В том числе это обусловлено большими изменениями, которые происходят в двух государствах. В Узбекистане по инициативе Президента Шавката Мирзиёева в текущем году принята Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, предусматривающая продолжение масштабных изменений в стране, которые начаты в 2016-м. Одновременно с этим в Республике Корея весной нынешнего года избран новый Президент Юн Сок Ёль, обозначивший перед правительством страны амбициозные планы по реформированию общества и государства, продвижению интересов на внешнем поле.

Большое значение в последние годы имеет наращивание взаимодействия в рамках конструктивного диалога между Ташкентом и Сеулом, а также действующих многосторонних форматов. На эти процессы также оказывает влияние процесс смягчения последствий стремительных изменений в международных отношениях и глобальной экономике, объединения усилий в вопросах укрепления основ международного права и безопасности в мире.

Расширение и углубление узбекско-южнокорейского диалога, берущего начало в 90-х годах прошлого столетия, позитивно отрази­лись на всех сферах взаимодействия двух стран сегодня. За последние годы Узбекистан и Южная Корея создали прочное политическое и экономическое партнерство. Двусторонние отношения в сфере политики, межпарламентского и экономического сотрудничества, культурно-гуманитарного взаимодействия, которые последовательно наращиваются, несмотря ни на какие расстояния и возникающие внешние обстоятельства.

Аналогичную оценку можно дать и отношениям, которые складываются у Южной Кореи с государствами Цент­ральной Азии. Реализуемая корейскими партнерами на протяжении последних лет Новая северная политика оказывает положительный эффект на всестороннее и всеобъемлющее взаимодействие всех сторон. Благодаря политической воле и сложившимся доверительным отношениям между руководством Южной Кореи и лидерами стран Цент­ральной Азии наблюдается позитивная динамика взаимодействия по всем направлениям сотрудничества, укрепляются существующие исторические и культурные связи. 

На современном этапе у Республики Корея со всеми государствами Центральной Азии сложились тесные отношения. С Узбекистаном особое стратегическое партнерство. Регулярный диалог на высшем и высоком уровнях, активное экономическое взаимодействие и инвестиционная деятельность, насыщенное культурно-гуманитарное сотрудничество - важные составляющие двусторонней повестки. Немаловажно, что с 2007 года действует формат «Центральная Азия - Республика Корея», который предоставляет корейской стороне возможность взаимодействовать со всеми государствами региона в многостороннем формате.

В 2017 году в своем первом Послании парламенту Президент Узбекистана обозначил внешнеполитические акценты, выделив в качестве приоритета укрепление отношений со странами Центральной Азии. В качестве основополагающих принципов определены:

  •  проведение открытой и конструктивной политики в отношении ближайших соседей;
  •  решение региональных вопросов и проблем на основе равноправия, взаимного учета интересов и поиска разумных компромиссов;
  •  формирование вокруг Узбекистана как страны, расположенной в сердце региона, пояса дружбы и процветания, безопасности и стабиль­ности.

Благодаря осуществлению этого курса за последние годы удалось кардинально изменить политический климат в регионе, создать новую атмосферу сотрудничества и решить немало вопросов, которые долгие годы служили препятствием для развития Центральной Азии. За этот короткий период обеспечены условия для поэтапного завершения правового оформления границ, возобновлена работа пунктов пропуска, облегчены взаимные поездки граждан, восстановлено транспортное сообщение и запущены новые маршруты. Более того, активизировалось инвестиционное сотрудничество, реализуются проекты кооперации в торговле, промышленности, энергетике, транспорте, сельском хозяйстве и других отраслях экономики.

Примером растущей динамики отношений служат общие экономические показатели. Так, в результате целенаправленных мер товарооборот Узбекистана со странами Центральной Азии с 2016 по 2021 годы увеличился более чем в 2,3 раза (с 2,47 млрд долларов до 6,4), достигнув исторического максимума. За указанный период торговля с Кыргыз­станом выросла в 5,7 раза, с Таджикистаном - в 3,1, с Туркменистаном - в 4,2, с Казахстаном - почти в 2,1 раза.

Позитивная динамика отмечается и в этом году. Только за семь месяцев 2022-го товарооборот Узбекистана со странами ЦА увеличился на 15 процентов и составил почти четыре миллиарда долларов. В регионе наблюдается тесное сотрудничество в области промышленной кооперации. К примеру, совместно с Казахстаном налажено производство автомобилей, бытовой и текстильной продукции. В кооперации с Таджикистаном и Кыргызстаном запущены производства электротехнической продукции. Начата проработка совместных проектов в сфере гидроэнергетики. Ожидается запуск аналогичных с туркменскими партнерами. Кроме того, рассматривается или уже начата реализация проектов в агропромышленном комплексе, что весьма актуально. В условиях глобализации важно мобилизовать все ресурсы для обеспечения продовольственной безопасности.

Следствие таких изменений - последовательная выработка странами согласованных позиций по внутрирегиональным вопросам и тесная координация на международных площадках. Единая позиция государств Центральной Азии звучит в рамках ООН, СНГ, ШОС, ОИС, ОЭС, ОТГ и на других платформах. Позитивные процессы в регионе получили полную поддержку мирового сообщества. Так, Генеральной Ассамб­леей ООН приняты специальные резолюции: «Укреп­ление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиат­ском регионе», «Устойчивый туризм и устойчивое развитие в Центральной Азии», «Об объявлении региона При­аралья зоной экологических инноваций и технологий», «Просвещение и религиозная толерантность» и «Об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией».

Наряду с этим особо значимо проведение регулярных Консультативных встреч глав государств Центральной Азии, которые инициировал Президент Узбекистана в 2017-м. Запуск такого формата - индикатор того, что регион вышел на уровень выработки совместных подходов для решения наиболее насущных общих проблем и инициацию проектов, обеспечивающих взаимный рост и устойчивое развитие стран региона ЦА.

В ходе прошедшего в июле в Кыргызстане четвертого по счету саммита лидеры государств Центральной Азии подписали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке, который укрепит многогранное региональное партнерство, станет содействовать обеспечению мира, стабильности и безопасности.

Возвращаясь к теме, следует отметить: Южная Корея - один из ключевых партнеров Узбекистана и всех наших соседей по региону. Страны региона всецело заинтересованы в дальнейшем углублении связей, наполнении отношений новым содержанием, отвечающим реалиям нынешнего дня.

Целесообразно обозначить те области и сферы сотрудничества, которые окажут позитивное влияние на развитие государств Центральной Азии, укрепят взаи­мосвязанность стран, будут содействовать повышению нашей субъект­ности.

Во-первых, речь идет о продолжении развития конструктивного взаимодействия в рамках формата «Центральная Азия - Южная Корея» и наполнять его новым содержанием. Ведь этот механизм позволяет в открытой, доверительной и конструктивной атмосфере обсуждать актуальные вопросы, вырабатывать взаимоприемлемые и взаимовыгодные решения.

Во-вторых, необходимо тесно сотрудничать на международных площадках в целях продвижения важных для региона резолюций и инициатив.

В-третьих, следует активно работать над реализацией совместных проектов, которые должны содействовать в том числе продвижению мирного процесса в Афганистане. 

В-четвертых, важно развивать сотрудничество по вопросам совершенствования транспортно-коммуникационной инфраструктуры и укреплять взаимосвязанность.

Объединение усилий по этим направлениям будет способствовать снижению политических рисков в регионе, повышению привлекательности Центральной Азии для внешних партнеров, обеспечению условий устойчивого развития.

Как известно, государства ЦА испытывают затруднения по доступу на мировые рынки, что обуславливается отсутствием прямого выхода к открытым морям. И сегодня страны работают над перспективными проектами, требующими консолидации усилий международного сообщества. В их числе строительство железной дороги Узбекистан - Кыргызстан - Китай, а также Термез - Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар, получившее широкую поддержку со стороны ведущих международных финансовых институтов.

Уверен: реализация этих проектов не только придаст позитивный импульс развитию всего региона, но и будет отвечать интересам Южной Кореи, поскольку создаст альтернативные транспортные коридоры для взаимодействия с Цент­ральной Азией.

Среди важных направлений - дальнейшее наращивание взаимной торговли и промышленной кооперации, а также инвестиции в проекты, выпускающие продукцию с высокой добавленной стои­мостью. Это позволит выходить на рынки третьих стран и расширять геог­рафию внешних партнеров.

Согласно докладу международной консалтинговой компании BCG, потенциал Центральной Азии по привлечению прямых иностранных инвестиций в течение следующих десяти лет оценивается в объеме до 170 млрд долларов, в том числе 40-70 млрд - в несырьевые отрасли.

Укрепляется тесное сотрудничество в области экологии. Учитывая усиливаю­щееся негативное влияние климатических изменений на страны Центральной Азии, следует изучать опыт Южной Кореи по переходу на возобновляемые источники энергии. Для Узбекистана и всех стран ЦА, думаю, представляется важным опыт Кореи в области энергосбережения и внедрения ВИЭ, организации производства оборудования для «зеленой» энергетики, проведения совместных исследований. 

С учетом близости культурных, духовных и национальных ценностей в центре внимания должны быть вопросы всемерного углубления культурно-­гуманитарных связей, развития народной дипломатии между двумя странами.

За два года существования МИЦА активно наращивал контакты с ведущими научно-исследовательскими цент­рами иностранных государств. В числе наших партнеров более 30 аналитических институтов и центров зарубежных стран. Как институт, целенаправленно занимающийся региональной проблемой, МИЦА заинтересован в налаживании связей с корейскими аналитическими институтами, изучающими регион. Нет сомнений, что сотрудничество между узбекскими и корейскими «мозговыми центрами» также станет не только важным академическим меро­приятием, но и эффективным механизмом реализации общих целей и задач, отвечающих интересам двух государств.

* * *

Укрепление узбекско-южнокорейских отношений остается актуальным и требует от экспертного сообщества смелых предложений и активного участия в разработке соответствующих проектов.

Анвар Насиров.
Директор Международного института Центральной Азии.