Основой благосостояния любой страны и благополучия ее граждан являются экономические ресурсы и возможности. Грамотный, взвешенный подход к их использованию необходим для создания современной, мощной экономической системы. Узбекистан - страна, богатая всевозможными минеральными сырьевыми ресурсами, производственными мощностями, имеет также неограниченный потенциал трудовых ресурсов, занимая 42-е место в мире по численности населения.
Трудовые ресурсы являются ведущим и важнейшим ценным аспектом в структуре экономических ресурсов страны. Но грамотно оценить это богатство и плодотворно его использовать стало возможным лишь в последние годы. Именно трудовые ресурсы должны стать основным средством решения проблем развития, ускорения темпов экономического роста, занятия Узбекистаном достойного места в рядах развитых государств. На это направлено вышеуказанное постановление главы государства.
Начальник управления Агентства по внешней трудовой миграции Азим Ахмадов рассказал, что на сегодня количество граждан Узбекистана, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, составляет в среднем около 2 млн человек. Из них более 1,5 млн работают в Российской Федерации, около 200 тысяч - в Республике Казахстан, более 50 тысяч - в Республике Корея.
Многие годы стихийная трудовая миграция выкачивала из страны излишки трудовых ресурсов, причем выезжающие на свой страх и риск граждане Узбекистана в чужих странах оказывались предоставлены самим себе, и лишь от их инициативы, способностей и трудовых навыков зависела величина заработка, а порой и сами судьбы мигрантов.
Сегодня помощь в трудоустройстве за границей оказывает Агентство по внешней трудовой миграции или частные миграционные агентства. Это адресные информационно-консультативные услуги, предоставление льготных билетов, обеспечение страхования жизни и здоровья и другое. Как сообщили в Агентстве, показатели адресного охвата трудовых мигрантов достигли 9 процентов (около 200 тысяч человек).
Постановление Президента кардинально меняет политику государства по отношению к трудовым мигрантам. В частности, теперь они станут считаться самозанятыми, им будет засчитан трудовой стаж, применен установленный для самозанятых лиц порядок уплаты налогов и исчисления размера пенсии. В документе отражены и другие направления систематизации легальной трудовой миграции, что позволит сделать этот процесс открытым, прозрачным и безопасным для граждан, желающих работать за рубежом.
Так, до 1 января 2021-го в стране будет открыт офис паспортно-визовой службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, в котором выезжающим на работу в эту страну окажут услуги по подготовке, оформлению и выдаче разрешения (патента) на осуществление временной трудовой деятельности. Для оказания правовой помощи гражданам Узбекистана, работающим в России, Казахстане и Турции, заключаются соглашения с консультативными организациями этих стран, а представительства Агентства по внешней трудовой миграции будут открыты в Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре, Уфе, Шымкенте и Стамбуле. Также будут созданы онлайн-платформа правовой помощи трудовым мигрантам и call-центр в России. Одновременно организуется «горячая линия» 1282, на которую будут поступать обращения по вопросам трудовой миграции.
Кроме правовой, трудовые мигранты получат и материальную поддержку: так, размер единовременной материальной помощи, выплачиваемой гражданам со сложным материальным положением, без документов, подтверждающих личность, или денежных средств, увеличивается в два раза и приравнивается к двум базовым расчетным величинам. А при временном возвращении на работу за границу члена малообеспеченной семьи, включенного в информационную систему «Единый реестр социальной защиты», выплачивается субсидия, доходящая до 10-кратного размера БРВ.
Также с 1 января 2021 года вводится порядок выдачи микрозаймов для трудовых мигрантов. Средства будут выделяться членам малообеспеченных семей и организованно выезжающим на заработки за рубеж посредством информационной системы «Единый реестр социальной защиты». Микрозаймы будут достигать 10 млн сумов сроком на один год для покрытия расходов, связанных с трудоустройством в другой стране. Причем его доля будет частично компенсироваться, например, оплачиваться часть процентной ставки, превышающей основную ставку Центрального банка, но не более 1,5-кратного ее размера.
Еще одним важным направлением по упорядочению трудовой миграции станет сеть центров по обучению трудовых мигрантов иностранным языкам и профессиям. Обязательное профобучение для выезжающих из страны с целью работы позволит трудовым мигрантам из Узбекистана занимать достойное место на рынках труда стран миграции, соответственно получать хорошую оплату за свою работу.
Так, согласно документу с 1 января 2021-го в процессе профессиональной и языковой подготовки будут задействованы 13 моноцентров «Ишга мархамат», 30 центров профессионального обучения, 11 курсов краткосрочного профессионального обучения в районах Ташкента и 136 центров профобучения в махаллях. Кроме того, будут созданы краткосрочные (до 3 месяцев) курсы для трудовых мигрантов в 13 колледжах и 13 техникумах (в год - до 20,2 тысячи студентов) по изучению иностранных языков.
Учебные планы краткосрочных курсов будут адаптированы к требованиям крупных иностранных работодателей. Там станут готовить квалифицированных специалистов по запрашиваемым профессиям как крупных иностранных работодателей, так и частных агентств занятости. Для проведения занятий на курсах начнут привлекаться квалифицированные специалисты крупных зарубежных предприятий и преподаватели ведущих учебных заведений. А подтвердить профессиональную компетенцию выпускники курсов смогут сертификатами международного образца.
Территориальным отделениям Агентства по внешней трудовой миграции предоставляется право заключать прямые договоры с иностранными работодателями и на их основании трудоустраивать граждан, самим устанавливать контакты и проводить переговоры с территориальными миграционными и другими госорганами зарубежных стран, сотрудничать с организациями соотечественников за рубежом, а также привлекать гранты международных финансовых институтов для развития миграции.
Кроме того, до 1 января 2021 года предусмотрено создание Центра тестирования «Японский язык и профессиональные навыки» в Ташкенте в сотрудничестве с японскими работодателями, Школы сварщиков в Фергане совместно с Национальным агентством контроля сварки РФ, Учебного центра для обслуживающего персонала в Гулистане в сотрудничестве с кадровым агентством Тadbeer (ОАЭ), Центра обучения иностранным языкам и обслуживанию в сотрудничестве с Японией и Объединенными Арабскими Эмиратами.
Реализация этих инициатив даст возможность в 2020-2021 годах обучить профессиям и иностранным языкам около 70 тысяч человек и организованно отправить за границу на временную работу свыше 144 тысяч, обеспечить занятость 148 тысяч лиц, вернувшихся из трудовой миграции, оказать адресную помощь членам семей 120 тысяч отработавших за границей мигрантов.