Ценность лингвистического образования обусловлена и тем, что в наиболее выгодном положении на современном рынке труда сегодня находятся те специалисты, которые, помимо знаний по основной профессии, владеют еще одним или несколькими иностранными языками. Эти и другие факторы обуславливают важную роль образовательных центров, специализирующихся на подготовке кадров по иностранным языкам.
На протяжении веков Самарканд считается перекрестком культур. И здесь продолжают пересекаться представители самых разных народов. Логично, что в 1994 году в древнем городе был образован Самаркандский государственный институт иностранных языков. Пройдя непростой путь становления, высшее образовательное учреждение сегодня достигло международного уровня, где наряду с узбекистанцами учатся и работают представители других стран, обеспечивая внедрение мировых образовательных стандартов.
Мощный импульс для развития высшей школы на современном этапе придал подписанный в 2019 году Президентом Указ «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года». Документом определены тактика и стратегия развития одной из ключевых сфер национальной системы образования.
Высшее образование постепенно адаптируется к модели рыночной экономики. В 2020 году в этом направлении сделан еще один серьезный шаг. В качестве эксперимента десять вузов страны впервые переведены на самофинансирование. Среди них и Самаркандский государственный институт иностранных языков. В настоящее время главным инвестором высшего образования остается государство. Из бюджета выделяются огромные средства для подготовки специалистов, призванных обеспечить устойчивое развитие республики. Финансы, поступающие за счет контрактов студентов, покрывают лишь часть расходов. На сегодня годовые затраты на обучение одного студента за счет государственного гранта обходятся более чем в 10 миллионов сумов. Стоимость контракта в нашем вузе составляет в среднем чуть выше шести миллионов. Таким образом, платная система покрывает порядка 65 процентов реальных расходов на образование одного студента.
Включение вуза в новаторский проект обусловлен конкурентными преимуществами лингвистического образования в современном мире. Финансовая либерализация позволит ориентировать учебный процесс исходя из перспективных требований рынка труда и инновационного развития. Участвующие в эксперименте вузы получили право самостоятельно устанавливать параметры приема и стоимость обучения на платно-контрактной основе. С нового учебного года она будет определяться исходя из расходов на годовое обучение одного студента. Сроки оплаты контракта вузы также устанавливают самостоятельно на основании договора со студентами.
Финансовая независимость позволяет гибко реагировать на объективную экономическую ситуацию в стране и мире. Так, например, в связи с сокращением доходов населения, вызванным пандемией коронавирусной инфекции, в этом году стоимость контракта за обучение в СамГИИЯ осталась без изменений. Социальный вектор в высшем образовании позволит устанавливать льготы для наиболее одаренных студентов, испытывающих финансовые трудности. Это связано с тем, что в условиях возрастания конкуренции вузы будут заинтересованы в талантливых, перспективных студентах.
При самофинансировании по решению попечительских советов вузов могут быть организованы новые факультеты. Самаркандский государственный институт иностранных языков уже имеет положительный опыт. В прошлом учебном году были открыты направления «Гид-экскурсовод, переводчик», «Синхронный перевод (английский)». В новом учебном году начнется подготовка бакалавров в области международной журналистики и магистров по специальности «Компьютерная лингвистика».
В условиях самофинансирования ключевыми для любого высшего учебного заведения становятся вопросы совершенствования образовательного процесса, привлечения преподавателей с научным потенциалом в целях подготовки специалистов и их успешной профессиональной самореализации. Такие критерии обеспечат институту высокие рейтинги на рынке образования и, соответственно, стремление отечественной и зарубежной молодежи получить лингвистическое образование именно в Самарканде.
Экономическая устойчивость вуза будет напрямую связана с заинтересованностью абитуриентов, планирующих стать успешными специалистами. Поэтому на современном этапе в высшей школе акцент делается на внедрение передовых, соответствующих международным стандартам моделей организации учебного процесса.
В связи с этим уже с нового учебного года в Самаркандском институте иностранных языков внедряется кредитно- модульная система образования. Рассмотрим ее преимущества.
Новая система, прошедшая эффективную апробацию за рубежом, обеспечит расширение доступа к высшему образованию, увеличение мобильности студентов и преподавателей, а также ориентацию учебных программ к получению квалификаций, востребованных на рынке труда. Эта модель привлекательна тем, что сопоставима с учебными программами различных вузов и способствует гармонизации систем образования с европейскими странами и упрощению перехода из одного вуза в другой.
Кредитная система образования дополняет и поддерживает национальные стандарты квалификаций. В нашем вузе создана рабочая группа из числа профессорско-преподавательского состава, уже разработавшая конкретные предложения и проекты для гармоничного перехода на новые учебные стандарты. Таким образом, процесс внедрения новой модели обретает практические контуры.
В условиях глобализации высшая школа Узбекистана активно интегрируется в мировое образовательное пространство, реализуя самые передовые зарубежные учебные программы и методики (с учетом национальных образовательных стандартов), доказавшие высокую конкурентоспособность. В этих процессах особое внимание уделяется привлечению в институт на работу по контрактам зарубежных специалистов.
Так, в 2019/2020 учебном году в самаркандском вузе работали 32 иностранных специалиста из США, Китая, Японии, Индонезии, Испании, Финляндии и Египта. В новом учебном году для подготовки студентов из-за рубежа будут привлечены 15 преподавателей. С учетом пандемии они будут проводить занятия как традиционным способом, так и в формате онлайн.
В настоящее время институт участвует более чем в 70 действующих договорах и меморандумах о сотрудничестве с 62 вузами 18 стран мира.
В 2018-2019 годах в рамках программ стажировки в зарубежных вузах прошли в общей сложности не менее 50 научных кадров и преподавателей, а также более 40 студентов вуза. В текущем году из-за пандемии такая практика сократилась, но тем не менее в программах по обмену с зарубежными вузами приняли участие два наставника и два студента.
Расширению международного сотрудничества способствуют и гранты действующих в Узбекистане специализированных фондов. Например, в прошлом учебном году один студент продолжил учебу в магистратуре за рубежом, три преподавателя повысили квалификацию в институте иностранных языков Норвича в Великобритании, а восемь педагогов института прошли подготовку в вузах Германии, Франции, Великобритании.
В новом учебном году у студентов СамГИИЯ есть возможность получить образование в рамках программы двойных дипломов. Этот проект предусматривает пропорциональное получение образования в Самарканде и партнерском зарубежном вузе. Дипломы будут действительны в странах, участвующих в проекте.
Если говорить конкретно, то в 2020/2021 учебном году в институте такие программы для бакалавров действуют с Алтайским государственным педагогическим университетом (Российская Федерация) и Университетом Сунчунян (Южная Корея).
Также для магистров действует образовательное направление «Лингвистика: английский язык», организованное совместно с Белгородским государственным национальным исследовательским университетом по принципу 1+1. Первый год студенты получат образование в Самарканде, а второй год - в России.
В этом году в СамГИИЯ также создаются возможности для получения образования и дипломов по программам престижных зарубежных вузов. Например, для бакалавров запланировано открытие учебных направлений «Журналистика» и «Менеджмент туризма» университета City University of Malaysia (Малайзия).
В нашем институте по принципу 2+2 совместно с Шанхайским университетом иностранных языков также реализуется учебная программа «Филология и преподавание языков: китайский язык». Проект предусматривает продолжение образования в Поднебесной студентов, добившихся высоких показателей при изучении китайского.
Для магистров совместно с Вебстерским университетом (США) организовано образовательное направление «Преподавание английского языка в качестве второго иностранного языка».
Среди целевых показателей Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года особое внимание уделено вопросам повышения уровня охвата высшим образованием более 50 процентов населения. В Самаркандском государственном институте иностранных языков по данному показателю наметилась позитивная динамика. Например, если в 2017/2018 учебном году образование в вузе получали 2680 студентов, то к 2020-му эта цифра составила почти 5000 человек. За последние три года количество студентов увеличилось на 85 процентов, а в новом учебном году число обучающихся в вузе превысит 6000.
В настоящее время в институте изучаются десять мировых языков, осуществляется подготовка бакалавров по шести и магистров по пяти специальностям. В этом году прием документов полностью осуществлен дистанционно в режиме онлайн. В общей сложности поступило почти 38 тысяч заявлений на бакалавриат и свыше 1000 человек планируют продолжить обучение в магистратуре.
Современная эффективная система образования немыслима без широкого внедрения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий. В результате поэтапной модернизации материально-технической базы сегодня в вузе действуют 18 компьютерных классов, восемь лингафонных кабинетов и две аудитории для синхронного перевода.
На электронных базах кафедр размещены материалы более чем по 130 направлениям науки. Действуют также виртуальные лаборатории. Для организации дистанционного образования подготовлено 70 видеоуроков, которые размещены на сайте вуза. Благодаря этому 80 процентов учебных программ реализуются с использованием инновационных технологий. Разработаны также компьютерные и мобильные платформы для изучения английского и китайского языков, а также истории Узбекистана и психологии.
В минувшем учебном году из-за пандемии заключительный образовательный цикл прошел в режиме онлайн. С одной стороны, это была вынужденная мера. С другой, высшая школа продвинулась вперед в системе организации дистанционного образования. Преподаватели вуза приняли участие в оперативном создании онлайн-курсов по всем направлениям, что позволило предоставить студентам все материалы учебных программ и завершить учебный год в соответствии с действующими стандартами.
С целью упрощения доступа к платформам дистанционного образования вуза разработаны и внедрены в практику так называемые матрицы - своеобразные «дорожные карты» для работы с электронной образовательной платформой института. Она также способствовала освоению студентами учебных программ и выполнению практических заданий преподавателей в формате онлайн.
Созданная в период пандемии виртуальная база знаний будет активно использоваться и в новом учебном году, что обеспечит непрерывность образовательного процесса, а также поспособствует повышению квалификации студентов.
Ильхомжон Тухтасинов.
Ректор Самаркандского государственного института иностранных языков, доктор педагогических наук, профессор.