У нашего народа есть добрая традиция совещаться перед началом любого дела. Выслушиваются мнения старших и молодых, обсуждается каждое предложение или возражение, тщательно взвешиваются все «за» и «против» и только тогда принимается самое правильное и справедливое решение.
Эта традиция не появилась на ровном месте. Менталитет, образ жизни, ценности любого народа, нации формируются в силу конкретных естественных, исторических и социальных факторов. Поэтому неудивительно, что стремление к тесному взаимодействию глубоко укоренилось в жизни нашего народа. Сама природа и жизнь диктуют людям объективную необходимость жить одной семьей, одной махаллей, сплоченно.
Подобный образ жизни обуславливает ментальность нашего народа, отличающуюся тяготением к общению, которое открывает путь к активному обмену мнениями, чтобы принять всесторонне продуманное решение и обеспечить справедливость.
В процессе реализации Стратегии развития нового Узбекистана накоплен большой опыт и созданы все возможности каждому гражданину для повышения своего потенциала, воспитания здорового, образованного и духовного поколения, формирования сильной экономики, ставшей важным звеном мирового производства, а также по обеспечению гарантированной справедливости, верховенства закона, безопасности и стабильности.
Основываясь на результаты общественного обсуждения и Указе Президента Республики Узбекистан от 11 сентября 2023 года № УП-158 «О Стратегии Узбекистан – 2030», разработаны подходящие условия для реализации каждым человеком своего потенциала, обеспечения благосостояния населения посредством устойчивого экономического роста, экономии водных ресурсов, таких как охрана окружающей среды, обеспечения верховенства закона, организация государственного управления на службе народа, последовательное продолжение политики, основанной на принципе «безопасного и миролюбивого государства».
Пунктом «Реформы по организации государственного управления, ориентированного на служение народу, и совершенствованию общественного управления» четвертого приоритетного направления «Обеспечение верховенства закона, организация государственного управления, ориентированного на служение народу» Стратегии «Узбекистан – 2030», определены меры повышения эффективности системы выявления и решения проблем населения путем дальнейшего расширения диалога с народом.
Стоит особо отметить, что Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым создана новая система диалога с народом и работы с обращениями, институт народных приемных. Глава нашего государства неустанно призывает нас прислушиваться к народу, жить заботами людей, оказывать практическую помощь в решении проблем и утвердить новые принципы работы в соответствии с требованиями и желаниями народа. Так, на портале правительства Узбекистана открылась Виртуальная приемная, которая позволила усовершенствовать систему работы с обращениями в соответствии с требованиями XXI века. Был налажен прямой диалог между главой правительства и народом. Уже в первый день работы Виртуальной приемной из различных регионов страны поступило около тысячи заявлений, жалоб и предложений.
В настоящее время народные приемные начали действовать в самых современных зданиях. Все народные приемные работают по единому графику и порядку, приемные всех звеньев равны по статусу, так как считаются представительством Президента страны в регионах. В них созданы удобные условия для физических и юридических лиц. Приемные обеспечены правовой литературой, необходимой документацией и информационными технологиями. Главное, что атмосфера, возможности, условия, отношение специалистов к гражданам позитивно воздействуют на настроение людей. Это соответствует и основной цели, проводимых в нашей стране реформ – обеспечению благополучной жизни граждан.
Анализ обращений, поступающих в Виртуальную приемную и Народные приемные Президента Республики Узбекистан, а также результаты организуемых с гражданами встреч способствовало дальнейшему совершенствованию и налаживанию эффективного диалога между государством и обществом.
Так, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 сентября 2017 года «О мерах по совершенствованию порядка оказания электронных государственных услуг через единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан» совершенствована функционировавшая с 2013 года в тестовом режиме Единый портал интерактивных государственных услуг (Единый портал, ЕПИГУ) – my.gov.uz. Оказание новой системы электронных государственных услуг через Единый портал нацелено на создание на всей территории страны возможностей для заявителей по осуществлению взаимоотношений с государственными органами в рамках электронного правительства и создания прозрачных и общедоступных механизмов их оказания. ЕПИГУ – это единая точка доступа граждан и предпринимателей к госуслугам и самой необходимой информации о них.
Следует также отметить, что с 2018 года кардинально упрощены процедуры для оформления документов в различных государственных органах всем гражданам, которым приходилось пройти ряд сложных формальностей. Решением Правительства создано Агентство государственных услуг с территориальными подразделениями, которое определяет комплекс организационно-правовых мер по кардинальному повышению качества, оперативности, прозрачности и доступности государственных услуг по принципу «одно окно». Утвержден комплекс мер, предусматривающий важные механизмы ускоренного качественного улучшения сферы оказания государственных услуг, в том числе в здравоохранении, лицензировании, налоговой, таможенной и иных сферах, а также разработку мобильных приложений по государственным услугам, оказание услуг с выездом в отдаленные местности, организацию эффективной системы обратной связи с населением с помощью «горячих линий», интернет-ботов на официальных веб-сайтах, социальных сетях. Вместе с тем, востребованные населением услуги, как подключение домовладений к сетям водоснабжения, канализации, теплоснабжения и другим инженерно-коммуникационным сетям, разрешение на осуществление индивидуального жилищного строительства, прописка, выписка и учет по месту пребывания, получение различных архивных справок, патентов, свидетельств и дубликатов официальных документов.
Одним из примеров совершенствования диалога с народом в нашей республике это внесенные за последние годы важные изменения, устанавливающие обязательность общественного обсуждения законопроектов с участием органов самоуправления граждан и других институтов гражданского общества. Так, в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан функционирует веб-сайт (parliament.gov.uz), где непосредственно граждане республики могут участвовать в законотворческой деятельности, т.е. каждый может вносить свои рекомендации в законопроекты. При каждом комитете Олий Мажлиса созданы консультативные советы (экспертные группы) состоящие из числа ученных, экспертов, органов самоуправления и представителей институтов гражданского общества, которые вносят свои предложения рекомендательного характера в рассматриваемые нормативно-правовые акты в различных сферах деятельности страны.
Президент нашей страны подает личный пример, в ходе поездок в регионы посещает самые отдаленные села и аулы, объекты социальной сферы, дома обычных людей, лично знакомится с реальной ситуацией, условиями жизни населения, дает соответствующие указания по устранению проблем. Истинное положение дел с выездом на места систематически изучают также депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса, сенаторы, руководители и ответственные работники государственных органов, практически осуществляя по дворовой обход, анализируя имеющиеся недостатки и проблемы граждан. Внедрена система отчетности хокимов, прокуроров и руководителей органов внутренних дел всех уровней перед народом. Принимаются меры по расширению участия институтов гражданского общества в решении актуальных задач социально-экономического развития регионов, о чем свидетельствует Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению открытости бюджетных данных и активного участия граждан в бюджетном процессе».
Кроме того, в целях дальнейшего углубления демократических реформ в стране, налаживания действенного и эффективного диалога между государством и обществом принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по организации деятельности общественных советов при государственных органах», которое будет выполнять роль «моста», связывающего государственный орган с гражданами, для осуществления совместного диалога, обеспечения эффективного сотрудничества государственного органа с институтами гражданского общества. Общественные советы состоящие из числа ветеранов труда, авторитетных граждан, представителей ННО, СМИ и других институтов гражданского общества осуществляют общественный контроль над деятельностью госорганов и его должностных лиц по учету общественных интересов и общественного мнения в принимаемых нормативно-правовых актах, государственных, отраслевых и территориальных программах развития, а также по обеспечению исполнения требований законодательства в сфере защиты прав и законных интересов общества.
Разработав и практически внедряя новую, современную систему, служащую утверждению в жизни справедливости, практическому обеспечению прав и интересов человека, советуясь с народом, закладываем основу нового этапа развития в истории нашей независимой Родины. Жизнеутверждающие слова Президента нашей страны «Жить заботами людей – самый важный критерий человечности» должны стать важной задачей для достижения новых рубежей в развитии Узбекистана.
Шомансур Шакабилович Шаякубов,
к.и.н., доцент Ташкентского государственного
юридического университета.