Сегодня, что очень важно, центры госуслуг работают и продолжают открываться не только в административных центрах районов и городов, но и самых отдаленных населенных пунктах. Так, в 2019-м в шести регионах Навоийской области центры начали функционировать в новых зданиях. В текущем году взятая из-за пандемии пауза в строительстве центров оказалась непродолжительной.

До конца 2020-го ожидается сдача объектов в Тамдынском и Карманинском районах, начато строительство в Зарафшане. Открытие Центра госуслуг Кызылтепинского района и двух его филиалов, в том числе в селе Тошрабод, было анонсировано на пресс-конференции, организованной региональными отделением Творческого союза журналистов Узбекистана и управлением Агентства государственных услуг. Новое здание возвели на территории махалли имени Алишера Навои в Кызылтепинском районе.

В ведущем аграрном регионе области проживают свыше 150 тысяч человек. За девять месяцев текущего года число граждан, воспользовавшихся государственными услугами, превысило 27 тысяч, порядка тысячи бизнесменов открыли новые предприятия. Несмотря на пандемию, ежедневно услугами центра пользуются сотни местных жителей, а число открывших семейные предприятия субъектов частного бизнеса, собственное дело в сферах туризма и медицины увеличилось в два раза.

По мере создания инфраструктуры и упрощения процедур предоставления государственных услуг растут и ожидания граждан. Отсюда понимание того, что центры должны развиваться соответственно им, а сам процесс предоставления госуслуг становится проще и удобнее. Принятые стандарты - единые принципы оснащения центров, требования к внешнему виду сотрудников, их общению с посетителями, четкие алгоритмы выполнения административных процедур. Планка качества работы поднята высоко, удержать ее - серьезная задача.

Для большего комфорта граждан в здании ЦГУ административного центра Кызылтепинского района разместились Народная приемная Президента Республики Узбекистан, приемная Премьер- министра по рассмотрению обращений предпринимателей, отделы юстиции, Торгово-промышленной палаты и ряда других организаций. Здание центра спроектировано местным инвестором исключительно из соображений удобства функционала для посетителей: обслуживание одновременно в 22 окнах, справочный центр, электронная очередь с отображением очередности на семи мониторах, касса для приема платежей за услуги, зал ожидания, а также игровая площадка для детей, кафе, мини-библиотека.

Как сообщил заместитель начальника управления Агентства госуслуг Навоийской области Эльдор Баходиров, наполнение центров максимальным количеством востребованных гражданами сервисов с высоким качеством, оперативностью, проз­рачностью, комфортностью и доступностью - основная задача. Люди заинтересованы в том, чтобы услуг становилось больше.

С момента перехода национальной системы оказания госуслуг на качес­твенно новый уровень их количество существенно увеличилось и сегодня приближается к 150. В том числе благодаря использованию гибких, удобных и прозрачных методов оказания государственных услуг, включая выезд в отдаленную местность (мобильные гос­услуги). В течение 2020 года в выездном порядке предоставлено 1912 госуслуг, в ходе которых прошли государственную регистрацию 50 субъектов предпринимательства. Актуальность такого подхода, определенного Указом Президента «О мерах по коренному реформированию национальной системы оказания государственных услуг населению» от 12 декабря 2017 года, показала практика организации мобильных госуслуг для жителей отдаленных селений Боймурад и Учтепа Канимехского района области.

Коренное внедрение в сферу информационно-­коммуникационных технологий, интеграция баз данных госорганов и иных организаций в единую систему межведомственного электронного взаимодействия сегодня способствуют тому, что сервисами можно пользоваться не выходя из дома - через доступные мобильные приложения.

Насколько население осведомлено об этом? Насколько своевременно рассматриваются обращения граждан, подаваемые через центры гос­услуг, в других органах власти? Эти вопросы стали ключевыми в ходе конструктивного диалога с представителями СМИ.

Согласно предоставленной информации, некоторые ведомства и организации игнорируют требования административных регламентов по оказанию госуслуг, что является основной причиной обоснованных претензий со стороны населения. В течение девяти месяцев 2020 года проведен анализ работы в 15 организациях, в ходе которых выявлено 324 нарушения, тогда как в прошлом году - 2570. В числе нарушителей - полномочные органы налоговой службы, учреждения здравоохранения и образования, районные и городские филиалы газоснабжающих и предприятий регио­нальных электрических сетей и другие.

В настоящее время в системе госуслуг внедряется ряд нововведений. В частности, в Зарафшане проводится эксперимент по переходу на композитный сервис, включающий несколько государственных услуг, оказываемых на основании одного заявления. Так, при получении свидетельства о рождении ребенка осуществляется регистрация по месту жительства и постановка в очередь в государственный детский сад в электронном виде, чтобы уведомлять получателей данных гос­услуг SMS. Подчеркивалось, что комп­лексное предоставление сервисов, которые в настоящее время ведут деятельность в структуре управления агентства, производит орган загса.

Среди прозвучавших на пресс-конференции вопросов от представителей СМИ обращено внимание на увеличение продолжительности времени электронной очереди в Центре государственных услуг города Навои. Как оказалось, это связано с сокращением штатных сотрудников в период пандемии. Верным решением в сложившейся ситуации должно стать использование мобильных госуслуг. При этом свести личное взаимодействие с гражданами к минимуму пока сложно: хотя бы потому, что по каким-то причинам одни граждане не могут пользоваться порталом госуслуг, у других прочно засел стереотип бумажного документо­оборота.

Чтобы исключить факты коррупции в системе, в каждом Центре госуслуг области установлены отдельные локации по приему писем и заявлений от граждан. Необходимость такой инициативы показала завершившаяся 1 октября процедура подачи заявлений на получение гражданами жилищных субсидий. По информации на 22 сентября этого года, в областное Агентство гос­ударственных услуг обратились 879 граждан. Через центры госуслуг от населения поступило 681 заявление, на портал my.gov.uz - 198. Наибольшее количество заявок - из Учкудукского района, где за ипотечным кредитом обратились 332 семьи, в Зарафшане - 310, в Навои - 153.