Центры государственных услуг: удобно, современно, экономично

    Трудно представить, что еще несколько лет назад, когда в республике только создавался механизм деятельности центров государственных услуг, основной принцип которых - «Двигаются документы, а не граждане», бюрократия и бумажная волокита составляли значительный процент в обращениях юридических и физических лиц в госорганы. Масштабные преобразования в республике прежде всего затронули важнейшую сферу: создание национальной системы оказания государственных услуг, в рамках которой произошли коренные изменения в области межведомственной интеграции, цифровизации и электронного документооборота, упрощении ряда процедур (регистрация юридических лиц, оптимизация процессов идентификации, выдача справок и не только), а также конструктивного диалога населения с госструктурами.

    Воплотился в жизнь важнейший принцип: «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу».

    Процесс коренных реформ в данной сфере начался с объявления 2017-го Годом диалога с народом и интересов человека. А 12 декабря 2017-го Президент подписал Указ «О мерах по коренному реформированию национальной системы оказания государственных услуг населению». Тогда были заложены основы системной работы по устранению бюрократизма, волокиты и иных административных барьеров в предоставлении соответствующих услуг, а также повышена ответственность руководителей и уполномоченных органов. Согласно Указу Президента «О дополнительных мерах по упрощению предоставления государственных услуг, сокращению бюрократических барьеров и развитию национальной системы оказания государственных услуг» от 20 апреля 2022-го продолжены последовательные преобразования. В частности, для увеличения масштаба оказания госуслуг физическим и юридическим лицам, расширения возможности удаленного самостоятельного доступа населения к электронному документообороту был сделан акцент на широкое внедрение цифровых технологий (система Mobile-ID, расширение возможностей Единого портала интерактивных государственных услуг). Документом также утверждена Национальная стратегия модернизации и ускоренного развития системы оказания государственных услуг на 2022-2026 годы.

    Эти и другие преобразования позволили за относительно короткий срок сформировать полноценный механизм диалога госорганов с физическими и юридическими лицами; обеспечить быстрое, удобное и качественное оказание госуслуг за счет устранения излишних административных процедур и бюрократии; значительно упростить взаимодействие граждан с министерствами и ведомствами, а также устранить ряд коррупционных проявлений.

    В Национальном пресс-центре Узбекистана прошла пресс-конференция, на которой ответственные лица Министерства юстиции РУз рассказали о проделанной работе в сфере оказания услуг гражданам в минувшем году и задачах на перспективу.

    Так, в 2023-м введено предоставление 77 видов новых услуг через центры государственных услуг. В результате их общее количество достигло 335. В 2022-м оказано 258 видов услуг. А в этом году планируется увеличить их число до 400.

    Продолжилась системная работа по внедрению цифровых технологий, широкой пропаганде удобств в виде удаленных обращений. Таким образом реализуется принцип «Двигаются документы, а не граждане». Например, в 2023-м через центры предоставлено более 13,2 млн государственных услуг, из которых более 9,3 млн (70,8 процента) - при непосредственном посещении центров. Свыше 3,8 млн (29,2) оказаны онлайн, через соответствующие электронные платформы.

    Данная деятельность является отражением ряда задач, предусмотренных Стратегией «Узбекистан - 2030». Так, этим важнейшим документом определены:

    • доведение доли государственных услуг, оказываемых в электронной форме, до 100 процентов;
    • доведение доли услуг, предоставляемых исключительно через Единый портал интерактивных государственных услуг, до 50 процентов;
    • увеличение до не менее 40 видов государственных услуг, оказываемых в композитном и проактивном порядке;
    • цифровизация государственных услуг на основе принципов «три шага», «адаптированный к пользователю», «все в одном мобильном приложении» и другие задачи.

    Таким образом, внедрение системы «Сервисное государство» для населения путем расширения масштаба цифровизации госуслуг станет важнейшим механизмом устранения бюрократических процедур в отношениях между гражданином и государством.

    В 2023-м 29 наиболее востребованных услуг упрощены по принципу «три шага». Время, затрачиваемое на отправку заявки, сокращено с 76 до 22 минут. В 2024 году планируется оказывать весь спектр услуг по принципу «трех шагов».

    Органы юстиции последовательно работали в таких направлениях, как повышение правовой культуры населения (организация встреч в сходах граждан) и нормотворчество. Разработаны 35 проектов нормативно-правовых актов, приняты 46 административных регламентов предоставления государственных услуг, а 37 процессов оказания госуслуг систематизированы и регламентированы соответствующими постановлениями Кабинета Министров Респуб­лики Узбекистан.

    Несмотря на широкую цифровизацию, отдельным категориям граждан (пенсионеры, одинокие престарелые и не только) удобнее посещать центры госуслуг на местах: здесь проводят консультацию, помогают решать те или иные вопросы. Услуги разделены на «легкие», «средние» и «сложные» категории с целью увеличения скорости их предоставления. Это дает возможность существенно сократить время ожидания посетителей. В ряде цент­ров в текущем году намечена специализация (предоставление соцуслуг и помощи лицам, нуждающимся в социальной защите).

    В помещениях ЦГУ регулярно проводятся ремонт и необходимая реконструкция, в регионах открываются новые центры. Особое внимание уделяется лицам с ограниченными физическими возможностями. Современные здания центров оборудованы пандусами, специальными залами ожидания, планшетами с онлайн-сурдопереводом и для обслуживания людей с особыми потребностями. Все это направлено на создание более инклюзивного общества, где каждый гражданин имеет равные возможности и полноценно участвует в общественной жизни, независимо от его особенностей здоровья. Кроме того, для данных категорий установлен ряд льгот с целью социальной поддержки и улучшения качества жизни. Например, для лиц, зарегистрированных в информационной системе «Единый реестр социальной защиты», а также инвалидов I и II групп при оказании государственных услуг предоставлена 50-процентная скидка по государственным пошлинам, сборам и любым другим платежам, установленным актами законодательства.

    Правовая акция (проходит с января по март текущего года) «Ни одно лицо не остается без документов» - важнейший механизм оказания госуслуг, проходит по инициативе Министерства юстиции РУз. Какая работа выполнена в ее рамках?

    Организованы специальные штабы в Респуб­лике Каракалпакстан, Ташкенте и областях, районах (городах). Члены штабов формируют списки лиц, не имеющих тех или иных документов.

    При анализе выездных приемов (проводимых Минюстом и заинтересованными организациями) поступающих обращений установлено: отсутствие у некоторых граждан документов, удостоверяющих личность, в результате нерегистрации свидетельства о рождении вызывает множество проблем. Это лишает их возможности полноценно реализоваться в обществе, пользоваться своими правами и свободами, установленными законом.

    Правовой акцией предусмотрены:

    • оформление свидетельств о рождении и документов, удостоверяющих личность;
    • оказание практической помощи жителям, нуждающимся в юридической помощи;
    • регистрация и перерегистрация субъектов предпринимательства и другое.

    В течение первых 20 дней в рамках правовой акции выявлено: у 19 872 физических лиц нет соответствующих документов. Из них 16 144 человека получили свидетельства о рождении, заключении или расторжении брака. Также устранены проблемы, возникшие при регистрации объектов недвижимости, принадлежащих 1083 лицам, обеспечена их государственная регистрация.

    Сегодня центры госуслуг стали реальным механизмом своевременной, необходимой и удобной помощи населению и предпринимателям. Принцип «Гражданин - в центре внимания» при оказании государственных услуг находит свое воплощение.

    Максим Черногаев.
    «Правда Востока».

    28 февраль 2024,

    Центры государственных услуг: удобно, современно, экономично

    Трудно представить, что еще несколько лет назад, когда в республике только создавался механизм деятельности центров государственных услуг, основной принцип которых - «Двигаются документы, а не граждане», бюрократия и бумажная волокита составляли значительный процент в обращениях юридических и физических лиц в госорганы. Масштабные преобразования в республике прежде всего затронули важнейшую сферу: создание национальной системы оказания государственных услуг, в рамках которой произошли коренные изменения в области межведомственной интеграции, цифровизации и электронного документооборота, упрощении ряда процедур (регистрация юридических лиц, оптимизация процессов идентификации, выдача справок и не только), а также конструктивного диалога населения с госструктурами.

    No date selected
    ноябрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates