Расходы на здравоохранение расширяются не только за счет появления новых дорогостоящих технологий, лекарств, но и обоснованы растущими запросами пациентов, не имеющих представления о фактической стоимости медицинских услуг, ростом доли лиц пожилого возраста, имеющих хронические заболевания, поведением многих граждан, которые все еще не осознали необходимости вести здоровый образ жизни.
Согласно исследованиям международных экспертов, мировой ВВП ежегодно теряет до 15 процентов своего объема из-за преждевременной смертности и заболеваемости населения. При этом около 17 млн человек ежегодно умирают от хронических заболеваний, развитие которых возможно предотвратить, а еще восемь млн - от инфекционных болезней.
В совокупности преждевременная смертность приводит к ежегодным потерям 43 дней жизни на каждого жителя, а наличие хронических заболеваний снижает продуктивность в среднем на пять процентов.
По данным ВОЗ, за последние два десятилетия глобальные расходы на здравоохранение удвоились, достигнув 8,5 трлн долларов (или 9,8 процента) мирового ВВП. Несмотря на это, около двух млрд человек в мире сталкиваются с катастрофическими или разорительными расходами на сферу.
Важнейшей формой реформирования здравоохранения является поиск альтернативных источников финансирования, в качестве которых могут рассматриваться: медицинское страхование, соплатежи населения, платные услуги, дополнительные сборы, сдерживание темпов роста расходов на здравоохранение, внедрение ресурсосберегающих технологий, рациональное расходование средств, определение государственных гарантий в рамках конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.
По мнению экспертов, разумное финансирование здравоохранения и инвестиции в здоровье населения могут значительно улучшить качество жизни людей, защитить от негативных рисков и привести к значительной экономической отдаче от увеличения производства и производительности труда.
Около трети экономического роста в странах с развитой экономикой в прошлом столетии можно объяснить улучшением здоровья населения планеты. Исследования показали, что здоровье способствовало росту доходов почти в такой же степени, как и образование.
В настоящее время мировой рынок медицинского страхования достиг 2,09 трлн долларов, а к 2030 году прогнозируется довести эти показатели до 2,93 трлн долларов.
В международной практике различают системы обязательного и добровольного медицинского страхования, где в качестве страхователя могут выступать граждане, работодатели и государство. Наиболее распространенной является система, при которой страховой взнос платят граждане и работодатели в равных долях, а государство вносит средства для социально уязвимых слоев населения (дети, пенсионеры и лица с инвалидностью).
На современном этапе обязательное медицинское страхование (ОМС) обеспечивает защиту людей от непредвиденных рисков, поскольку система предоставляет медицинскую помощь всем слоям общества, покрывая полностью или частично их расходы.
Анализ финансирования системы здравоохранения показывает, что в странах ОЭСР средства, поступающие от государственных и негосударственных страховых взносов, покрывают около трех четвертей всех расходов на здравоохранение. В Германии, Японии и Франции эта доля превышает 80 процентов, а в Мексике и Бразилии - менее половины всех трат на сферу (49 и 41 процент соответственно).
Кроме того, старение населения также вносит свой вклад в рост рынка страхования, поскольку, по данным ВОЗ, численность населения в возрасте 60 лет и старше увеличится с одного млрд в 2020-м до двух млрд к 2050 году. При этом число людей в возрасте 80 лет и старше утроится и достигнет 426 млн человек.
Ключевые преимущества ОМС
Одним из главных достоинств ОМС является его финансовая устойчивость. Страховые взносы, которые платят работодатели и граждане, используются для финансирования медицинских услуг, а также для развития здравоохранения в целом. Благодаря этому ОМС обеспечивает стабильное финансирование медучреждений и позволяет им предоставлять качественные услуги.
- ОМС выступает катализатором развития сферы здравоохранения.
Система ОМС, основанная на социальной ответственности и справедливости, способствует развитию сферы здравоохранения и контролю за финансами. Кроме того, внедрение медицинского страхования обеспечивает механизм для отслеживания эффективности и соответствия расходов полученным результатам, прозрачности потоков финансовых средств в секторе здравоохранения, а также защиту прав граждан в получении бесплатной медицинской помощи в гарантированном объеме.
Предотвращает коррупцию в системе здравоохранения.
Одним из самых главных преимуществ медицинского страхования является возможность предоставлять услуги в медучреждениях безналичным методом. Пациенты могут напрямую обратиться в больницу и получить допуск, предъявив карту медицинского страхования. В результате этого уменьшается коррупция в сфере на том основании, что предотвращаются незаконные дополнительные оплаты.
- Обеспечивает финансовую защиту семьи.
Медицинское страхование защищает финансовое будущее семьи, поскольку серьезная болезнь или травма могут быстро истощить сберегательные счета и создать нагрузку на финансы. Медицинская страховка гарантирует защиту от подобных ситуаций и позволяет сосредоточиться на выздоровлении страхователя.
Кроме того, в государственных специализированных медицинских учреждениях страны существует установленная система платных медуслуг, где граждане должны оплачивать медпомощь. В связи с этим страхование позволит получить доступ населения к таким услугам.
- ОМС является толчком для внедрения современных и инновационных методов в здравоохранение.
Перемещение части населения из системы государственного финансирования здравоохранения в систему ОМС может помочь внедрению современных технологий, методов лечения и выработке новых приоритетов за счет получения дополнительного источника финансирования путем стабильных поступлений.
- Эффективно влияет на здоровье населения.
Медицинское страхование обеспечит доступность населения к качественным профилактическим медицинским услугам. Это регулярные осмотры, которые помогают выявить потенциальные проблемы со здоровьем на ранней стадии, прежде чем они станут серьезными, что в конечном итоге будет способствовать улучшению показателей здоровья. К примеру, в штате Массачусетс (США) внедрение программы страхования Medicaid позволило значительно снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний.
В Узбекистане первоначальные шаги по реформированию финансирования системы здравоохранения начаты в 2018 году. Глава государства на видеоселекторном совещании, прошедшем 9 ноября 2018-го, отметил необходимость поэтапного внедрения системы государственного медицинского страхования (одна из разновидностей ОМС) в стране с 2021 года, а также разработки соответствующих законов и подзаконных актов исходя из опыта Южной Кореи, Сингапура, Германии и других стран.
Для реализации данных мероприятий при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан создан Государственный фонд медицинского страхования Республики Узбекистан.
В Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы срок внедрения ОМС перенесен на 1 июля 2023-го для Ташкента и 1 декабря того же года - для остальных регионов страны. Для этого в Государственный фонд медицинского страхования на приобретение гарантированных медицинских пакетов выделено: Ташкенту - 1703,3 млрд сумов, Сырдарьинской области - 711,2 млрд сумов и Хорезмской - 3,6 млрд сумов.
При этом, согласно Стратегии «Узбекистан - 2030», срок поэтапного внедрения государственного медицинского страхования для Ташкента перенесен на 1 января 2024 года, а Указом Президента от 6 сентября 2023-го министр здравоохранения и исполнительный директор Фонда государственного медицинского страхования определены ответственными за полное внедрение государственного медицинского страхования до конца 2026 года по всей республике.
Учитывая возрастающую потребность общества в услугах здравоохранения, которое в свою очередь требует привлечения существенного объема дополнительных средств, Министерство здравоохранения должно быть заинтересовано в прозрачном использовании средств, эффективной системе управления финансовыми потоками и контроля за качеством медицинской помощи, а также в том, чтобы средства граждан и работодателей расходовались медицинскими организациями целенаправленно и рационально.
По мнению экспертов, для полноценного внедрения современной модели финансирования здравоохранения, отвечающей требованиям общества, предлагается принять следующие меры.
Первое. Провести подробный анализ состояния бюджетного финансирования здравоохранения с учетом зарубежного опыта (Германии, Израиля). Разработать механизм организации ОМС, основанного на социальной ответственности и справедливости, с учетом особенностей экономики и здравоохранения, где каждый гражданин будет иметь право на получение медицинской помощи независимо от его социально-экономической ситуации и возможностей оплаты.
Второе. Разработать правила и условия, регулирующие финансовые потоки, а также оказания медицинской помощи, контроля за качеством предоставляемых медицинских услуг; эффективную систему административного управления и регулирования цен. Также предусмотреть обязательным условием организации системы медицинского страхования формирование электронной базы, куда будет внесена полная информация о страхователе, диагнозе, истории болезней.
Третье. Подготовить предложения по составляющей медицинской корзины исходя из стоимости страховых взносов, которая будет включать гарантированный объем медицинской помощи с учетом лекарственных средств. При этом учесть меры по безопасности страхователя в случае снижения дохода или периода безработицы. Например, в Германии в случае снижения дохода гарантируется тот же уровень обслуживания по более низкой цене. Вместе с тем родственники, не имеющие дохода (супруг/супруга, дети до 18 лет), могут быть застрахованы бесплатно по тому же полису и пользоваться такими же льготами.
Четвертое. Проект разработанной методологии (механизм, правила, условия, стоимость страхового полиса) необходимо вынести на широкое общественное обсуждение и провести информационную кампанию среди населения по поводу преимуществ этой системы и правил ее использования, а также о защите от финансовых рисков, связанных с неожиданными затратами на медицинское лечение.
При этом следует учесть, что данная система должна основываться на принципах обязательности, охватывать широкие слои населения, быть справедливой, то есть взносы на медицинскую страховку должны соответствовать доходам населения, чтобы предотвратить возникновение неравенства в получении медпомощи.
Конечными целями такой системы являются формирование здорового общества, повышение продуктивности и улучшение качества жизни населения, способствующей общественному развитию и финансовой стабильности в медицинской сфере, задачи по которым предусмотрены Стратегией «Узбекистан - 2030», что также подчеркивал Президент Республики Узбекистан в ходе своего выступления на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2023 года.
Жамшид Шарипов.
Рамзиддин Нуритдинов.
Эксперты Центра «Стратегия развития».









