Польза такого подхода в условиях, когда качество школьного образования еще не достигло необходимого уровня, в том, чтобы выпускники овладевали компетенциями и навыками и у них формировался интерес к профессиям для вступления на рынок труда, где свободных рабочих мест много, заработная плата хорошая, но нет работников со знанием дела и навыками. Если правильно организовать эту систему, при нашем демографическом росте можно добиться больших результатов. Полученный в школе диплом позволит не терять время, а начать самостоятельно зарабатывать сразу после выпускного тем старшеклассникам, кто не поступил в вуз или решил начать собственное дело и работать на себя.
Стоит отметить позитивные результаты реформ в сфере регионального образования. В частности, за три года доля квалифицированных (высшей и первой категорий) педагогов выросла с 26 до 40 процентов; благодаря строительству и капитальной реконструкции общеобразовательных учебных заведений в 2023-м создано дополнительно почти восемь тысяч ученических мест; из года в год улучшается показатель приема в высшие образовательные учреждения выпускников школ региона (на сегодня - 63,2 процента).
Вместе с тем основные процессы Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) качественно проведены в отобранных общеобразовательных школах. Навоийская область заняла 2-е место в республике, а школы, в которых новая система оценивания была внедрена в качестве пилотного испытания, показали лучший результат.
Навоийская область имеет большие возможности и считается регионом с высоким потенциалом. Так, намечено сократить количество классов, в которых обучаются более 30 учащихся. Еще в 60 учебных заведениях будет внедрена образовательная программа Президентских школ, обеспечено изучение китайского в качестве второго языка, привлечены 11 иностранных преподавателей, а также продолжена работа по профессиональной ориентации учащихся.
- Согласно Государственной программе по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы в «Год заботы о человеке и качественного образования» с 1 сентября 2023-го в одной из школ каждого района (города) началось поэтапное внедрение практики обучения учащихся двум иностранным языкам и одной профессии, - рассказывает заведующая отделом профессиональной ориентации учащихся и психологической службы Управления дошкольного и школьного образования Навоийской области Сайёра Кузиева. - Было отобрано 11 школ, по одной в каждом районе и городе. В результате общее количество седьмых классов в 11 общеобразовательных школах составило 26. Из них в девяти преподают корейский язык, в одном - китайский, восьми - немецкий и в стольких же - французский. В программу профессионального обучения для девочек включили шитье, вышивание и программирование, кондитерское дело. Мальчиков учат на оператора компьютеров, столяра, программиста, специалиста по сбору и ремонту мебели. Также имеются профессии художественного рисования. Современные уроки труда не просто научат девочек вышивать крестиком, а мальчишек - делать табуреты. В рамках каждого предмета реализуется образовательная программа профессиональной подготовки.
На состоявшемся 28 августа прошлого года видеоселекторном совещании по приоритетным задачам повышения качества образования и увеличения количества ученических мест в школах, а также поддержки учителей глава государства озвучил новые инициативы. В их числе - переход общеобразовательных учебных заведений республики на систему, при которой учащиеся получат возможность стать готовыми специалистами в школе. Для их ориентации на профессию и трудоустройства после окончания учебы стали заключаться трехсторонние соглашения между хокимом, родителями и директором школы.
Вместе с тем обобщен опыт общеобразовательной школы № 32 Акдарьинского района Самаркандской области, в которой действуют кружки по обучению десяткам видов профессий, где ученики приобретают дополнительные навыки.
Опыт профессионального обучения учащихся Самаркандской области ныне популяризируется во всех учебных заведениях республики. Для реализации данной задачи в начале текущего учебного года в Навоийской области отобрано 40 школ, в которых введено обучение учащихся двум иностранным языкам и одной профессии.
С января этого года в общеобразовательной средней школе № 16 Канимехского района в программу для учащихся двух 7-х классов (один - русскоязычный и один - с узбекским языком обучения) ввели восьмичасовые уроки корейского языка как второго иностранного, для 10-х - часовые занятия по профессиональным образовательным предметам: швейное дело, работа на ПК, фоторедактирование. Направления выбирали исходя из результатов проведенного среди старшеклассников опроса.
- Для изучения детьми корейского языка выделили отдельное классное помещение, которое Центр корейского языка оснастил настенными стендами и обеспечил книжной литературой, - рассказывает директор общеобразовательной средней школы № 16 Канимехского района Несибели Рахмонова. - В технологическом классе организован кабинет профессионального обучения по предмету «Швейное дело». Занятия по обучению навыкам оператора компьютера, фоторедактора проходят в компьютерном классе школы.
Подписаны трехсторонние соглашения между школой, хокимом района и родителями 28 учащихся 10-х классов. Определено, что глава местной администрации несет ответственность за оснащение необходимыми материалами профессиональных мастерских и обеспечение трудоустройства учащихся по окончании школы. Родители - за посещение детьми школы и контроль за их профессиональным обучением. Без преувеличения, ученики с интересом осваивают профессии, а также заинтересованы в изучении иностранного языка. Например, ученик 7-го класса Дилшоджон Мусаев успешно сдал письменный экзамен на знание корейского языка и получил сертификат уровня TOPIK I.
Рады такому подходу к современному образованию и родители школьников. Ведь дети получают трудовое воспитание. Так, с учетом наиболее востребованных на рынке труда профессий и реалий конкретного региона в общеобразовательной школе № 17 Навбахорского района области в программу обучения 58 семиклассников включили изучение немецкого языка как второго иностранного. Уроки проводятся два часа в неделю высококвалифицированными педагогами-специалистами. Для 23 девочек 10-го класса предмет «Швейное дело» преподает учитель с высшим технологическим образованием. Профессии мужского парикмахера обучаются 27 мальчиков навбахорской школы. Официальная позиция экспертов образования: специалисты, обладающие навыками ручного труда, всегда будут востребованы.
Сегодня для преподавания предметов профессионального образования в школе выделены отдельные классные помещения. В начале этого учебного года Министерство дошкольного и школьного образования обеспечило кабинеты профессионального образования необходимыми видами оборудования, включая современные швейные машины.
С 2024/2025 учебного года в 10-11-х классах в качестве эксперимента внедрят образовательные программы по углубленному изучению точных или естественных наук, либо второго иностранного языка, а также обучение бизнесу и профессиям.
На состоявшемся 5 февраля 2024 года видеоселекторном совещании по обсуждению приоритетных задач в социальных сферах глава государства обозначил свою позицию по вопросу образования, отметив, что если выпустить на рынок труда ребенка со знаниями и умениями, то это принесет только пользу для юного гражданина, родителей и государства.
Дилфуза Гулямова.
«Правда Востока».