Сущность закона о международном коммерческом арбитраже

    В современном мире, в условиях быстро развивающейся глобализации экономики, развития межхозяйственных, межгосударственных связей и унификации законодательства на региональном и международном уровнях, международный коммерческий арбитраж как альтернативная внесудебная форма разрешения коммерческих споров приобретает все большее значение, являясь одним из основных элементов рыночных отношений, как на национальном, так и на международном уровнях.

    Принимая во внимание вышеуказанное, необходимость принятия Закона была обусловлена следующими: первое - правовая регламентация создания, деятельности и прекращения деятельности международных коммерческих арбитражных судов в новом Узбекистане, определение основных принципов деятельности международного коммерческого арбитража; второе - создание действенного механизма разрешения спорных вопросов с иностранными партнерами и другими участниками международных торгово-экономических отношений; третье - сокращение издержек хозяйствующих субъектов при рассмотрении споров, регламентирование механизмов признания и исполнения арбитражных решений, и на этой основе, повышение репутации страны в регионе при рассмотрении спорных вопросов международных сделок.

    Структура и содержание Закона

    Закон разработан на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже, принятом Комиссией ООН по праву международной торговли и одобренном Генеральной Ассамблеей ООН, а также с учетом мировой практики в области арбитражного разбирательства.

    В настоящее время на основе Типового закона принято в общей сложности 116 правовых системах в 83 государствах законы о международном коммерческом арбитраже, в частности таких стран, как США, Канада, Сингапур, Россия, Украина, Туркменистан, большинство стран Евросоюза.

    Закон состоит из 8 глав, охватывающих 56 статей, в которых определены следующие нормы: в общих положениях – основные понятия, сферы применения Закона, споры, передаваемые для разрешения международного коммерческого арбитра, иммунитет арбитров и других участников арбитражного разбирательства, независимость арбитражного суда, пределы вмешательства суда, компетенция суда, получение письменных сообщений, отказ от права на возражение.

    Также в Законе подробно освещены определение и форма арбитражного соглашения, предъявление иска по вопросу, являющемся предметом арбитражного соглашения и его последствия, право стороны арбитражного разбирательства обращения в суд до или во время арбитражного разбирательства с заявлением о принятии обеспечительных мер.

    В этой связи следует отметить, что арбитражное соглашение – это соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носит ли оно договорный характер либо нет. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.

    Состав и юрисдикция арбитражного суда изложены в отдельной главе Закона, согласно которой стороны могут по своему усмотрению определять число арбитров, но оно должно быть нечетным.

    В отличие от третейского суда, в арбитражном суде ни одно лицо не может быть лишено права выступать в качестве арбитра по причине его гражданства, если стороны не договорились об ином. Однако, при назначении арбитра суд должным образом учитывает любые требования, предъявляемые к арбитру в соответствии с соглашением сторон, и такие мнения, которые могут обеспечить назначение независимого и беспристрастного арбитра, а в случае назначения единоличного или третьего арбитра, принимает также во внимание желательность назначения арбитра иного гражданства, нежели гражданства сторон.

    Отвод арбитру может быть заявлен только в том случае, если существуют обстоятельства, вызывающие обоснованные сомнения относительно его беспристрастности или независимости, либо если он не соответствует требованиям, предъявляемым соглашением сторон. Сторона может заявить отвод арбитру, которого она назначила или в назначении, которого она принимала участие, лишь по причинам, которые стали ей известны после его назначения.

    В случае, когда арбитр оказывается юридически или фактически не в состоянии выполнять свои функции или по другим причинам не приступает к их осуществлению без необоснованной задержки, его полномочия прекращаются, если арбитр берет самоотвод или стороны договариваются относительно такого прекращения. В этом случае, в установленном законом порядке, назначается новый арбитр.

    В арбитражном суде имеет важное значение определение юрисдикции, то есть определить, имеет ли арбитражный суд полномочия рассмотреть по существу и принимать решение по предъявленному ему иску. Определение этой функции, прежде всего, осуществляется арбитражным судом путем вынесения постановления о своей юрисдикции, в том числе по любым возражениям относительно наличия или действительности арбитражного соглашения либо по решению соответствующего государственного суда, в соответствии с обстоятельствами и процедурой, установленными законом.

    Одной из особенностей Закона является то, что в главе 4 установлены нормы по обеспечительным мерам и принятию предварительных постановлений. В данной главе подробно освещены полномочия арбитражного суда по принятию обеспечительных мер, условия для принятия обеспечительных мер, заявление о вынесении предварительных постановлений и условия для вынесения предварительных постановлений, а также его особый режим, изменение, приостановление или отмена обеспечительных мер, предоставление обеспечения, раскрытие информации, издержки и убытки, признание и приведение в исполнение обеспечительных мер, а также основания отказа в признании или приведении в исполнение обеспечительной меры.

    В 5 главе Закона, где установлены нормы по ведению арбитражного разбирательства, подчеркнуто необходимость обеспечения сторонам равного отношения в процессе арбитражного разбирательства и предоставления каждой стороне всех возможностей для изложения своей позиции. Кроме того, в отличие от государственных судов, при условии соблюдения положений данного Закона стороны могут по своему усмотрению договориться о процедуре ведения разбирательства арбитражным судом, в том числе о месте и языке, а также начале арбитражного разбирательства.

    Полномочия, предоставленные арбитражному суду, включают полномочия на определение допустимости, относимости, существенности и значимости любого доказательства.

    В течение срока, согласованного сторонами или определенного арбитражным судом, истец должен заявить об обстоятельствах, подтверждающих его исковое требование, о вопросах, подлежащих разрешению, и о содержании своих исковых требований, а ответчик должен заявить свои возражения по этим вопросам, если только стороны не договорились об ином в отношении необходимых элементов таких заявлений.

    Арбитражный суд может осуществлять рассмотрение искового заявления двумя способами: во-первых, проведение устного слушания или устных прений в судебном заседании с участием сторон или их представителей; во-вторых, путем принятия решения на основании представленных сторонами документов и иных материалов без проведения судебного заседания. Однако, если стороны не договорились не проводить устного слушания, арбитражный суд должен провести такое слушание на надлежащей стадии разбирательства по просьбе любой из сторон.

    Правовые последствия непредставления документов или неявки сторон в арбитражный суд четко определены в Законе, согласно которому в тех случаях, когда без указания уважительной причины: 1) истец не представляет свое исковое заявление, арбитражный суд прекращает разбирательство; 2) ответчик не представляет своих возражений по иску, арбитражный суд продолжает разбирательство, не рассматривая сам факт такого непредставления как признание утверждений истца; 3) любая сторона не является на слушание или не представляет документальные доказательства, арбитражный суд может продолжить разбирательство и вынести решение на основании имеющихся у него доказательств.

    Еще одной особенностью арбитражного суда является наличие норм, применимых к существу спора, и право сторон самостоятельно выбирать их.

    Арбитражный суд разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора, то есть волеизъявление сторон является обязательной для арбитражного суда.

    Если отсутствует указание об ином, любое указание права или системы права какого-либо государства должно толковаться как непосредственно отсылающее к материальному праву этого государства, а не к его коллизионным нормам.

    Арбитражный суд принимает решение по справедливости или в качестве «дружественного посредника» лишь в том случае, когда стороны прямо уполномочили его на это. Во всех случаях арбитражный суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке.

    При проведении арбитражного разбирательства более чем одним арбитром любое решение арбитражного суда, если стороны не договорились об ином, выносится большинством голосов всех членов арбитражного суда.

    В ходе арбитражного разбирательства стороны могут также разрешить спор путем заключения мирного соглашения. В таких случаях арбитражный суд прекращает разбирательство, и по просьбе сторон, и при отсутствии возражений с его стороны, выносит арбитражное решение на условиях, согласованных сторонами. Такое арбитражное решение имеет ту же силу и подлежит исполнению так же, как и любое другое арбитражное решение по существу спора.

    В Законе особое внимание уделяется форме и содержанию арбитражного решения, которое должно быть вынесено в письменной форме и подписано единоличным арбитром или арбитрами. Однако, при арбитражном разбирательстве, проводимом более чем одним арбитром, достаточно наличия подписей большинства всех членов арбитражного суда при условии указания причины отсутствия других подписей.

    Например, если в арбитражном разбирательстве участвовали три арбитра, но решение было подписано двумя арбитрами, однако подписано третьим арбитром, а причина была указана в решении, такое решение имеет законную силу, в отличие от решений государственных судов.

    Как правило, в арбитражном решении должны быть указаны мотивы, на которых оно основано, за исключением тех случаев, когда стороны договорились о том, что мотивы не должны приводиться или, когда арбитражное решение является решением на согласованных условиях.

    Арбитражное разбирательство прекращается с вынесением окончательного арбитражного решения или постановлением арбитражного суда, вынесенным в случаях если: 1) истец отзывает свой иск, если только ответчик не выдвинет возражений против прекращения разбирательства и арбитражный суд не признает законный интерес ответчика в окончательном урегулировании спора; 2) стороны договариваются о прекращении разбирательства; 3) арбитражный суд находит, что продолжение разбирательства стало по какой-либо иной причине ненужным или невозможным.

    Также в Законе определены условия, порядок и сроки исправления и толкования арбитражного решения, вынесения дополнительного арбитражного решения, обжалования в суде арбитражного решения, признания и приведения в исполнение арбитражного решения.

    Ожидаемые результаты

    Принятий Закон будет служить достижению, следующих целей: во-первых, развитию института арбитража разбирательства в Узбекистане как одного из важнейших институтов гражданского общества, осуществ-ляющего публично значимые функции и являющегося альтернативным способом разрешения споров; во-вторых, созданию необходимых правовых условий для защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, в том числе инвесторов, в сфере внешнеэконо-мической деятельности; в-третьих, обеспечению сокращения времени и затрат сторон при разрешении споров, возникающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеторговой и иной внешнеэкономической деятельности, корпоративного характра в коммерческих организациях, а также связанные с инвестициями, интеллектуальной собственностью и блокчейн технологиями; в-четвёртых, подготовки, переподготовки и повышения квалификации видных специалистов, в том числе талантливой молодежи в области между-народного коммерческого арбитража в соответствии с международными стандартами.

    Шухрат Полванов.
    Заместитель председателя комитета по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам
    Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

    Фозилжон Отахонов.
    Директор Института проблем законодательства и парламентских исследований
    при Олий Мажлисе Республики Узбекистан, доктор юридических наук.

    No date selected
    декабрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates