Появление интернета, смартфонов и социальных сетей кардинальным образом перевернуло жизнь человечества. Для одних они стали основой для бизнеса, а для других - источником информации и средством общения. Многие перестали смотреть телевизор, слушать радио, покупать музыку и фильмы на физических носителях, отправлять бумажные письма, так как все больше людей в мире вовлекаются во Всемирную паутину.
Интернет, появившись в жизни простого обывателя, за несколько десятилетий проделал гигантский скачок от банального средства поиска информации и обмена почтовыми сообщениями до жизненно важной среды обитания. И это реальность, которую нужно принять и научиться в ней жить.
По состоянию на январь 2021 года, 4,66 млрд человек во всем мире пользуются интернетом. Основной его потребитель - молодежь. И это неудивительно. Ведь молодое поколение всегда активнее воспринимает что-то современное. Юноши и девушки легко обучаемы, ими движут любознательность и интерес к постижению нового.
К слову, виртуальную реальность уже практически с рождения концепции Всемирной паутины начали рассматривать как некую сокрытую внутри компьютера искусственную вселенную. И молодое поколение пользователей чувствует себя в ней очень комфортно.
Молодежь и социальные сети
Молодежь, выросшая в цифровую эпоху, не знает жизни без современных гаджетов. Интернет для молодых - норма жизни, а потому они не видят различий между виртуальным и реальным миром. Поколение Z любит учиться и получать знания. Оно понимает, что у всего есть логическое объяснение, смотрит в глубь вещей. Современные юноши и девушки осознают, что экономика становится информационной и идеи продаются лучше, чем что-либо еще. Есть большая вероятность, что такие дети произведут очередную научную революцию, ведь они уже сейчас готовятся к технопрорыву.
Анализ консалтингового агентства Kepios показывает: в январе 2022 года в мире было более 4,62 млрд пользователей социальных сетей. Последние данные свидетельствуют о том, что девять из десяти человек заходят в соцсети каждый месяц. Это соответствует годовому росту на 10,1 процента, что в среднем составляет более 13 новых пользователей каждую секунду.
Согласно докладу UNICEF за 2017 год, молодежь в возрасте 15-24 лет - большая часть юзеров. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, 18 процентов школьников начинают пользоваться интернетом до шести лет. Как отмечает лаборатория Касперского, 56 процентов несовершеннолетних России проводят все свое время в интернете (в Европе чуть меньше 52 процентов, в США этот показатель достигает 40). В целом 80 процентов российской молодежи проводят в сети около трех часов в день, а каждый седьмой - более восьми.
Согласно Internet World Stats в Узбекистане по состоянию на 2021 год в интернет вовлечено 50,6 процента населения. 60 процентов - молодежь в возрасте до 25 лет. В декабре 2022-го в стране насчитывалось более 31 млн.
По данным Министерства цифровых технологий РУз, в 2022 году наиболее популярными среди социальных сетей и мессенджеров узбекистанцы назвали Telegram, Whatsapp и Instagram. Меньшим спросом пользуются Facebook, ВКонтакте, Snapchat.
Узбекистанцы, в первую очередь молодежь, давно осознали преимущества глобальной сети. Интернет - это окно в мир, его цифровые возможности трудно переоценить, поскольку он позволяет находить, получать, изучать новую информацию, способствует социальному взаимодействию, общению, получению образования, расширяет круг друзей и знакомых. Помогает совершать шопинг, вести бизнес, читать электронные книги, не имея на руках бумажной версии. Для одиноких и лиц с инвалидностью это возможность получать социальную поддержку, несмотря на расстояние.
Думайте критически, кликайте с умом!
Каждый день люди смотрят более миллиарда часов видео на YouTube и почти два млрд из нас сидят в Facebook. Причем многие используют эти платформы в качестве основного источника новостей и информации о мире, которая обычно предоставляется традиционными СМИ и правительствами.
Особую обеспокоенность вызывает глубокая интеграция в пространство подростков социальных сетей. В силу лабильного сознания, нестабильной системы ценностей, иррациональности и юношеского максимализма молодежь зачастую действует непредсказуемо. Именно поэтому молодые люди нередко погружаются в пространство соцсетей, не задумываясь о возможных негативных последствиях таких действий.
Используя социальные сети, подростки общаются со сверстниками разными способами. Они могут просто просматривать свои ленты в Instagram, комментировать пост или отправлять другу мемы, чтобы легко оставаться на связи. Играть в онлайн-игру с друзьями, разговаривать через наушники или общаться в чате. Писать другу, индивидуально или в большом групповом чате. Даже если ребята не разговаривают друг с другом активно, они могут часами общаться в видеочате, имитируя пребывание в одной комнате.
Каждый из этих вариантов социальных сетей предлагает ряд потенциальных преимуществ и недостатков. Например, пассивный просмотр мемов или видео в TikTok избавляет от скуки и доставляет удовольствие. Но из-за отсутствия синхронного взаимодействия и общих межличностных сигналов он не представляет собой прямого социального взаимодействия. С другой стороны, встреча с другом или романтическим партнером в Facetime может больше напоминать личное общение и обеспечивать прочную социальную связь.
Некоторые молодые люди, особенно подростки, могут чувствовать себя более комфортно с помощью текстового общения из-за существующих социальных норм и увеличения времени и пространства для формулирования ответов. Это может способствовать поддержанию социальных связей в более безопасном контексте. Важно отметить, что большинство подростков, вероятно, будут участвовать во многих из этих видов деятельности.
Запретить нельзя, оградить
В Великобритании со 2 сентября 2021 года вступили в силу новые правила защиты детей, которые коснулись соцсетей, стриминговых сервисов и игровых платформ. Они призваны ограничить влияние на поведение детей, к чему относится, например побуждение их проводить больше времени в сети.
Важно обратить внимание на вовлеченность детей и подростков в социальные сети. Ведь постоянное времяпрепровождение в интернете отражается на памяти, познавательных способностях и других чертах личности.
Социальные сети также значительно влияют на сон, физическую активность детей. От них зависит психологическое благополучие подрастающего поколения, а именно самооценка, тревожная и депрессивная симптоматика и прочее. Они провоцируют эффекты поведения от общения в социальных сетях, а также с собеседниками с искусственным интеллектом. Велико их влияние на успеваемость (вовлеченность в образовательные проекты, академическая успешность), а также неуспеваемость (отвлекают от учебы). Есть и другие риски, связанные с цифровизацией общества, с которыми сталкиваются подростки, например кибербуллинг.
Психологи бьют тревогу: зависание подростков в сети опасно для психики. От того, где мы поставим запятую, определяющую смысл фразы «Запретить нельзя оградить», зависит наше отношение к проблеме, понимание ее сути. Наша запятая определенно после слова «нельзя». Здесь повышенная самооценка, социальная поддержка и социальный капитал являются преимуществами, а социальная изоляция и депрессия - недостатками.
Ученые, исследователи и специалисты разных сфер, занимающиеся вопросами и проблемами образования, воспитания и благополучия подрастающего поколения, уделяют большое внимание вопросам безопасного и ответственного поведения в интернете и социальных сетях, создают новые научные направления исследований для разработок и внедрения решений, способных предотвратить возможные угрозы и проблемы использования соцсетей. Научные исследования в этом вопросе помогут расставить верные акценты, смягчить риск их негативного влияния на подростков.
Архиважно системно и серьезно изучать эту проблему, держать руку на пульсе. Следует привлечь к ней как можно больше специалистов: социологов, психологов, педагогов, медиков.
Задачи, которые нужно решить
Сегодня общество осознает: за интернетом будущее. Следовательно, важно идти в ногу со временем, чтобы пожинать плоды научно-технического прогресса. Сделать это реально, если развивать информационную компетентность детей и молодежи, родителей и лиц, их заменяющих, педагогических работников, сотрудников социальной сферы.
Важно предупреждать наших граждан о характере и видах современных информационных угроз, представляющих опасность для здоровья и развития детей, вреде, причиняемом современными средствами массовой коммуникации, о существующих способах его предупреждения и минимизации.
Следует создать и развивать эффективные формы общественного контроля за соблюдением прав детей на информационную безопасность с привлечением родительских и иных общественных объединений. Главная же задача - посредством СМИ и иных электронных средств массовой коммуникации формировать у детей и подростков критическое отношение к информации, распространяемой в интернете.
Крайне важно научить ребят эффективно применять меры самозащиты от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, нежелательных контактов во Всемирной сети.
Интернет должен идти на пользу молодежи. Если преподнести ей основы информационной грамотности, то это будет самое перспективное поколение.
Дилорам Ташмухамедова.
Заместитель председателя Комитета Сената
Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам молодежи, культуры и спорта.