Специалисты отметили, что 2020 год был не из легких. Пандемия сказалась не только на здоровье граждан, но и на их благосостоянии. Исходя из этого главой государства было принято множество постановлений и Указов, направленных на поддержку населения и предпринимателей. Среди важных реформ и широкое внедрение в налоговую сферу цифровых технологий.
- На основе принципа «Налоговая служба - помощник предпринимателя» осуществляется реинжиниринг налоговых процессов, внедрены 22 новые услуги, реализованы меры по переводу комплекса информационных систем на Единую платформу, - говорит директор департамента информационно-коммуникационных технологий ГНК Хаёт Насруллаев. - Налоговая реформа сопровождается автоматизацией и цифровизацией всего процесса налогового администрирования.
В 2020 году Государственный налоговый комитет взял ориентир на концептуально новые меры:
- повсеместное внедрение информационных технологий в налоговое администрирование и обслуживание и, следовательно, сведение на нет человеческого фактора;
- поддержку предпринимательства как с точки зрения сервиса, так и адресного решения проблем в рамках проекта «Налоговая служба - помощник предпринимателя»;
- обеспечение справедливой и своевременной реакции на обращения населения;
- дополнительные привилегии для добросовестных налогоплательщиков, стимулирование добровольного исполнения налогоплательщиками своих обязательств;
- совершенно новый подход к подбору, подготовке и переподготовке кадров в системе налоговых органов;
- усиление работы четвертого сектора по улучшению жизни населения;
- глубокий анализ имеющихся проблем и реализацию на практике системных решений.
Какие же информационные системы были внедрены в налоговую сферу?
Мобильное приложение Soliq
К наиболее масштабным и популярным проектам ГНК 2020 года можно смело отнести мобильное приложение Soliq. В нем объединен ряд электронных налоговых услуг для юридических и физических лиц. В частности, физические лица могут уплатить налог на имущество и земельный налог, определить ИНН, зарегистрировать чек онлайн-ККМ, сообщить о правонарушениях, получить информацию о лицевом счете (начисленные, уплаченные, задолженность, пеня) и не только. Ряд услуг предусмотрен также для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. Данное приложение было особенно удобно во время карантина.
Налоговое администрирование + цифровизация
В июне прошлого года принято постановление Кабинета Министров «О дополнительных мерах по широкому внедрению в налоговое администрирование современных информационно-коммуникационных технологий». Документом определена Стратегия развития информационно-коммуникационных технологий Государственного налогового комитета: модернизация центра обработки данных и телекоммуникационных приложений, приобретение серверов и программного обеспечения, перевод комплекса информационных систем на единую платформу, повышение качества оказания электронных государственных услуг, оперативной обработки больших данных.
Усовершенствована система администрирования налога на добавленную стоимость: внедрен механизм централизованного администрирования на уровне 14 областных региональных подразделений Государственного налогового комитета.
Счет-фактура в электронном виде
В 2020 году в системе взаиморасчетов субъектов предпринимательства введен обязательный порядок использования счетов-фактур в электронном виде. В чем же преимущество?
Во-первых, счет-фактура в электронном виде подтверждается одновременно двумя участниками сделки - покупателем и продавцом, значит отчеты идентичны. Это помогает исключить риск разрыва цепочки НДС, факты которого часто выявляются налоговой службой, после чего направляется запрос о предоставлении основания для зачета.
Во-вторых, если предприятие полностью переходит на ЭСФ, у органов государственной налоговой службы не возникает вопросов о правомерности зачета либо неотражении в реестрах реализации по счетам-фактурам после сдачи отчетности, следовательно, это предотвратит получение требований и уведомлений, связанных с камеральной проверкой.
В-третьих, отсутствие разрыва цепочки упрощает процесс возврата (возмещения) налога на добавленную стоимость.
На сегодня в республике действуют 23 оператора электронных счетов-фактур, ЭСФ пользуются более 373,1 тысячи хозяйствующих субъектов. Посредством ЭСФ во II полугодии 2020-го в налогооблагаемую базу внесен товарооборот на 798,4 трлн сумов, что превысило аналогичный показатель первого полугодия в 3,5 раза.
Новая система зачета излишне уплаченных налогов
С 1 октября 2020 года Государственный налоговый комитет ввел упрощенную автоматизированную систему зачета излишне уплаченных сумм хозяйствующих субъектов в счет других видов налоговой задолженности.
В прежней системе данный процесс включал восемь этапов. Ожидание субъектов предпринимательства занимало десять дней и более. Новая же система позволяет ограничить участие человеческого фактора, исключить коррупционную составляющую в процессе, удаленно определять существующие излишне уплаченные суммы налога, а также производить зачет по другим видам налоговой задолженности не выходя из дома или офиса.
Soliq hamkor
Разработанная ГНК и стартовавшая в прошлом году информационная система Soliq hamkor («Налоговый партнер») играет важную роль в снижении теневой экономики и защите прав потребителей. Новая система призывает граждан к сотрудничеству с органами государственной налоговой службы.
Партнер с помощью данной системы сообщает органам ГНК о действиях или бездействии налогоплательщика, налогового агента или другого лица, ответственность за которые установлена Налоговым кодексом. Главное требование: сведения, предоставляемые партнером должны быть точными, полными и достоверными.
Информационная система предлагает удаленное сотрудничество несколькими способами: через портал электронных государственных налоговых услуг my.soliq.uz и вкладку «Налоговый партнер» в мобильном приложении Soliq. Граждане могут отслеживать состояние каждого своего обращения в режиме реального времени.
Через Soliq hamkor можно сообщать о налоговых правонарушениях: например, не выдан чек контрольно-кассовой техники, не принята оплата через платежный терминал и другие. Через систему поступило более 4500 обращений. По 96,2 процента из них организованы проверки с уведомлением уполномоченных органов.
Онлайн-ККМ
В 2020 году стартовал процесс поэтапного перехода на онлайн контрольно-кассовые машины и виртуальные кассы. Онлайн-ККМ - это новое поколение кассовых машин, которые на сегодня должны использоваться в аптеках, на заправках, в пунктах продажи алкогольной и табачной продукции, крупных торговых сетях, а также с 2021 года - в торговых точках с годовым оборотом 100 млн сумов и более. В настоящее время в Государственный реестр внесены 13 видов онлайн-ККМ, 11 продуктов виртуальных касс и 20 центров, оказывающих техническое обслуживание.
На сегодня в стране установлено 105 тысяч онлайн контрольно-кассовых машин и виртуальных касс. Для сравнения: за I полугодие в Ташкенте через 3,6 тысячи онлайн-ККМ выдано 1,4 млн чеков на 456 млрд сумов, за II полугодие 22 тысячи онлайн-ККМ выдали 40,7 млн чеков на 11,1 трлн сумов, то есть в 15 раз выросло количество чеков и в 24 раза - сумма поступлений.
Высоким показателям поступлений по онлайн-ККМ способствовала в том числе и популярность чековых игр. Напомним, стартовали они в июле 2020 года. Идея проста: нужно регистрировать чеки за покупку или услугу, выданные онлайн-ККМ и виртуальными кассами. Каждый такой чек содержит уникальную информацию - QR-код, а также фискальный признак, название купленного товара, цену, ставку НДС, сумму оплаты и другие. Именно эти чеки принимают участие в призовых играх, которые организует Государственный налоговый комитет Узбекистана. Чековые игры стали отличной мотивацией требовать у продавцов чеки и другие документы, подтверждающие оплату приобретенных товаров (работ или услуг).
В 2021 году перед ГНК стоит еще множество задач, которые необходимо реализовать. Как отметили специалисты, останавливаться на достигнутом они не намерены. И главная их цель - стать настоящими помощниками предпринимателей не на словах, а на деле.
Пресс-служба ГНК