Таможенный комитет Республики Узбекистан разъяснил изменения в порядке беспошлинного ввоза товаров физическими лицами.

Необходимость принятия решения.

Как вы знаете, экономические потрясения, происходящие в мире, оказывают серьезное влияние на секторы и отрасли.

Нестабильные отношения в международной политике и экономике, различные тарифы и ограничения оказывают опосредованное воздействие на нас, как и на все страны, что приводит к замедлению мировой экономики и сокращению международной торговли.

В то время, когда прогнозируется сокращение международной торговли на 3,5 триллиона долларов, а глобальная инфляция, как ожидается, вырастет на 7,5-8 процентов, мы предпринимаем смелые шаги, полагаясь на собственные силы и внутренние возможности.

Поэтому в целях эффективной поддержки национальных производителей и экспортеров в условиях резких изменений в мировой экономике, внешних рисков и глобальной конкуренции, обеспечения справедливой конкурентной среды на внутреннем рынке, создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности Кабинетом Министров принято постановление от 19 апреля 2025 года № 244 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка перемещения отдельных видов товаров через таможенную границу».

1. Новые изменения в порядке беспошлинного ввоза товаров физическими лицами.

Постановлением установлены следующие нормы беспошлинного ввоза товаров, ввозимых на территорию республики физическими лицами в личных некоммерческих целях, с 1 мая 2025 года:

воздушный транспорт – 1000 долларов США (фактически 2000 долларов США);

для железнодорожного и речного транспорта – 500 долларов США (фактически 1000 долларов США).

Действующая ставка в размере 300 долларов США через автомобильные (пешеходные) пункты пропуска осталась без изменений.

Сравнение с международной практикой.

По сравнению с мировой практикой видно, что нормы беспошлинного ввоза товаров в Узбекистане установлены высокие.

Обратите внимание, что в Европейский Союз физические лица могут беспошлинно ввозить товары стоимостью до 480 долларов США при въезде по воздуху и до 330 долларов США при въезде на автомобиле, пешком или по железной дороге.

В Турцию разрешен беспошлинный ввоз товаров только стоимостью 480 долларов США, независимо от вида транспорта, используемого для ввоза в страну. В Китае этот стандарт составляет 722 доллара США.

Согласно анализам, использование норм беспошлинного импорта для личного пользования физическими лицами в коммерческих целях значительно возросло.

Таким образом, теперь, если лицо, ввозящее товары в некоммерческих целях железнодорожным, речным транспортом и через автомобильные пункты пропуска, находится на территории иностранного государства менее двух календарных дней, а воздушным транспортом менее трех календарных дней, то нормы беспошлинного ввоза применяться не будут!

Такая практика существует в таких странах, как Сингапур, США, Турция, Бразилия и Аргентина. В этом случае данные товары считаются превышающими норму беспошлинного ввоза и взимается единый таможенный платеж с полной стоимости товаров.

Случаи злоупотребления действующей процедурой.

Согласно анализу, граждане, перемещающиеся через приграничные таможенные пункты, занимаются «торговлей», перевозя за определенную плату товары, которые им не принадлежат.

Учитывая, что некоторые из них пересекают границу до 100 раз в месяц, становится ясно, что на самом деле они перевозят товары в коммерческих целях, прикрываясь собственными нуждами.

В результате с помощью перевозчиков крупные партии товаров поступают на внутренний рынок Узбекистана мелкими партиями без уплаты каких-либо таможенных пошлин.

Аналогичные ситуации отчетливо видны и в международных аэропортах.

Число пассажиров, путешествующих за рубеж в коммерческих целях, и число совершаемых ими преступлений за последние годы возросло в геометрической прогрессии.

Очевидно, что некоторые пассажиры совершают в среднем 100–150 рейсов в год, что говорит о том, что они ввозят коммерческие товары по воздуху под видом личных нужд. Только в столичном аэропорту их общее число превышает 500. Каждый из этих пассажиров импортирует в среднем 2–3 тонны товаров в год. Возникает вопрос: «Предназначены ли эти товары для личного пользования?».

Действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за незаконное перемещение товаров через приграничные таможенные посты под видом товаров неторгового назначения.

Только в 2024 году около 600 лиц, следовавших через приграничные таможенные пункты, повторно совершили подобные нарушения. В результате некоторые граждане привлекаются к ответственности за совершение аналогичных правонарушений в среднем 10–20 раз в год.

Согласно нашему законодательству, перемещение физических лиц через «зеленый» коридор подразумевает подачу ими в таможенный орган декларации об отсутствии у них товаров, подлежащих декларированию, перемещаемых в коммерческих целях, запрещенных или ограниченных к ввозу, превышающих квоту беспошлинного ввоза и требующих декларирования. Однако за прошедший 2024 год 1190 физических лиц, проехавших по «зеленому» коридору на наших приграничных таможенных постах, перечислили 21 млрд сомов. Выявлены попытки незаконного провоза товаров на сумму около 100 тыс. сумов.

1.    Новые изменения в порядке доставки курьерской службой.

Согласно новым правилам, физические лица теперь могут беспошлинно ввозить через курьера товары стоимостью до 200 долларов в месяц. Ранее эта норма составляла 1000 долларов США в квартал.

По данным анализа, средняя стоимость курьерских отправлений, поступающих в нашу республику сегодня, составляет 200 долларов США. Это послужило основой для установления вышеуказанного стандарта.

Сравнение с международной практикой.

Обратимся к зарубежному опыту – ставки беспошлинного ввоза товаров через курьера составляют в Китае 288 долларов США, в Южной Корее – 150 долларов США, в Грузии – 125 долларов США, в Украине – 100 евро, в Великобритании – 188 долларов США, в странах Евросоюза – 41–175 долларов СШАв Турции – 79 долларов США.

К сведению: данные правила распространяются только на таможенные пошлины, а НДС взимается в полном объеме при импорте товаров. В Узбекистане НДС не взимается.

Случаи злоупотребления действующей процедурой.

Согласно анализу, участились попытки ввоза товаров коммерческого назначения под видом «некоммерческих» товаров с использованием беспошлинной ставки ввоза товаров через курьерские службы.

В частности, за 2023-2024 годы выявлено 1,1 тыс. фактов таможенных правонарушений на сумму 8,3 млрд сумов.

Например, гражданину К.А. было отправлено 408 отправлений в течение одного года, и 381 посылка была отправлена ​​другому гражданину в течение одного года, что показывает, что товары в этих поставках предназначались не для личных нужд, а скорее для коммерческих целей.

В течение 2024 года в среднем было получено 8 отправлений из-за рубежа на имя более 687 тысяч граждан Узбекистана. По сравнению с 2023 годом общее количество отправлений увеличилось в 3 раза и составило 5 млн 735 тыс.

В эти поставки вошло 22,3 тыс. тонн товаров на сумму 167 млн. долларов США. Это представляет собой увеличение в 1,4 раза по стоимости и в 1,3 раза по объему по сравнению с 2023 годом.

При выяснении личностей граждан, которым были отправлены посылки, выяснилось, что некоторые из них уже умерли, а в большинстве случаев граждане не имели никакой информации о полученных ими из-за рубежа посылках.

В данном случае реализуется схема ввоза товаров в нашу страну мелкими партиями по поддельным товаросопроводительным документам, незаконно используя персональные (паспортные) данные граждан.

Все эти процедуры, наряду с гармонизацией норм беспошлинного импорта с мировыми стандартами, имеют решающее значение для обеспечения здоровой конкурентной среды на внутреннем рынке и сдерживания теневой экономики.

Следует подчеркнуть, что в нынешнюю эпоху кардинальных экономических изменений в мире, в условиях глобальных санкций каждое государство выстраивает свою экономическую политику с точки зрения своих национальных интересов и благополучия своего народа.

При этом изменения, вносимые постановлением, полностью соответствуют международным стандартам и опыту развитых зарубежных стран.

Самое главное, что эти изменения послужат только на благо нашего общества, устойчивому росту нашей экономики, безопасной и свободной деятельности наших предпринимателей, созданию новых рабочих мест, строительству новых детских садов, школ, медицинских учреждений, укреплению инфраструктуры, в конечном итоге повышению благосостояния наших людей за счет увеличения доходов посредством налаживания упорядоченного предпринимательства.