Как неоднократно заявлял Президент Шавкат Мирзиёев, в ближайшие годы приоритет будет отдаваться реализации эффективной молодежной политики, поддержке педагогов, укреплению материально-технической базы школ. Вся проводимая в данном направлении работа преследует единую цель - взрастить достойные кадры, которые станут опорой для развития Узбекистана в будущем. И в этом вопросе первостепенное значение имеют разработка и внедрение действенной системы школьного обучения. В преддверии знаменательной даты - 30-летия Независимости Республики Узбекистан - мы побеседовали с министром народного образования Шерзодом ШЕРМАТОВЫМ, обсудив достижения сферы за последние годы, а также планы на долгосрочную перспективу.
- Шерзод Хотамович, какие, на ваш взгляд, преобразования в области народного образования можно считать наиболее успешными?
- Хочу остановиться на том, что мы наконец стали уделять должное внимание вопросам качества образования, повышения статуса и престижа профессии учителя в обществе, сумели создать в школах комфортную среду для получения знаний. За несколько лет полностью исключены случаи принудительного труда педагогов, увеличена заработная плата наставников. Сегодня средняя зарплата учителей общеобразовательных школ составляет порядка 2,4 миллиона сумов.
Развитие народного образования - наша общая цель, уже ставшая поистине общенациональным движением. Но работать еще есть над чем. Если говорить о конкретных результатах, то могу сказать, что за последние несколько лет удалось существенно улучшить инфраструктуру школ за счет увеличения расходов на благоустройство их территорий как со стороны центральных, так и местных бюджетов. А еще общеобразовательные учреждения наконец обзавелись качественным интернетом. Ранее школы имели доступ к Ziyonet. Это сеть с массой ограничений и белым списком сайтов (только разрешенные для посещения страницы). Сейчас практически все они обеспечены высокоскоростным соединением с мировой сетью.
Кроме того, мы полностью пересмотрели содержание учебной программы - основы всего процесса обучения. Данный вопрос был тщательно проработан совместно с экспертами, в том числе зарубежными. Так, новая программа внедряется с текущего года. Подготовлены не только книги, но и специальные рабочие тетради для учеников.
В результате комплексных усилий по повышению статуса учителей в обществе за последние четыре года около 45 тысяч педагогов-мужчин вернулись в систему народного образования. В целом же число наставников со средним специальным образованием сократилось на 30 процентов. Это хороший показатель.
- А какие преобразования удалось осуществить по части повышения качества учебного процесса в школах?
- Здесь в первую очередь хочу сделать акцент на том, насколько сильно сократился объем документации и в целом бумажной волокиты в школах. Более того, в условиях пандемии учебный процесс в системе народного образования вовсе был переведен в онлайн-формат. В прошлом году мы запустили дистанционное обучение на трех отечественных телеканалах в рамках проекта «Онлайн-школа». В общей сложности 15 528 телевизионных уроков транслировались на узбекском, русском и каракалпакском языках.
В целях создания условий для углубленного изучения интересующих учащихся предметов, обеспечения подготовки выпускников к вступительным экзаменам и организации учебного процесса в старших классах была усовершенствована учебная программа по профориентации, появились и новые предметы.
Вы знаете, что на протяжении долгих лет в сфере присутствовал ряд проблем и недостатков, включая дефицит учебников и их низкое качество, а учителя рассматривались как бесплатная рабочая сила для сбора хлопка. Эти времена остались в прошлом, и сейчас мы выстраиваем новую модель школьного образования, где главную роль будут играть инновации и передовые методики преподавания.
Приоритетными направлениями Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года определены:
-
-
- вхождение к 2030-му в число 30 передовых стран мира по рейтингу программы оценки учащихся международного уровня PISA (The Programme for International Student Assessment);
- качественное обновление содержания системы непрерывного образования, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров, совершенствование методики преподавания;
- внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и инновационных проектов, расширение конкурентной среды за счет развития государственно-частного партнерства.
-
В рамках концепции поэтапно внедряются новые образовательные стандарты и программы общего среднего образования, отвечающие требованиям современной инновационной экономики.
- Говоря о кадровом вопросе, нельзя не упомянуть об обновленной системе повышения квалификации наставников. Что изменилось в этом направлении?
- В ходе реализации этой реформы более пяти тысяч директоров школ прошли обучение на специальных курсах повышения квалификации.
Один из крупных проектов также был запущен совместно с Министерством образования и науки России. В рамках инициативы в региональных учебных центрах организована работа 35 специалистов по русскому языку. 4420 учителей русского языка и тысяча учеников 9-11-х классов прошли тестирование по специальным методикам с целью изучения профессиональных потребностей наставников и определения уровня владения учащихся русским языком. Онлайн-курсы были организованы для 3049 педагогов.
Институтом переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов системы народного образования имени А. Авлони совместно с Институтом математики имени В.И. Романовского АН РУз разработаны учебные программы курсов повышения квалификации учителей по этому предмету. А Ташкентский университет информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий и IT Park оказали содействие в совершенствовании программы курсов для учителей информатики.
На данный момент мы ведем подготовку к проведению международного оценочного исследования PISA и PIRLS. Для этого были отобраны 383 базовые школы, разработаны четыре руководства для наставников.
По инициативе Президента в текущем году начаты преобразования в области изучения иностранных языков. Стоит признать: долгое время качество обучения в школах оставалось очень низким, а программа по иностранным языкам чаще была нацелена лишь на изучение грамматики, а не на развитие четырех основных навыков (чтение, прослушивание, письмо, разговорный). Сейчас осуществляется переход как раз на такую систему. В этом нам помогают эксперты из США. Учебники английского заменяются книгами «Cambridge University Press». Туда входит как учебник для школьников, так и специальные методические пособия для педагогов.
К сожалению, пока всего четыре процента учителей английского в стране имеют сертификат о знании иностранного языка. Это очень низкий показатель, и его причина проста: раньше система образования не была нацелена на получение знаний. Теперь же каждый выпускник должен иметь документ, подтверждающий его уровень владения языком. Такой порядок будет способствовать повышению качества преподавания в школах.

- Что делается для решения проблемы, связанной с нехваткой мест в общеобразовательных учреждениях?
- В Узбекистане наблюдается самый высокий прирост населения среди стран СНГ. В силу этого инфраструктура социальных объектов, многим из которых уже немало лет, зачастую не удовлетворяет потребности общества. Поэтому для нашей страны сейчас жизненно важным представляется строительство школ, особенно в регионах.
Раньше у нас действовала девятилетняя система обучения. В 2018-м по инициативе Президента вернули 11-летку. Но до тех пор внимание возведению школ не уделялось, строились здания профессиональных колледжей и лицеев. Сейчас же мы столкнулись с тем, что полностью трансформировать эти объекты обратно в школы невозможно. Это тоже одна из причин нехватки мест.
Тем не менее работа идет. Так, за 2017-2021 годы в стране была построена 201 школа, реконструированы - 1823, капитально отремонтированы - 2040. Сумма расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт во всех регионах выросла как минимум в три раза. Увеличению финансирования способствует реализация таких государственных программ, как «Обод кишлок», «Обод махалла», «Обод марказ».
За последние четыре года в стране реконструированы 2965 школ. На эти цели выделено 6,4 трлн сумов. Значительно улучшена инфраструктура общеобразовательных учреждений. Отремонтированы системы отопления, налажено обеспечение питьевой водой. Вместе с тем разработаны новые стандарты оснащения школ, согласно которым каждый класс должен быть обеспечен компьютерами и интерактивными досками.
Повторюсь, наша главная задача - продолжать реформы в системе народного образования, развивать социальный сектор, создавать возможности для воспитания всесторонне развитых личностей.
- Как вы оцениваете проводимую в стране молодежную политику?
- Текущий год проходит в нашей стране под эгидой комплексной поддержки молодежи. В рамках соответствующей Госпрограммы реализуются масштабные проекты и инициативы.
Для подрастающего поколения создаются необходимые условия, проводится колоссальная работа в области улучшения материально-технической базы школ, строительства спортивных площадок во всех уголках республики, стимулируется и всячески поощряется участие в предметных олимпиадах, конкурсах и интеллектуальных состязаниях.
Только в минувшем году в стране были открыты 56 специализированных школ по математике, 28 - по химии и биологии, 14 - по информатике и ИКТ.
Среди важных целей, стоящих сегодня перед сферой просвещения, - принятие дополнительных мер по созданию единой и эффективной системы взаимодействия с одаренной молодежью, поддержке ее инициатив для реализации талантов и потенциала, изданию учебников и учебно-методических пособий.
Большое значение получила деятельность, направленная на поднятие на качественно новый уровень работы по выявлению, отбору, обучению и воспитанию одаренных ребят, дальнейшей поддержке и стимулированию юных талантов, созданию системы по управлению и организации деятельности специализированных и творческих школ. Прием и отбор учащихся в эти учебные заведения тоже усовершенствованы. Государственным центром тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан введен порядок сдачи экзаменов, а в целях формирования базы данных талантливой молодежи и организации онлайн-олимпиад запущена информационная система olympiad.uzedu.uz. Только за прошлый год в них приняли участие более 700 тысяч ребят.
Вклад во всестороннее развитие нового поколения глава государства объявил приоритетной задачей. И наша страна по праву может гордиться талантливыми и одаренными юношами и девушками. Так, за последние четыре года на престижных международных олимпиадах наши ребята завоевали 21 медаль. Создана специальная система материальных поощрений для учащихся и их наставников.
Образование всегда неразрывно связано с молодежной политикой. Именно молодежь - самая большая надежда страны, на которую возложены огромные задачи. И здесь необходимо упомянуть о ходе реализации пяти важных инициатив, выдвинутых Президентом в 2019 году. Они направлены на вовлечение населения, преимущественно подрастающего поколения, в искусство, культуру, спорт, компьютерные технологии, чтение.
Мы намерены продолжать начатую работу по воспитанию в наших детях тяги к знаниям, наукам, новым открытиям. Талант молодежи нужно обязательно раскрывать, и важно делать это своевременно.

На видеоселекторном совещании под председательством Президента по вопросам кардинального совершенствования системы духовно-просветительской работы, усиления взаимодействия государственных и общественных организаций в этом процессе, прошедшем 19 января текущего года, подчеркивалось, что идеологией создаваемого Нового Узбекистана будут доброта, человечность, гуманизм. Это прежде всего подразумевает воспитание разума, национальных и общечеловеческих ценностей. В этом плане огромная ответственность возлагается на учителей, руководителей образовательных учреждений. Как отметил тогда глава государства, самой большой угрозой и барьером для развития являются равнодушие и безразличие, а в минимизации наблюдающихся социальных проблем не хватает участия старшего поколения.
- Современное образование невозможно представить без информационных технологий. Какие передовые решения внедряются в деятельность школ?
- Вы правы, переоценить роль и значение ИКТ в XXI веке крайне трудно. Образование, являясь важным звеном всего социального сектора, просто обязано соответствовать трендам и требованиям времени. Поэтому МНО совместно с партнерами работает над обеспечением школ страны качественным интернетом, компьютерной техникой. К примеру, в сотрудничестве с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Узбекистана к широкополосному интернету подключено 9114 общеобразовательных школ, 4715 школ установили локальные сети в компьютерных классах и устройства Wi-Fi в кабинетах учителей.
Эффективно реализуются гранты зарубежных финансовых институтов. Так, за последние четыре года за счет инвестиционных средств в общеобразовательных школах оборудовано 4286 компьютерных классов.
В целях автоматизации системы народного образования, перевода процесса обмена информацией в электронный вид и обеспечения прозрачности запущено более 20 информационных систем. В их числе - портал gis.uzedu.uz, где можно получить полную информацию обо всех школах (расположение на карте, количество учеников, вместимость и так далее); eduportal.uz, на котором размещены электронные версии всех учебников и учебных пособий на семи языках. В доступе учеников электронные и аудиоверсии более двух тысяч книг и пособий.
Разработан единый электронный программный комплекс, который интегрирован с базами данных министерств юстиции, высшего и среднего специального образования, по развитию информационных технологий и коммуникаций, внутренних дел, государственных налогового комитета и центра тестирования.
А в условиях пандемии была внедрена еще одна полезная разработка, позволяющая осуществлять прием заявок онлайн.
- В каком направлении будет двигаться сфера народного образования в ближайшие годы?
- Новый Узбекистан начинается с порога школы. Об этом Президент Шавкат Мирзиёев заявил в ходе торжественного собрания по случаю празднования Дня учителей и наставников 30 сентября минувшего года. Речь главы государства тогда оказала огромное влияние на всех представителей сферы. Педагоги ощущают поддержку со стороны лидера страны, они видят стимул. Ведь именно учителя в большей степени ответственны за то, каким будет следующее поколение. Благодаря труду наставников вырастают всесторонне развитые личности, готовые нести ответственность за будущее государства. С нашей стороны делается все возможное для создания необходимых условий.
Воплощение в жизнь инициатив в области образования служит важным шагом в развитии современного Узбекистана. Молодежь нового времени заинтересована в получении качественных знаний и образования, которые в дальнейшем откроют для нее все двери, помогут реализовать самые смелые идеи. Поэтому создание необходимых условий для поднятия уровня и качества учебного процесса в образовательных учреждениях было и остается одним из приоритетных направлений деятельности МНО.
В числе приоритетов будут непременно значиться вопросы обеспечения школ качественными учебниками, совершенствование материально-технической базы, помощь и поддержка наставникам в их деятельности. Это ответственная миссия, от успешного выполнения которой будет зависеть благополучие и устойчивое развитие Узбекистана на годы вперед.
Беседовала
Евгения Юн.
«Правда Востока».