Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах стала фундаментальным документом по реализации политических, правовых, экономических и социальных реформ. Текущий год становится завершающим периодом реализации этого документа.
Поэтому мероприятие выступило своеобразной международной диалоговой платформой, предоставившей возможность участникам ознакомиться с ключевыми результатами реформ, реализованных в рамках Стратегии действий, и представить свои оценки и рекомендации, которые, как подчеркивают организаторы, будут учтены в процессе разработки мер по дальнейшему пересмотру работы разных сфер в стране.
С приветственной речью выступили Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева, заместитель Премьер-министра по финансово-экономическим вопросам и сокращению бедности - министр экономического развития и сокращения бедности Джамшид Кучкаров, Постоянный координатор ООН в Узбекистане господин Ю Ю, министр иностранных дел Абдулазиз Камилов и министр юстиции Русланбек Давлетов.
С докладами выступили глава Делегации Европейского союза в Узбекистане Шарлотта Адриан, вице-президент Венецианской комиссии Совета Европы Филип Димитров, главы представительств Европейского банка реконструкции и развития в Узбекистане Алкис Дракинос и JICA в Узбекистане Миядзаки Сугуру, исполняющий обязанности Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане Ханс-Ульрих Им и другие.
Исполнительный директор Центра «Стратегия развития» Элдор Туляков представил медиапродукт нового поколения - единую электронную платформу Reforms.uz, содержащую развернутую информацию о результатах реформ в простом и доступном виде.
Теперь любой житель страны может ознакомиться с результатами реформ по конкретной, интересующей его теме. А все цифры приводятся в сравнительной форме: за временные периоды с 1991 по 2016 и с 2017 по 2021 годы.
Как отмечалось, в процессе реализации проекта специалисты центра и Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан (ИСМИ) изучили большой массив данных: официальные цифры и статистику государственных органов, отчеты международных организаций, оценки зарубежных экспертов и гражданского общества.
- Платформа отражает ключевые результаты работы, реализованной в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, - говорит Э. Туляков. - Она также содержит мнения и оценки простых граждан, международных экспертов, их восприятие хода реформ. При подготовке единой электронной базы мы запросили статистические данные более чем из 70 министерств и ведомств, изучили материалы международных организаций, вели тесный диалог с институтами гражданского общества. Перед нами стояла задача продемонстрировать жителям Узбекистана достигнутые результаты простым и понятным способом и показать, что участие в процессе перемен дает результаты.
Важной задачей стало сделать сложный язык статистики, сухих цифр, сложных диаграмм и графиков понятным каждому - профессионалу, зарубежному эксперту и простому гражданину. Из тысячи предоставленных документов эксперты отобрали 400 ключевых показателей и отразили их в удобном сравнительном формате. Reforms.uz - это пять лет в цифрах, фактах и мнениях.
Совершенствование системы государственного и общественного строительства
В рамках первого направления Стратегии действий начата реализация Концепции административной реформы, которая направлена на повышение эффективности деятельности государственного аппарата.
Упразднены 110 неэффективных межведомственных органов, созданы десять новых министерств и ведомств, шесть государственных функций переданы частному сектору.
Усиливается роль парламента в управлении делами государства и общества. Так, внедрен институт правительственного часа, палаты Олий Мажлиса периодически заслушивают отчеты министров здравоохранения, иностранных дел, внутренних дел, юстиции и других членов правительства. В 2019 году введена практика ежеквартального заслушивания отчетов правительства о реализации Государственной программы.
С 2017 года в Узбекистане действуют народные приемные и Виртуальная приемная Президента, которые обеспечивают прямой контакт с населением, оперативное реагирование и устранение проблем на местах. С 2017 по 2020 годы через них прошло 10,1 млн обращений.
В результате борьбы с бюрократией в два раза (со 167 до 79) сократилось количество документов, необходимых для получения государственных услуг. За четыре года в десять раз увеличилось количество услуг, предоставляемых по принципу «Единое окно» (с 16 до 157).
Обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебной системы
В 2017-2020 годы произошло усиление независимости судебной власти. В 2018-м для обжалования незаконных действий (бездействия) государственных органов были созданы административные суды, которые в период с 2019-го по 2020-й рассмотрели 31,3 тысячи заявлений и удовлетворили 21,2 тысячи (почти 70 процентов). В том числе 2,6 тысячи решений хокимов признаны незаконными.
В свою очередь появление института бизнес-омбудсменов усилило защиту предпринимателей. За 2017-2020 годы к бизнес-омбудсменам поступило 13,4 тысячи заявлений.
В результате 930 ответственных лиц привлечены к дисциплинарной, 1513 - к административной ответственности; отменены 1034 незаконных решения государственных и контролирующих органов; в пользу субъектов предпринимательства через суды взыскано 95,1 млрд сумов.
Проведены реформы по обеспечению прав граждан: пересмотрена система прописки; создано 197 реабилитационных центров для женщин, пострадавших от насилия; введен порядок выдачи охранного ордера (с 2019 года выдано более восьми тысяч); упрощена процедура получения гражданства.
На границах имплементирована система «зеленого» и «красного» коридоров. Все это позволило Узбекистану быть принятым в члены Совета по правам человека ООН.
Развитие и либерализация экономики
Такое название получило третье направление Стратегии действий. Во многом благодаря этой инициативе к 2020 году внешнеторговый оборот республики вырос в 1,4 раза, уровень инфляции снизился с 18,8 процента до 11,1, а золотовалютные резервы увеличились с 26,4 млрд долларов до 34,9.
Проведенные реформы снизили ставки большинства налогов: единого социального платежа до 12 процентов (для малых предприятий - с 15 процентов, для крупных - с 25), налога на доходы физических лиц - с 22,5 (максимальная ставка) до 12 процентов, НДС - с 20 до 15 процентов, налога на прибыль - с 14 до 12 процентов, на имущество юридических лиц - с пяти до двух процентов. Отменены также отчисления в государственные фонды и страховые взносы, а виды налоговых проверок сократились с 13 до четырех.
В 2017 году были сняты ограничения на оборот наличных средств и появилась возможность снятия денег в банкоматах. И уже в 2020-м владельцы пластиковых карт сняли через банкоматы 62,2 трлн сумов.
Произошла либерализация валютного рынка: отменены ограничения на продажу и покупку иностранной валюты. В результате объем купленной населением валюты увеличился в 15 раз (с 273 млн долларов в 2016-м до 4,1 млрд - в 2020-м). При этом среднегодовое обесценивание рыночного (неформального) валютного курса в 1998-2016 годы составляло 24,4 процента, а в 2017-2020-х - 10,4.
Узбекистан отменил таможенные пошлины на все экспортируемые товары и услуги, упростил процедуру экспорта и лицензирования, установил нулевые ставки таможенных пошлин для 60 процентов импортируемых товаров и снизил ставки импортных таможенных пошлин до 6,45 процента. В результате реформ значительно расширился и сектор малого бизнеса: в 2016 году в республике были зарегистрированы 27 тысяч субъектов малого предпринимательства, а в 2020-м уже 93 тысячи.
Развитие социальной сферы
Прошедший период отмечен повышением уровня жизни. Например, среднемесячная зарплата увеличилась с 1,3 млн сумов в 2016-м до 2,6 млн - в 2020 году. Совокупный доход на душу населения за тот же период вырос с 5,8 млн до 11,7 млн сумов.
Продолжается укрепление системы здравоохранения: суммы, выделяемые из бюджета на эту сферу, увеличились в 2,1 раза, на 7,5 трлн сумов укреплена материально-техническая база медицинских учреждений. Так, в 2017-2020 годы Узбекистан выделил на лекарства и изделия медицинского назначения 1618 млрд сумов (против 227 млрд в период 1991-2016 годов). Из них 61,6 млрд направлены на лекарства для лечения онкологических заболеваний (8,3 млрд в 1991-2016-х), 217,4 млрд сумов - на лекарства для гематологии и онкогематологии (2,8 млрд в 1991-2016-х).
В результате всестороннего развития социальной сферы в системе народного образования появилось 328 новых школ и восстановлено 11-летнее обязательное школьное образование.
Большие перемены произошли и в дошкольном образовании. Если в 2016-м функционировали 5,2 тысячи садов, то в 2020-м их стало 18,3 тысячи (возросло в том числе количество государственных ДОО - с 5 до 6,2 тысячи). Уровень охвата детей дошкольным образованием в прошлом году достиг 61 процента (против 27,7 в 2016-м).
Прорывные результаты достигнуты в системе высшего образования. Создано более 80 новых вузов, открыто порядка 20 филиалов иностранных, начали деятельность десять частных.
Искоренена практика привлечения педагогических и медицинских работников к принудительному труду. С 2019 года пенсии работающим пенсионерам стали выплачивать в стопроцентном размере.
Ведется активная работа по сокращению бедности: ее уровень снизился с 28 процентов в 2000 году до 11 в 2020-м. Малоимущие семьи освобождены от уплаты за детские сады, школьники из таких семей обеспечиваются сезонной одеждой. Граждане, включенные в «железную», «женскую» и «молодежную» тетради, получают господдержку в виде профобучения, трудоустройства и финансовой помощи.
Обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики
Узбекистан исключен из списка стран, вызывающих особую обеспокоенность по религиозным вопросам. Укреплены дружественные и взаимовыгодные связи с соседями, урегулированы вопросы границ и использования водно-энергетических ресурсов.
В стране действует безвизовый режим для граждан 86 государств (в 2016 году он действовал лишь для девяти). Республика поднялась на несколько позиций в международных рейтингах.
Укреплен и оборонный потенциал: доля военнослужащих по контракту выросла до 68 процентов (37 в 2016-м), в пять раз повысился уровень оснащенности армии современным вооружением.
* * *
Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах стала одним из важнейших компонентов для кардинального пересмотра работы всех сфер. Несмотря на то, что впереди еще много задач, спикеры единогласно пришли к выводу: начало больших перемен положено, они заметны и отражаются не только в статистических данных, но и повышении благосостояния граждан республики, что является важнейшей целью.
Сабина Алимова.
«Правда Востока».
Фото Рашида Галиева.