Труд - вечное и естественное условие жизни человека, поскольку лишь в этом процессе создается результат, направленный на удовлетворение его жизненных потребностей. Выходит, труд приносит человеку радость! Ведь, согласитесь, не может не испытывать этого светлого чувства, например, строитель, закончивший возведение красивого дома, сталевар, выплавивший болванку, которая после необходимой обработки станет деталью какого-то важного механизма, или бухгалтер, завершивший годовой отчет.

И в этом контексте нужно спросить: какую радость человеку может принести работа, выполняемая под угрозой физического или экономического воздействия? Лишь чувство облегчения от избавления наказания.

Не случайно в Конвенции Международной организации труда (МОТ) № 105 «Об упразднении принудительного труда», принятой 25 июня 1957 года, говорится: «Каждый член Международной организации труда, ратифицирующий настоящую Конвенцию, обязуется упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме». Узбекистан ратифицировал эту Конвенцию в 1997 году.

Являясь полноправным членом мирового содружества, Республика Узбекистан в преамбуле Конституции указала на приоритет общепризнанных норм международного права, и при разработке Основного Закона положения статьи 23 Всеобщей декларации прав человека о праве на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы были включены в конституционные нормы.

Так, согласно статье 37 Конституции Республики Узбекистан каждый имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы в порядке, установленном законом. Эти положения статьи нашли дальнейшее развитие и обеспечение в действующем Трудовом кодексе, Законах «О занятости населения», «Об охране труда», «О правах лиц с инвалидностью» (акт еще не вступил в силу), в соответствующих актах правительства, министерств и ведомств. В указанные нормативно-правовые акты по мере становления и развития социально-экономических отношений последовательно вносились необходимые изменения и дополнения, направленные на усиление трудовых гарантий населения и его отдельных групп (лица с инвалидностью, молодежь и другие категории граждан), нуждающихся в дополнительной государственной помощи в трудоустройстве.

Впервые на международном уровне право на труд как одно из основных и важнейших прав человека было признано во Всеобщей декларации о правах человека (1948 год). Эти положения нашли свое отражение в нормах национального законодательства, а также в основополагающем документе - Конституции Республики Узбекистан.

Однако процесс искоренения принудительного труда в стране не всегда проходил гладко. Но Узбекистан на деле доказывает, что решительно идет по пути демократизации и борется с таким негативным явлением, как принудительный труд. И поддержка международного сообщества в этом движении вперед, его признание республики как страны с демократической системой правления необходимы для консолидации усилий всего узбекистанского общества в борьбе с различными проб­лемами.

Выступая в сентябре 2017 года на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подчерк­нул: «В сотрудничестве с Международной организацией труда приняты действенные меры по искоренению детского и принудительного труда». А в ноябре 2017-го на Всемирной конференции по эффективному искоренению детского труда в Аргентине Узбекистан взял на себя обязательство сотрудничать в решении этой проблемы и с независимыми группами гражданского общества.

В Кодексе Республики Узбекистан об административной ответственности, принятом в 1994 году, предусмотрена административная ответственность за принуждение к труду. На то время в статье 51 было прописано, что административное принуждение к труду в какой-либо форме, за исключением случаев, предусмотренных законом, влечет наложение штрафа от 1 до 3 минимальных размеров заработной платы. Однако, чтобы усилить действенность мер по соблюдению трудового законодательства, 21 января 2020 года Президент подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», которым усилена ответственность за административное принуждение к труду. Административное принуждение к труду в какой-либо форме, за исключением случаев, предусмотренных законом, влечет наложение штрафа от пятидесяти до ста базовых расчетных величин. То же правонарушение, совершенное в отношении несовершеннолетнего, влечет наложение штрафа от семидесяти до ста базовых расчетных величин.

Усиление противодействия нарушениям в этой области трудовых отношений отмечают и международные организации, проводящие регулярный мониторинг трудовых отношений в Узбекистане. Так, в отчете Международной организации труда Всемирному банку в 2018-м говорилось о том, что систематическому использованию детского труда на уборке хлопка в Узбекистане положен конец, а для прекращения практики принудительного труда принимаются конкретные меры.

Республика Узбекистан на сегодня ратифицировала 14 конвенций Международной организации труда (МОТ), регулирующих те или иные вопросы сферы, в том числе и принятую в 1930 году Конвенцию № 29 «О принудительном или обязательном труде». Согласно этому документу термин «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Так же классифицирует этот термин и национальное законодательство Узбекистана.

Диалог с международным сообществом продолжается и в настоящем году. Так, 28 мая 2020-го МОТ организовала международный вебинар «После хлопка: извлеченные уроки и перспективы для Узбекистана», когда за виртуальным столом переговоров собрались представители МОТ, министерств занятости и трудовых отношений Узбекистана и труда США, гражданского общества, правозащитных организаций, а также ведущие американские бизнес ассоциации. Также в Министерстве занятости и трудовых отношений в формате видеоконференции прошла встреча с представителями Государственного департамента, Министерства труда и Посольства США в Узбекистане, на которой обсуждались усилия Узбекистана по искоренению торговли людьми и принудительного труда. Встреча была ознаменована важным событием - вступлением в силу для Узбекистана конвенций МОТ № 129 «Об инспекции труда в сельском хозяйстве» и № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле», ратифицированных в прошлом году. На встрече в положительном ключе обсуждались усилия Узбекистана по полному искоренению принудительного и детского труда.

По сообщению Министерства занятости и трудовых отношений, за 9 месяцев 2020 года по труду, занятости и охране труда выявлено 34 286 случаев нарушений на 13 552 предприятиях. Всего из общего числа нарушений по принудительному труду зафиксировано 61.

Правительство республики продолжает последовательную политику по обеспечению условий достойного труда по всей стране, и благодаря этому Узбекистан движется быстрыми темпами в сторону трансформации старой централизованной сельскохозяйственной системы в модель экспортера текстильной и швейной продукции. Страна движется по пути экономического и политического прогресса, реформы работают и должны быть поддержаны международным сообществом.

Александр Зотов.
«Правда Востока».