Какая же работа проводится в этом направлении? В чем преимущество электромобилей при переходе к «зеленой» экономике? Что делается в стране по созданию инфраструктуры, обеспечивающей техническое обслуживание таких авто?
В чем преимущество электромобилей?
В постановлении Президента «Об утверждении Стратегии по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019-2030 годов» от 4 апреля 2019 года определены задачи по расширению производства автотранспортных средств, электромобилей, автомобилей с гибридными двигателями с улучшенными характеристиками энергоэффективности и экологичности, отвечающих требованиям мировых стандартов.
Производство и использование электромобилей поддержано и постановлениями правительства «О дополнительных мерах по поддержке приобретения и сдачи в аренду автотранспортных средств, использования электромобилей и мототранспортных средств, а также развитию велосипедного путешествия по стране» от 29 декабря 2020 года и «О мерах по популяризации использования электромобилей в Республике Узбекистан и упрощению процедур в области безопасного дорожного движения» от 12 августа 2021-го.
Сегодня вопрос перехода на «зеленую» экономику, в частности, использования электромобилей, поднят на государственный уровень. Ибо эти машины имеют ряд преимуществ: не требуют топлива, «питаются» электрической энергией, а главное, их можно зарядить и дома.
В 20 раз дешевле
Спрос на электромобили в Узбекистане растет ежегодно. На улицах столицы в качестве общественного транспорта работают электробусы.
- Электромобили можно зарядить и дома, и на специальных станциях, - говорит автоинженер, водитель электромобиля Эргаш Самигжонов. - Модель моего электромобиля - BAIC EX3. При полной зарядке на табло появляется надпись «Питание на 501 км». С таким зарядом можно доехать из Ташкента до Самарканда. В общем, зарядки хватит на указанные километры.
По словам водителя, сегодня на газ или бензин тратится 800 сумов за километр. А в электромобилях затраты на 1 км составляют в среднем 41 сум, также нет необходимости в замене масла, не требуется особый ремонт или техобслуживание. Это означает, что передвигаться на электромобилях в 20 раз дешевле.
- У электромобилей очень много преимуществ. Водить их легко, вы не чувствуете усталости, - отмечает водитель из столицы Мирсардор Мирвохидов. - Раньше вождение обычного авто обходилось в 50-60 тысяч за 100 километров. Сейчас цена такого расстояния - четыре-пять тысяч сумов.
Экологически безвредно
Известно, что электромобили не только экономичны, но и экологически безвредны. По данным Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды, ежегодно в стране в атмосферу выбрасывается около 2,3 млн тонн вредных веществ, почти 60 процентов из них - от автотранспорта. В среднем обычный автомобиль, передвигающийся на бензине, выпускает 78 процентов углекислого газа, на пропане, бутане - 57, метане - 27, дизеле - 20 процентов. У электромобилей этот показатель равен нулю.
Кстати, среди госучреждений Госкомэкологии одним из первых начал поэтапно переходить на вождение электромобилей. Недавно автопарк организации пополнился десятью такими современными машинами. Планируются полная замена всех служебных машин электромобилями и внедрение системы питания за счет источников альтернативной энергии.
Главная задача - увеличение количества станций питания
В Государственной программе по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли» наряду с другими приоритетными задачами намечены цели, связанные с созданием системы производства и стимулированием использования электромобилей, развитием сетей их питания.
Сегодня в рамках исполнения этих задач проводится активная работа. В частности, в целях развития в нашей стране «зеленого» транспорта Госкомэкологии и компания Megawatt Motors подписали меморандум о сотрудничестве. Теперь по всей республике на каждые 100 км будут установлены зарядки для электромобилей. В частности, в 2022-2023 годах во всех районах столицы и региональных центрах на государственно-частной основе будут запущены 68 зарядных станций. В настоящее время Megawatt Motors завершила установление сети, состоящей из десяти станций; на втором этапе будут добавлены еще 68.
- В рамках реализации проекта «Производство электромобилей» 17 февраля текущего года АО «Узавтосаноат» и крупная китайская автомобилестроительная компания BYD Auto Industry подписали совместный меморандум, - отметила пресс-секретарь АО «Узавтосаноат» Зумрад Шаджалилова. - Кроме того, в июне этого года завезены новые образцы электрокаров. 20-27 июня совместно с представителями компании изучены мнения местных покупателей, получены положительные заключения. В настоящее время идут переговоры по разработке концепции проекта.
По данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, в первой половине 2022 года в Узбекистан импортировано 1125 электромобилей из десяти стран. Это на 875 единиц больше, чем за аналогичный период 2021-го. Цифры наглядно демонстрируют, что показатели растут из года в год. Это означает, что окружающая нас природа будет меньше страдать от вредных выбросов, а страна займет достойное место среди передовых государств, борющихся за экологическую чистоту планеты.
Бобур Абдугаффоров.