Свободные и справедливые выборы -  важное условие демократии

    Выборы 31 июля 2021 979

    Проведение открытых и прозрачных выборов с соблюдением принципа периодичности - наглядная демонстрация выбора страной пути демократического развития.

    Во Всеобщей декларации прав человека закреплено: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

    Периодичность и обязательность выборов также отражены в законодательстве Узбекистана. Например, в соответствии со статьей 90 Конституции Президент Республики Узбекистан избирается гражданами Республики Узбеки­стан на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Согласно конституционным законам «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», срок полномочий Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса также составляет пять лет. Эти нормы отражены в статьях 61, 67 и 75 Избирательного кодекса Республики Узбекистан.

    В соответствии с вышеуказанными требованиями каждые пять лет должны проводиться выборы Президента Респуб­лики Узбекистан, представительных органов государственной власти. Точное определение и периодичность срока таких полномочий обычно соответствуют мировой практике, а также реализации основных направлений предвыборных программ, позволяющих увидеть практические результаты деятельности и обеспечивающих периодичность обновления органов государственной власти.

    Следуя этому демократическому принципу, Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан приняла постановление «Об определении даты проведения выборов Президента Республики Узбекистан и объявлении начала избирательной кампании» от 23 июля 2021 года. Согласно документу, выборы Президента Республики Узбеки­стан назначены на 24 октября 2021-го, а избирательная кампания началась 23 июля текущего года. Таким образом, в стране началась подготовка к свободным и справедливым, открытым и прозрачным выборам.

    Право на свободное голосование позволяет избирателям и другим участникам избирательного процесса участвовать в выборах без какого-либо влияния, свободно выражать свою волю в процессе голосования без какого-либо конт­роля, а также тайно голосовать.

    Согласно статье 7 Избирательного кодекса Республики Узбекистан, на выборах будет проведено свободное и тайное голосование. Тайна голосования обеспечивается созданием соответствую­щих условий, исключающих возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Присутствие в комнате для голосования других лиц, кроме избирателя, при заполнении бюллетеня запрещается.

    Право на свободные выборы позволяет участникам избирательного процесса, членам избирательной комиссии принимать решения в разрешенных законом формах и законными способами, не опасаясь наказания или влияния, независимо от исхода выборов и результатов голосования.

    В соответствии со статьей 11 Избирательного кодекса избирательные комиссии и их члены осуществляют свою деятельность независимо от каких бы то ни было государственных органов, общественных объединений и должностных лиц. Вмешательство в деятельность комиссий не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законом. Избирательные комиссии и их члены в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Узбекистан, Избирательным кодексом и другими законодательными актами.

    В целях проведения справедливой избирательной кампании в избирательном законодательстве нашей страны созданы все правовые основы. Как следует из принципа равного избирательного права, каждый гражданин имеет право участвовать в выборах на равной основе, а каждый голос имеет одинаковую силу. Каждый гражданин имеет один голос и право осуществлять свое право голоса наравне с другими гражданами. Каждый избиратель имеет право на равный и беспрепятственный доступ на избирательный участок, а также в помещение для голосования, чтобы реализовать свое право на участие в свободном голосо­вании.

    Принципу открытости и прозрачности выборов отведено особое место в законодательстве Узбекистана. В частности, согласно статье 8 Избирательного кодекса, подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии открыто и гласно. Решения, связанные с подготовкой и проведением выборов, обеспечением и защитой избирательных прав граждан, официально оглашаются и доводятся до сведения общественности в сроки, предусмотренные избирательным законодательством. Соблюдение этого принципа создает условия для национального и международного наблюдения за выборами. Ведь в нашем законодательстве закреплено участие не только национальных, но и международных наблюдателей. Присутствие наблюдателей поможет обеспечить открытость и прозрачность выборов и соблюдение международных обязательств государства.

    Центральная избирательная комиссия, а также избирательные комиссии всех уровней организуют свою работу по подготовке и проведению выборов Президента Республики Узбекистан на основе принципов законности, независимости, справедливости, открытости, транспарентности и гласности. В соответствии с этими целями принято решение о создании Пресс-центра Центральной избирательной комиссии Республики Узбеки­стан и его региональных отделений. В частности, там будут работать специализированные группы из числа опытных журналистов, правоведов, переводчиков, экспертов и других специалистов.

    Пресс-центр, а также его региональные отделения обеспечат современными информационно-коммуникационными технологиями. Кроме того, в них в целях обеспечения оперативной информацией по выборам будут проводиться брифинги, пресс-конференции, встречи и другие мероприятия.

    Пресс-центр обеспечит ведение веб-портала «Saylov-2021» Центральной избирательной комиссии, а также других информационных ресурсов.

    Проведение выборов по принципу периодичности - признак и условие демократического общества. Как закреплено в Конституции Республики Узбекистан: «Народ является единственным источником государственной власти». Действительно, демократию невозможно представить без выборов, которые проводятся в соответствии с общепризнанными принципами избирательного права и носят демократический характер. Ибо демократия означает власть народа.

    Следовательно, народ должен прямо или косвенно участвовать в управлении государством. Должны быть проведены открытые, свободные и справедливые выборы для формирования государственной власти, ее органов и институтов. На таких выборах гражданам должны быть предоставлены все условия и правовые гарантии для свободного волеизъявления.

    Статья 21 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей».

    Итак, в какой степени это право гарантировано нашим национальным избирательным законодательством? Для этого в первую очередь обратимся к нашей Конституции. В Основном Законе определено, что граждане нашей страны имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством само­управления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, а также развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов.

    Как отмечается в статье 117 Конституции: «Граждане Республики Узбекистан имеют право избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти. Каждый избиратель имеет один голос. Право голоса, равенство и свобода волеизъявления гарантируются законом».

    Согласно статье 4 Избирательного кодекса Республики Узбекистан, «Выборы Президента Республики Узбеки­стан, депутатов Законодательной палаты и депутатов местных Кенгашей являются всеобщими. Право избирать имеют граждане Республики Узбекистан, достигшие ко дню выборов восемнадцати лет. Граждане, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, языка, отношения к религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, образования, рода и характера занятий, обладают равным избирательным правом».

    В свою очередь средствами массовой информации должны освещаться подготовка к выборам и проведение выборов, заседания избирательных комиссий - быть открытыми, их решения - публиковаться в СМИ или обнародоваться в соответствии с законом.

    Наблюдатели от политических партий, органов самоуправления граждан, международных организаций, представители средств массовой информации имеют право участвовать во всех мероприятиях, связанных с подготовкой и проведением выборов, а также в залах для голосования и подсчета голосов в день выборов.

    Еще много примеров иллюстрирует тот факт, что общепризнанные демократические нормы международного права, не противоречащие национальным интересам и ценностям Узбекистана, отражены в нашем законодательстве. Заявляя миру о своей приверженности правам человека, Узбекистан полностью имплементирует основные положения Всеобщей декларации прав человека и других международных документов в национальное законодательство.

    Действительно, мировой престиж страны во многом зависит от открытости и прозрачности избирательной системы, в которой она действует, а также от соблюдения общепринятых демократических норм международного права. Потому что выборы оцениваются как неотъемлемый признак правового демократического государства с сильным гражданским обществом, свободным волеизъявлением народа.

    В развитии демократической государственности важно, чтобы отношения между народом и обществом регулировались не волей одного человека или группы лиц, а законом. Поэтому верховенство закона признается одним из главных признаков правового демократического государства. Ибо верховенство закона служит обеспечению справедливости в стране.

    Резюмируя, можно сказать, что Узбеки­стан год за годом укрепляет свои позиции в мировом сообществе, поднимает авторитет, демонстрирует всему миру положительную динамику имиджа, смело идет к национальному прогрессу путем гуманитарных и справедливых реформ.

    Худоёр Маматов.
    Секретарь Центральной избирательной комиссии
    Республики Узбекистан доктор юридических наук, профессор.