Фото Музаффара Абдуллаева.
Профессия педагога всегда была и остается одной из наиболее важных и ответственных.
Как отметил Президент в своем выступлении на торжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников: «Для всех нас ясно, что наука, образование, воспитание - это краеугольный камень развития, сила, приумножающая мощь страны и народа. Завтрашний день, будущее Родины неразрывно связаны с системой образования и воспитанием, которое получают сегодня наши дети… Именно поэтому в последние годы в целях всестороннего развития страны, построения Нового Узбекистана коренные реформы, как и во всех других сферах, осуществляются и в системе образования».
На наставников возложена великая миссия - воспитать молодое поколение высокодуховными, всесторонне развитыми личностями, обладающими тягой к новым знаниям, стремлением к новым вершинам. Ведь, как известно, без знаний невозможно достичь поставленных целей, претворить в жизнь блистательные идеи.
Сегодня сфере образования на всех уровнях придается особое значение. Без своевременного, ощутимого и фундаментального вклада в отрасль, расширения возможностей учебных заведений, роста числа грамотных и высококлассных специалистов добиться успеха просто невозможно. Исходя из этого руководство страны приняло ряд важных мер по совершенствованию системы просвещения. И как результат - за несколько лет в республике существенно увеличилось количество школ, улучшена их материально-техническая база, внедрены передовые методы и технологии. Сфера, набирая обороты, идет в ногу со временем. Это в свою очередь обязывает нас, педагогов, совершенствовать мастерство, оттачивать навыки.
Профессия учителя неимоверно трудоемкая и требует творческого подхода, креативности, знания психологии ребенка, умения взаимодействовать с родителями. С другой стороны, работая с молодежью, педагог получает неиссякаемый источник энергии, сил и вдохновения, ведь учебный процесс состоит не только из проведения уроков и проверки домашнего задания. Быть учителем - значит постоянно находиться в поиске чего-то нового, увлекательного, того, что может пробудить в учащихся интерес, вдохновить их.
Отрадно видеть среди коллег педагогов, постоянно совершенствующихся, стремящихся при любых условиях дать знания детям. Глава государства отметил в своей поздравительной речи наставника Тухтамурода Жумаева: «Вы все знаете, что в Каракульском районе есть знаменитая школа, прославившаяся благодаря, если можно так сказать, учителю от бога Тухтамуроду Жумаеву. Замечательный педагог своим неустанным поиском, новой методикой обучения превратил обыкновенную сельскую школу в известное всей стране образовательное учреждение. И это при том, что, расположенная в отдаленном степном районе Бухарской области, она не отличалась особыми условиями или возможностями... Человек уникального таланта и огромной энергии, Тухтамурод Жумаев, как и наши предки-джадиды, создал школу нового типа». Безусловно, каждому из преподавателей хочется заслужить такое уважение и почет своей деятельностью, и мы будем стремиться к этому.
Особенно отрадно, что теперь такие школы по поручению главы государства, данному Министерству народного образования и руководителям регионов, будут создаваться и в других областях, в частности в Андижанской. Действительно, сегодня, как отметил Президент, нам просто необходимы сотни таких школ, тысячи преданных своей профессии, креативно мыслящих учителей.
Являясь педагогом с 50-летним стажем, могу с уверенностью сказать, что каждый ребенок талантлив по-своему. И мастерство наставника заключается как раз в том, чтобы раскрыть его потенциал.
В школе № 1 города Андижана, где проходит моя трудовая деятельность, поставленные Президентом задачи реализуются поступательно и эффективно. Результат проводимой духовно- просветительской работы, совершенствования учебного процесса - призовые места учащихся на предметных олимпиадах, смотрах-конкурсах. Наша школа - общепризнанная кузница перспективных кадров для региона. Благодаря стараниям наставников и учащихся плодотворно идет реализация пяти важных инициатив, выдвинутых главой государства. Приобщение ребят к культуре и спорту, внедрение в разработку уроков информационных технологий, активная популяризация чтения художественной литературы - все это позитивно отражается на профессиональном росте каждого учителя.
- Общими усилиями претворяются в жизнь поставленные руководством страны задачи по совершенствованию сферы просвещения, в частности по развитию общеобразовательных учреждений республики, - говорит директор школы № 1 города Андижана Лола Туйчиева. - Несомненно, вклад педагогов в это дело огромен. Помимо проведения уроков, учителя активно работают над организацией внеурочных занятий: ведут кружки, организуют культурно-массовые мероприятия, которые приобщают ребят к чтению, искусству и расширяют их кругозор. Разумеется, в период пандемии наши возможности сильно сократились, однако карантин не стал помехой для постоянного взаимодействия с учащимися и родителями. Ведется мониторинг активности ребят онлайн. И большое подспорье в этом - информационные технологии.
Внедрение передовых подходов к получению знаний в отечественных школах потребовало выработку комплекса мер, направленных на формирование у детей таких важных качеств, как аналитическое и логическое мышление, развитие талантов и способностей, повышение интереса учащихся к учебе. Уроки с применением ИКТ сегодня не редкость, а неотъемлемая часть учебного процесса. Главное преимущество информационных технологий и мультимедиа в том, что дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и педагогу.
Изменения, которые происходят в сфере просвещения, не могут не радовать и не вдохновлять. Как активный участник данных процессов могу сказать, что в стране многое делается для гармоничного развития подрастающего поколения, создаются достойные условия труда для педагогов.
Действительно, в последние годы принят ряд Указов и постановлений Президента и правительства по организации всех этапов образовательной системы на основе современных требований и стандартов. Кроме того, для всестороннего развития детей в Узбекистане создаются новые учебные заведения, а именно специализированные школы, оборудованные по последнему слову техники.
Нельзя не отметить одно из главных событий в сфере - принятие главой государства Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года. Документом предусмотрено качественное обновление содержания системы непрерывного обучения, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров, совершенствование методик преподавания, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и инновационных проектов, развитие государственно-частного партнерства и многое другое.
С большим воодушевлением восприняла слова из выступления Президента: «Наш народ всегда с большим почтением и уважением относился к учителям и наставникам. Есть глубокий смысл в пословице «Учитель - как родной отец». Настало время утвердить эту истину не только на бумаге, но и на практике, повысить авторитет учителей и наставников».
Мы видим, насколько большое внимание руководство страны уделяет совершенствованию сферы просвещения. Как отметил глава государства, профессия учителя должна вновь обрести былые статус и престиж, и работа над этим идет полным ходом: существенно увеличена заработная плата наставников, предоставлены широкие возможности для самообразования, совершенствования профессиональных навыков, резко сократилась излишняя бумажная отчетность. Отмечу, растет число учителей и наставников, представляемых к государственным наградам. Так, например, 30 сентября Президент подписал Указ о награждении группы соотечественников в связи с Днем учителей и наставников.
Особую заботу представители сферы смогли почувствовать в период пандемии коронавируса. Как известно, образовательные учреждения тоже столкнулись с рядом трудностей. Так, заключительная четверть в школах началась и завершилась в формате онлайн, а новый учебный год в традиционной форме встретили далеко не все педагоги и учащиеся. Тем не менее для налаживания дистанционного процесса обучения со стороны МНО созданы условия. Разработана цифровая образовательная платформа, которая обладает необходимыми функциями для организации занятий онлайн. Это позволяет ученикам не только не прерывать учебный процесс, но и самостоятельно изучать предметы и общаться с педагогом.
День учителей и наставников в этом году мы тоже встретили в необычном формате. Однако это не повод унывать. Карантин, в условиях которого работаем уже не первый месяц, научил многому. Мы обрели возможность открыть для себя новые грани профессии, освоить современные подходы к образовательному процессу, что, безусловно, стало большим плюсом.
Реформы, начатые в Узбекистане, несут позитивный, необратимый характер. Самая важная задача, требующая огромного труда и ответственности, состоит в подготовке обладающих инновационным, креативным мышлением учителей и наставников, обучающих учеников на основе самых высоких критериев. Именно поэтому хочу призвать коллег быть активными участниками претворяемых в жизнь преобразований. Убеждена, что современный педагог - это универсальный специалист, который неустанно работает над собой и является настоящим патриотом. Только такой подход к делу позволит вывести отечественную систему образования на высокий уровень, воспитать поколение преданных Родине граждан, готовых к самоотверженному труду ради светлого будущего.
Юнона Акопова.
Учитель общеобразовательной школы № 1 города Андижана.