Воплотился в жизнь важнейший принцип: «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу».
Процесс коренных реформ в данной сфере начался с объявления 2017-го Годом диалога с народом и интересов человека. А 12 декабря 2017-го Президент подписал Указ «О мерах по коренному реформированию национальной системы оказания государственных услуг населению». Тогда были заложены основы системной работы по устранению бюрократизма, волокиты и иных административных барьеров в предоставлении соответствующих услуг, а также повышена ответственность руководителей и уполномоченных органов. Согласно Указу Президента «О дополнительных мерах по упрощению предоставления государственных услуг, сокращению бюрократических барьеров и развитию национальной системы оказания государственных услуг» от 20 апреля 2022-го продолжены последовательные преобразования. В частности, для увеличения масштаба оказания госуслуг физическим и юридическим лицам, расширения возможности удаленного самостоятельного доступа населения к электронному документообороту был сделан акцент на широкое внедрение цифровых технологий (система Mobile-ID, расширение возможностей Единого портала интерактивных государственных услуг). Документом также утверждена Национальная стратегия модернизации и ускоренного развития системы оказания государственных услуг на 2022-2026 годы.
Эти и другие преобразования позволили за относительно короткий срок сформировать полноценный механизм диалога госорганов с физическими и юридическими лицами; обеспечить быстрое, удобное и качественное оказание госуслуг за счет устранения излишних административных процедур и бюрократии; значительно упростить взаимодействие граждан с министерствами и ведомствами, а также устранить ряд коррупционных проявлений.
В Национальном пресс-центре Узбекистана прошла пресс-конференция, на которой ответственные лица Министерства юстиции РУз рассказали о проделанной работе в сфере оказания услуг гражданам в минувшем году и задачах на перспективу.
Так, в 2023-м введено предоставление 77 видов новых услуг через центры государственных услуг. В результате их общее количество достигло 335. В 2022-м оказано 258 видов услуг. А в этом году планируется увеличить их число до 400.
Продолжилась системная работа по внедрению цифровых технологий, широкой пропаганде удобств в виде удаленных обращений. Таким образом реализуется принцип «Двигаются документы, а не граждане». Например, в 2023-м через центры предоставлено более 13,2 млн государственных услуг, из которых более 9,3 млн (70,8 процента) - при непосредственном посещении центров. Свыше 3,8 млн (29,2) оказаны онлайн, через соответствующие электронные платформы.
Данная деятельность является отражением ряда задач, предусмотренных Стратегией «Узбекистан - 2030». Так, этим важнейшим документом определены:
- доведение доли государственных услуг, оказываемых в электронной форме, до 100 процентов;
- доведение доли услуг, предоставляемых исключительно через Единый портал интерактивных государственных услуг, до 50 процентов;
- увеличение до не менее 40 видов государственных услуг, оказываемых в композитном и проактивном порядке;
- цифровизация государственных услуг на основе принципов «три шага», «адаптированный к пользователю», «все в одном мобильном приложении» и другие задачи.
Таким образом, внедрение системы «Сервисное государство» для населения путем расширения масштаба цифровизации госуслуг станет важнейшим механизмом устранения бюрократических процедур в отношениях между гражданином и государством.
В 2023-м 29 наиболее востребованных услуг упрощены по принципу «три шага». Время, затрачиваемое на отправку заявки, сокращено с 76 до 22 минут. В 2024 году планируется оказывать весь спектр услуг по принципу «трех шагов».
Органы юстиции последовательно работали в таких направлениях, как повышение правовой культуры населения (организация встреч в сходах граждан) и нормотворчество. Разработаны 35 проектов нормативно-правовых актов, приняты 46 административных регламентов предоставления государственных услуг, а 37 процессов оказания госуслуг систематизированы и регламентированы соответствующими постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан.
Несмотря на широкую цифровизацию, отдельным категориям граждан (пенсионеры, одинокие престарелые и не только) удобнее посещать центры госуслуг на местах: здесь проводят консультацию, помогают решать те или иные вопросы. Услуги разделены на «легкие», «средние» и «сложные» категории с целью увеличения скорости их предоставления. Это дает возможность существенно сократить время ожидания посетителей. В ряде центров в текущем году намечена специализация (предоставление соцуслуг и помощи лицам, нуждающимся в социальной защите).
В помещениях ЦГУ регулярно проводятся ремонт и необходимая реконструкция, в регионах открываются новые центры. Особое внимание уделяется лицам с ограниченными физическими возможностями. Современные здания центров оборудованы пандусами, специальными залами ожидания, планшетами с онлайн-сурдопереводом и для обслуживания людей с особыми потребностями. Все это направлено на создание более инклюзивного общества, где каждый гражданин имеет равные возможности и полноценно участвует в общественной жизни, независимо от его особенностей здоровья. Кроме того, для данных категорий установлен ряд льгот с целью социальной поддержки и улучшения качества жизни. Например, для лиц, зарегистрированных в информационной системе «Единый реестр социальной защиты», а также инвалидов I и II групп при оказании государственных услуг предоставлена 50-процентная скидка по государственным пошлинам, сборам и любым другим платежам, установленным актами законодательства.
Правовая акция (проходит с января по март текущего года) «Ни одно лицо не остается без документов» - важнейший механизм оказания госуслуг, проходит по инициативе Министерства юстиции РУз. Какая работа выполнена в ее рамках?
Организованы специальные штабы в Республике Каракалпакстан, Ташкенте и областях, районах (городах). Члены штабов формируют списки лиц, не имеющих тех или иных документов.
При анализе выездных приемов (проводимых Минюстом и заинтересованными организациями) поступающих обращений установлено: отсутствие у некоторых граждан документов, удостоверяющих личность, в результате нерегистрации свидетельства о рождении вызывает множество проблем. Это лишает их возможности полноценно реализоваться в обществе, пользоваться своими правами и свободами, установленными законом.
Правовой акцией предусмотрены:
- оформление свидетельств о рождении и документов, удостоверяющих личность;
- оказание практической помощи жителям, нуждающимся в юридической помощи;
- регистрация и перерегистрация субъектов предпринимательства и другое.
В течение первых 20 дней в рамках правовой акции выявлено: у 19 872 физических лиц нет соответствующих документов. Из них 16 144 человека получили свидетельства о рождении, заключении или расторжении брака. Также устранены проблемы, возникшие при регистрации объектов недвижимости, принадлежащих 1083 лицам, обеспечена их государственная регистрация.
Сегодня центры госуслуг стали реальным механизмом своевременной, необходимой и удобной помощи населению и предпринимателям. Принцип «Гражданин - в центре внимания» при оказании государственных услуг находит свое воплощение.
Максим Черногаев.
«Правда Востока».