Фото Музаффара Абдуллаева.

Контроль нужен везде. В области архитектуры и строительства он так же необходим, как воздух. Согласно данным, Инспекция по контролю в сфере строительства при Министерстве строительства выдала разрешения на выполнение строительно-монтажных работ на 20 863 объектах - в 2016 году, 32 257 - в 2017-м и 36 938 - в 2018-м. Это свидетельствует о том, что из года в год растет количество стройплощадок.

Согласно постановлению Кабинета Министров «Об утверждении Административного регламента осуществления государственного строительного контроля на объектах и классификации категорий опасности объектов» от 20 августа 2020 года Инспекция по контролю в сфере строительства и территориальные инспекции получат право осуществлять государственный надзор в соответствии с установленными нормативно-правовыми и иными актами в области технического регулирования на прочность, безопасность, качество, сейсмостойкость и надежность использования объектов при строительстве и реконструкции.

- Этим нормативным актом устанавливаются основные задачи должностных лиц органов строительного надзора и территориальных подразделений при осуществлении государственного строительного контроля за строительством объектов, - рассказывает специалист инспекции Мухаммаджон Муминжонов. - Указан порядок контроля строительных объектов, которые проводились с уведомлением (и без) территориальных инспекций. То есть объекты строительства и реконструкции, на которые требуется уведомление о начале строительно-монтажных работ на территории республики, подлежат государственному строительному контролю в обязательном порядке.

Беспристрастность и прозрачность

Безусловно, контроль может быть признан только в том случае, если процесс проверки проходит беспристрастно и прозрачно. Государственный строительный контроль осуществляется с соблюдением принципов законности, справедливости, гласности, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, а также невмешательства в финансово-хозяйственную деятельность субъектов градостроительства.

- Государственный строительный контроль без вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность субъекта подразделяется на следующие виды, - продолжает М. Муминжонов. - Во-первых, краткосрочный контроль на незарегистрированных территориальными инспекциями объектах осуществляется в установленном порядке, информируя компетентный орган. Во-вторых, государственный строительный контроль на объектах, зарегистрированных в территориальных инспекциях: отбор и контроль объектов осуществляется беспрепятственно, без информирования компетентных органов на основе классификации сложных категорий объектов. В-третьих, будет проверяться государственное строительство, которое осуществляется на основе проектирования архитектуры и соблюдения генеральных планов.

Осуществление строительного контроля начинается с обращения заказчика в Центр государственных услуг за разрешением на начало строительства или реконструкции объекта. В свою очередь ЦГУ отправляет заявку по надлежащим территориальным инспекциям. Инспекция в течение рабочего дня регистрирует заявку и закрепляет за объектом инспектора, который выезжает на место, изучает процесс и выдает заказчику письменное предписание о техническом осмотре здания. Затем наблюдает за осуществлением структурного государственного строительного контроля на объекте в течение трех рабочих дней после внесения в план работ в установленном порядке. В ходе проверки результаты заносятся в делопроизводственную книжку подрядчика. Если выяснится, что имеются нарушения норм, установленных при строительстве или реконструкции объекта, после проведения контроля оформляет письменное предписание об устранении дефектов и предоставляет подрядчику в течение рабочего дня.

Административный регламент определяет:

  • задачи контрольной инспекции в сфере строительства при возведении и реконструкции зданий и сооружений;
  • порядок обеспечения безопасности и качества строительных объектов, осуществления архитектурно-строительного надзора;
  • классификацию сложности строительных объектов по категориям опасности;
  • виды, критерии государственного строительного контроля и основания их осуществления;
  • порядок проведения инструментально-технической проверки зданий и сооружений.

Что такое административный регламент?

В административном регламенте, отраженном в постановлении, учтены такие основные понятия, как государственный строительный контроль, инспекторские проверки, этап строительства, риск, градостроительные субъекты, объект с незавершенным строительством, методические указания по устранению нарушений. Кроме того, в нем описан процесс контрольных функций в объектах, зарегистрированных в территориальных инспекциях, без уведомления компетентного органа, осуществление без каких-либо препятствий проверки на основании классификации объектов по сложности, порядок выполнения функций инспекциями государственного контроля и территориальными инспекциями на соответствие архитектуре, проекту и генеральным планам.

- Регламент определяет порядок осуществления Инспекцией по контролю в сфере строительства и ее территориальными подразделениями госконтроля на объектах, - поясняет М. Муминжонов.

- В компетенцию инспекции внесено право направлять представления в соответствующие органы и организации для решения вопроса о приостановлении, прекращении действия лицензий и разрешительных документов на осуществление деятельности в сфере проектирования и строительства, их аннулировании, - продолжает специалист. - Также предоставлено право направлять представления в соответствующие органы и организации о приостановлении выпуска, реализации и применении строительных материалов и изделий в случаях выявления на объектах некачественной строительной продукции, влияющей на сейсмостойкость зданий и сооружений, а также создающей угрозу жизни и здоровью человека.

Благодаря новому постановлению роль и значение государственного контроля в строительстве усилились, тщательно проработан контроль, что создает основу для качественного строительства объектов в соответствии с современными требованиями.

Сохиба Муллаева.