Основой благосостояния любой страны и благополучия ее граждан являются экономические ресурсы и возможности. Грамотный, взвешенный подход к их использованию необходим для создания современной, мощной экономической системы. Узбекистан - страна, богатая всевозможными минеральными сырьевыми ресурсами, производственными мощностями, имеет также неограниченный потенциал трудовых ресурсов, занимая 42-е место в мире по численности населения.

Трудовые ресурсы являются ведущим и важнейшим ценным аспектом в структуре экономических ресурсов страны. Но грамотно оценить это богатство и плодотворно его использовать стало возможным лишь в последние годы. Именно трудовые ресурсы должны стать основным средством решения проблем развития, ускорения темпов экономического роста, занятия Узбекистаном достойного места в рядах развитых государств. На это направлено вышеуказанное постановление главы государства.

Начальник управления Агент­ства по внешней трудовой миг­рации Азим Ахмадов рассказал, что на сегодня количество граждан Узбекистана, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, составляет в среднем около 2 млн человек. Из них более 1,5 млн работают в Российской Федерации, около 200 тысяч - в Республике Казахстан, более 50 тысяч - в Республике Корея.

Многие годы стихийная трудовая миграция выкачивала из страны излишки трудовых ресурсов, причем выезжающие на свой страх и риск граждане Узбекистана в чужих странах оказывались предоставлены самим себе, и лишь от их инициативы, способностей и трудовых навыков зависела величина заработка, а порой и сами судьбы мигрантов.

Сегодня помощь в трудоустройстве за границей оказывает Агентство по внешней трудовой миграции или частные миграционные агентства. Это адресные информационно-консультативные услуги, предоставление льготных билетов, обеспечение страхования жизни и здоровья и другое. Как сообщили в Агентстве, показатели адресного охвата трудовых мигрантов достигли 9 процентов (около 200 тысяч человек).

Постановление Президента кардинально меняет политику государства по отношению к трудовым мигрантам. В частности, теперь они станут считаться самозанятыми, им будет засчитан трудовой стаж, применен установленный для самозанятых лиц порядок уплаты налогов и исчисления размера пенсии. В документе отражены и другие направления систематизации легальной трудовой миграции, что позволит сделать этот процесс открытым, прозрачным и безопасным для граждан, желающих работать за рубежом.

Так, до 1 января 2021-го в стране будет открыт офис паспортно-визовой службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, в котором выезжающим на работу в эту страну окажут услуги по подготовке, оформлению и выдаче разрешения (патента) на осуществление временной трудовой деятельности. Для оказания правовой помощи гражданам Узбекистана, работающим в России, Казахстане и Турции, заключаются соглашения с консультативными организациями этих стран, а представительства Агентства по внешней трудовой миграции будут открыты в Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре, Уфе, Шымкенте и Стамбуле. Также будут созданы онлайн-платформа правовой помощи трудовым мигрантам и call-центр в России. Одновременно организуется «горячая линия» 1282, на которую будут поступать обращения по вопросам трудовой миграции.

Кроме правовой, трудовые мигранты получат и материальную поддержку: так, размер единовременной материальной помощи, выплачиваемой гражданам со сложным материальным положением, без документов, подтверждающих личность, или денежных средств, увеличивается в два раза и приравнивается к двум базовым расчетным величинам. А при временном возвращении на работу за границу члена малообеспеченной семьи, включенного в информационную систему «Единый реестр социальной защиты», выплачивается субсидия, доходящая до 10-кратного размера БРВ.

Также с 1 января 2021 года вводится порядок выдачи микрозаймов для трудовых мигрантов. Средства будут выделяться членам малообеспеченных семей и организованно выезжающим на заработки за рубеж посредством информационной системы «Единый реестр социальной защиты». Микрозаймы будут достигать 10 млн сумов сроком на один год для покрытия расходов, связанных с трудоустройством в другой стране. Причем его доля будет частично компенсироваться, например, оплачиваться часть процентной ставки, превышающей основную ставку Центрального банка, но не более 1,5-кратного ее размера.

Еще одним важным направлением по упорядочению трудовой миграции станет сеть центров по обучению трудовых мигрантов иностранным языкам и профессиям. Обязательное профобучение для выезжающих из страны с целью работы позволит трудовым мигрантам из Узбекистана занимать достойное место на рынках труда стран миграции, соответственно получать хорошую оплату за свою работу.

Так, согласно документу с 1 января 2021-го в процессе профессиональной и языковой подготовки будут задействованы 13 моноцентров «Ишга мархамат», 30 центров профессионального обучения, 11 курсов краткосрочного профессионального обучения в районах Ташкента и 136 центров профобучения в махаллях. Кроме того, будут созданы краткосрочные (до 3 месяцев) курсы для трудовых мигрантов в 13 колледжах и 13 техникумах (в год - до 20,2 тысячи студентов) по изучению иностранных языков.

Учебные планы краткосрочных курсов будут адаптированы к требованиям крупных иностранных работодателей. Там станут готовить квалифицированных специалистов по запрашиваемым профессиям как крупных иностранных работодателей, так и частных агентств занятости. Для проведения занятий на курсах начнут привлекаться квалифицированные специалисты крупных зарубежных предприятий и преподаватели ведущих учебных заведений. А подтвердить профессиональную компетенцию выпускники курсов смогут сертификатами международного образца.

Территориальным отделениям Агентства по внешней трудовой миграции предоставляется право заключать прямые договоры с иностранными работодателями и на их основании трудоустраивать граждан, самим устанавливать контакты и проводить переговоры с территориальными миграционными и другими госорганами зарубежных стран, сотрудничать с организациями соотечественников за рубежом, а также привлекать гранты международных финансовых институтов для развития миграции.

Кроме того, до 1 января 2021 года предусмотрено создание Центра тестирования «Японский язык и профессиональные навыки» в Ташкенте в сотрудничестве с японскими работодателями, Школы сварщиков в Фергане совместно с Национальным агентством контроля сварки РФ, Учебного центра для обслуживающего персонала в Гулистане в сотрудничестве с кадровым агентством Тadbeer (ОАЭ), Центра обучения иностранным языкам и обслуживанию в сотрудничестве с Японией и Объединенными Арабскими Эмиратами.

Реализация этих инициатив даст возможность в 2020-2021 годах обучить профессиям и иностранным языкам около 70 тысяч человек и организованно отправить за границу на временную работу свыше 144 тысяч, обеспечить занятость 148 тысяч лиц, вернувшихся из трудовой миграции, оказать адресную помощь членам семей 120 тысяч отработавших за границей мигрантов.