При этом осуществляется своевременный мониторинг реализации реформ в сфере молодежной политики. Так, Общенациональным движением «Юксалиш» представлен контекстный анализ в рамках инициативы «Город, дружественный детям и молодежи» для Республики Узбекистан, направленной на улучшение качества жизни детей и молодежи посредством признания и реализации их прав. Эта инициатива впервые реализуется в отдельных городах, которые станут образцовыми. Она также присоединяется к глобальному движению городов и поселков по всему миру, которые стремятся создать сообщества, в которых голоса, потребности, приоритеты и права детей и молодежи являются неотъемлемой частью государственной политики, программ и решений.
Анализ развития молодежной политики и мониторинг законодательства с точки расширения прав и возможностей для молодых людей показывает, что в Узбекистане за последние годы достигнут определенный прогресс в этом направлении. Но пока еще существует необходимость в продолжении комплексной работы по поддержке молодых людей страны. Эти процессы продолжаются также с учетом выполнения Узбекистаном ряда международных обязательств, вытекающих из ратифицированных страной конвенций и договоров в области прав детей и человека.
По прогнозам ООН, население мира к 2100 году достигнет 15 млрд человек, большую часть которых будет составлять молодежь. Этот факт актуализирует для государств мира реализацию конструктивной молодежной политики, которая будет способствовать экономическому развитию.
Фундаментом для эффективной реализации реформ в сфере молодежной политики в нашей стране служит прочная нормативно-правовая база. Так, с 2016 года молодежная политика страны стала приоритетным направлением и нашла свое отражение в принятом Законе «О государственной молодежной политике», а также в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы.
В Законе «О государственной молодежной политике» указаны такие основные понятия, как «молодежь», «молодая семья», «молодой специалист», «молодежное предпринимательство» и другие. Согласно документу молодежь - это граждане от четырнадцати до тридцати лет. При этом основными принципами государственной молодежной политики Узбекистана являются открытость, прозрачность, активное участие молодежи в принятии решений, поддержка и стимулирование молодежных инициатив, приоритет духовных, нравственных и культурных ценностей и недопущение дискриминации.
В этой связи для реализации основных принципов закона за последние годы в стране была создана совершенно новая система реализации государственной молодежной политики. Речь идет о Молодежных парламентах, созданных при Сенате и Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Молодежный парламентаризм в целом определяется как система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, которая участвует в процессах принятия решений на государственном уровне. В мировой практике система молодежных парламентов вводилась для того, чтобы молодые люди имели возможность высказать свои интересы, поднимать проблемы, которые остаются вне поля зрения государства.
В целях защиты прав, свобод и законных интересов молодежи, а также активного вовлечения их в процесс принятия решений и участия в демократических, социальных и экономических реформах страны, предоставления им возможностей для реализации научного и творческого потенциала 18 января 2021 года принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции развития государственной молодежной политики в Узбекистане до 2025 года». В основе документа лежит общий принцип - «Работа с молодежью в ее интересах», который также изложен в Стратегии ООН «Молодежь - 2030».
Важным фактором эффективной реализации молодежной политики является работа с подрастающим поколением на уровне махалли. Так, в настоящее время она реализуется по вертикальной системе в четыре этапа: махалля - район/город - регион - республика. В махаллях действует должность лидера молодежи, в задачи которого входят формирование «молодежного баланса»; ведение электронных платформ «Ёшлар дафтари» и «Ёшлар портали»; организация свободного времени молодежи в махаллях; проведение культурно-просветительских мероприятий; повышение социальной активности молодежи; стимулирование талантов, способностей и инициатив юношей и девушек; воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма; системная работа с молодежью, склонной к совершению правонарушений, оказание содействия в социально-педагогической реабилитации и адаптации молодых людей и многое другое.
В цели 70 Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы определено дальнейшее совершенствование государственной молодежной политики, в частности, обеспечение прав, свобод и законных интересов молодежи; охрана ее жизни и здоровья, улучшение условий пользования квалифицированной медицинской помощью, повышение медицинской грамотности и укрепление здорового образа жизни; содействие в духовном, интеллектуальном, физическом и нравственном развитии.
Для реализации поставленных задач коренным образом совершенствуется сфера образования. В стране в целях выявления и поддержки юных талантов и одаренных детей, для раскрытия их интеллектуальных способностей действуют Президентские, творческие и специализированные школы, и их количество по республике увеличивается из года в год.
Реформы в системе просвещения повлияли также и на высшее образование. К примеру, еще в 2016 году в Узбекистане действовало 77 вузов. За последние годы их количество увеличилось в 2,5 раза, а охват высшим образованием вырос с девяти до 38 процентов. Стоит цель довести этот показатель до 50 процентов к 2030-му. Также в республике действуют свыше 60 негосударственных вузов и филиалы зарубежных, а общее количество студентов в стране превышает миллион человек (250 тысяч в 2017-м).
Система подготовки кадров, инновации и наука - направления, которые развиваются динамично и требуют соответствующих вложений. Так, к примеру, за последние шесть лет значительно увеличился спрос на высшее образование среди населения, а численность абитуриентов выросла в 3,5 раза. Такие темпы ставят перед сферой определенные задачи, в том числе это касается вопроса соответствия уровня получаемого в стенах отечественных вузов образования.
Решаются проблемы с трудоустройством молодежи. В качестве практических мер утверждены и действуют программы по профессиональной подготовке и поддержке предпринимательских инициатив молодежи. По всей стране функционируют центры профессиональной подготовки, где реализуется свыше 50 видов профобучения, в том числе представителей молодого поколения. Большим подспорьем для юношей и девушек Узбекистана служат также государственные гранты и субсидии в виде социальных заказов на поддержку деятельности ННО в сфере молодежи, а также на финансирование программ, проектов и исследований в области государственной молодежной политики, в том числе адресной.
* * *
Таким образом, за последние несколько лет молодежная политика Узбекистана стала ориентироваться непосредственно на запросы молодого поколения, отталкиваться от предложений самих юношей и девушек. Реализуются масштабные реформы, направленные на улучшение качества жизни детей и молодежи посредством признания и реализации их прав и интересов. Государство при этом выделяет огромные ресурсы для обеспечения молодежи образованием, трудоустройством, жильем и социальной поддержки. В результате достигается главная цель - сделать так, чтобы подрастающее поколение имело возможность обрести достойное место в обществе, развиваться с учетом современных тенденций, не потеряв такие важные качества, как преданность Родине, уважение к национальным и общечеловеческим ценностям.
Подготовила
Евгения Юн.
«Правда Востока».