Сегодня корреспондент редакции газеты «Правда Востока» беседует с первым заместителем министра экономического развития и сокращения бедности Илхомом Норкуловым.

- Из-за пандемии коронавируса экономики всех государств мира столкнулись с трудностями. На их решение и преодоление направлено немало усилий и средств. Как удалось переломить ситуацию в позитивную сторону в нашей стране?

- В целях обеспечения функционирования работы отраслей и сфер экономики, а также эффективной социальной поддержки населения в период противодействия распространению коронавирусной инфекции принят ряд Указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, а также постановлений правительства.

Общая сумма принятого в рамках данных документов пакета мер в марте-июне текущего года составила 48,2 триллиона сумов, из которых расходы Антикризисного фонда - 5,3 триллиона, налоговые и таможенные льготы - 1,6, пролонгация кредитов - 24,5, отсрочка налогов и приостановление штрафных санкций - 0,3 триллиона…

На фоне ухудшения эпидемиологической ситуации в мире Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует снижение мировой экономики в 2020 году до 4,9 процента. Однако следует отметить, что принятые в Узбекистане меры по ограничению распространения коронавирусной инфекции позволили избежать резкого спада экономики, наблюдавшегося во многих странах мира. Согласно официальным данным во втором квартале текущего года ВВП США снизился на 9,5 процента, в Японии - на 7,8, в Корее - на 3,3, а в странах Еврозоны и ОЭСР на 11,9 и 1,8 процента соответственно.

В результате принятия антикризисных мер удалось не допустить падения экономики республики. Реальный объем ВВП по итогам первого полугодия текущего года вырос на 0,2 процента. До конца года ожидается рост ВВП страны на уровне 2 процентов.

- Как вы охарактеризуете экономическое положение Узбекистана сейчас?

- Отвечая на этот вопрос, лучше всего привести несколько цифр, чтобы представить картину в целом.

Под влиянием пандемии в первом квартале текущего года доходы бюджета сократились, а расходы увеличились. Денежно-кредитная политика характеризовалось снижением основной ставки Центрального банка с 16 до 15 процентов, проведением операции РЕПО по предоставлению банкам ликвидности в объеме 2,3 триллиона сумов.

Рост кредитования экономики в первом полугодии составил 2,5 процента против 3,8 за аналогичный период 2019 года. В то время как рост кредитов коммерческих банков частному сектору составил 3,4 процента против 4,9.

Карантинные меры в зарубежных странах отразились на снижении импорта на 15 процентов и оказали негативное влияние на объемы экспорта. Потери экспорта в первой половине нынешнего года против аналогичного периода 2019-го оцениваются в 1,8 миллиарда долларов.

В реальном секторе ситуация была неоднозначной. Если, скажем, в промышленной сфере, несмотря на то, что объемы производства имели восстановительный тренд в мае, по итогам первого полугодия промышленное производство сократилось на 1,9 процента, в то же время объем строительных работ возрос на 7,3 процента.

- Какие меры принимаются для оказания помощи уязвимым слоям населения и тем, кто остался без источника дохода?

- Во время пандемии многие лишились источников дохода. Поэтому, чтобы исправить ситуацию и стабилизировать положение, были приняты меры по социальной поддержке населения, увеличению числа получателей пособий, в частности, путем выявления конкретной семьи, нуждающейся в социальной помощи.

Так, к примеру в соответствии с Указом Президента «О дополнительных мерах по материальной поддержке слоев населения, нуждающихся в помощи и социальной защите в период коронавирусной пандемии» от 30 июля 2020 года малообеспеченным семьям выделены средства.

- Впереди главный праздник страны - День независимости. Подводя итоги работы за прошедший период, что вы можете сказать: какие из поставленных задач удалось реализовать, какие еще предстоит решить?

- Итоги за год обычно принято подводить в январе следующего года, когда будут подытожены статистические показатели.

В целом ситуация в экономике была неоднозначной: нужны были дополнительные ресурсы. Данный вопрос решался благодаря спокойной и слаженной работе руководства страны. Своевременно были приняты антикризисные меры по укреплению здравоохранительной системы, всемерной поддержке отдельных отраслей экономики и в целом субъектов реального сектора посредством вливания дополнительных средств в экономику.

Главный результат, которого мы достигли за это время: во-первых, не допустили высокого уровня зараженности людей вирусом, во-вторых, не допустили глубокого экономического спада и резкого снижения уровня жизни населения республики. Конечно, были планы, которые по объективным обстоятельствам пока не реализовали. Например, крупные инвестиционные проекты. Снизился внешнеторговый оборот страны из-за понижения спроса во внешних и внутренних рынках, рост во всех секторах экономики был ниже прог­нозных ожиданий.

Вместе с тем мы с оптимизмом смотрим в будущее. В последующие два года упор будет делаться на углубление структурных реформ, устранение отставаний в экономике и возвращение ее на траекторию динамичного развития.

- Есть ли у Узбекистана антикризисный план на случай, если пандемия усугубит экономическое положение?

- Как бы сильно мы ни хотели скорого окончания пандемии, не исключаем вероятность второй волны Covid-19. Антикризисная программа будет зависеть от того, когда и насколько сильной окажется вторая волна, так как разработка любой меры в первую очередь требует оценки возникающих рисков и имеющихся резервов, необходимых для мобилизации.

- Пострадал и малый бизнес. Расскажите подробнее о действиях, направленных на его поддержку.

- С первых дней введения карантинных ограничений были приняты Указы Президента «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений» от 19 марта 2020 года и «О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии» от 3 апреля 2020 года, предусматривающие широкий спектр помощи предпринимателям в разных аспектах их деятельности. Данная помощь включает в себя поручительства и компенсации на покрытие процентных расходов по кредитам, компенсацию части транспортных расходов, снижение минимальной суммы социального налога для индивидуальных предпринимателей, снижение или же приостановление других видов налогов и обязательных платежей, приостановку запланированных административных проверок и многое другое.

- Как быстро, на ваш взгляд, республика экономически сможет оправиться в постпандемийный период?

- Необходимо отметить, что восстановление экономики не только в нашей стране, но и во всем мире зависит от эпидемиологической ситуации. Достаточно обратить внимание на ежедневное количество новых подтверждаемых случаев болезни.

Возможно, массовая вакцинация сможет вернуть людей к прежнему образу жизни. Тогда деловая активность снова поднимется, и отрасли, наиболее пострадавшие от пандемии, быстро восстановятся.

Вместе с тем пандемия, в том виде, в котором оказывает негативное влияние на экономику Узбекистана, определенно стала прямым вызовом для переосмысления методов и подходов в организации как видов экономической деятельности, так и экономических отношений в ведении бизнеса. Это будет связано в первую очередь с соблюдением гражданами мер предосторожности, что может отразиться на их взаимоотношениях, ограничении передвижения, снижении производительности труда. Усилятся требования к образованию, охране окружающей среды, снижению выбросов загрязняющих веществ, соблюдению санитарных норм и правил на предприятиях и в общественных местах.

Пристального внимания к себе потребуют службы эпидемиологической безопасности, экстренной помощи, сфера здравоохранения и фармацевтика, развитие медицинской науки и подготовка кадров.

Ответом на данный вызов является ускорение структурных изменений в экономике на базе внедрения новых технологий с широким распространением цифровизации не только в экономике, но и во всех сферах общественной жизни страны.

Беседовала
Оксана Малосабирова.