежде всего целесообразно внедрить четкие механизмы для обеспечения благоприятной среды.

Люди с ограниченными возможнос­тями должны иметь беспрепятственный доступ к любым социальным объектам и услугам. В то же время, чтобы полностью обеспечить их охват образованием, нужно пересмотреть механизмы реализации права на инклюзивное образование.

В связи с этим необходима активность не только государственных структур, но и институтов гражданского общества. В частности, Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман) готов работать со всеми негосударственными некоммерческими организациями и средствами массовой информации для создания соответствующих условий для лиц с инвалидностью.

Следует отметить, что между институтом Омбудсмана и Обществом инвалидов Узбекистана подписан Меморандум о взаимодействии, в рамках которого осуществляется сотрудничество по созданию равных возможностей для слоев населения с инвалидностью, оказанию содействия их активному участию в общественной жизни, защите их прав, дальнейшему повышению уровня правовой культуры. В этом направлении институтом Омбудсмана совместно с представителями около 600 негосударственных некоммерческих организаций страны, осуществляющих работу с лицами с инвалидностью, наряду с разъяснением сути и значимости Закона Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью», повышением правовой грамотности лиц с ограниченными возможностями запланирована реализация ряда проектов по организации общественного контроля за исполнением соответствующего законодательства.

Примечательно, что страны - члены ООН после ратификации конвенции обязаны представлять национальные отчеты раз в два, а затем каждые четыре года. А значит, у нас достаточно времени, чтобы представить мировому сообществу результаты работы, проводимой в данном направлении. Если в течение этого срока мы будем совместно и усиленно работать, то сможем создать достойные условия для жизни, учебы, работы, лечения и отдыха лиц с инвалидностью во всей стране.

Если люди с ограниченными возможностями будут довольны жизнью, то от этого выиграет все общество.

Феруза Эшматова.
Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман).