Значительную часть узбекского устного народно-художественного творчества составляют эпосы. Их исполнение - одно из древнейших видов искусства. И феномен его процветания в современном мире сам по себе представляет факт огромного значения для истории культуры. Это творчество передавалось из поколения в поколение, от наставника к ученику, устно на основе традиции «Устоз - шогирд» («Наставник - ученик»), что и стало причиной эпического расширения репертуара: благодаря поэтам-бахши большинство монументальных произведений сохранены практически в первозданном звучании.
Труд бахши сложен, а путь его становления тернист. Здесь нужны не только талант, слух, голос, но и огромные усилия. Необходимо быть мастером и импровизатором слова-рассказа, искусным музыкантом (владеть определенным музыкальным инструментом), сопровождать действия истории мимикой и пластикой. Бахши должен знать жизнь и быт своего народа, культуру, историю родного края. Он обязан владеть словарным багажом, умело использовать все формы народного живого языка, игры слов и их орнаментику. Все это связано с искусством бахши - бахшичилик, имеющим многовековую историю развития.
Основные задачи исполнителей - заинтересовать слушателя напевами, с интересом и привлекательностью вести рассказ. А это требует от бахши-шаира постоянного совершенствования мастерства. Тут же потребуются недюжинные актерские способности, ведь приходится перевоплощаться в каждого из своих героев. А в репертуаре узбекистанских сказителей - героико- богатырские, исторические и романические дастаны, которые вобрали в себя древнейшие культурные традиции, память о становлении народа, его духовный мир и историческую судьбу, гражданские, нравственные и эстетические идеалы.
Дастан рассчитан не просто на устное исполнение. Это в равной мере произведение и прозаическое, и поэтическое, и музыкальное. Только бахши его не читает, а поет в сопровождении домбры или инструментального ансамбля, что создает разнообразные эстетические комбинации, широчайший спектр эмоций, который пробудить не каждому искусству по силе.
Интересно и то, что в дастанах слово, стих, текст несут основную смысловую и художественную нагрузку. Содержание обычно проникнуто идеями патриотизма и гуманизма, преданности и любви, дружбы и братства. И намного естественнее, эмоциональнее звучит в мелодичном исполнении.
Именно поэтому столь большое внимание в республике уделяется данному направлению: славные традиции не просто прославляют Узбекистан во всем мире, но и помогают воспитывать подрастающее поколение в окружении лучших образцов национального наследия. Так, для сохранения творчества сказителей, изучения молодежью древних поэм и воспитания ее в духе национальных традиций, подготовки всемирно известных исполнителей в Нукусе в этом году открылась Школа-интернат оперы и искусства бахши.
Не стоит забывать и о музыкальном форуме, который будет проходить в городе Термезе раз в два года в соответствии с постановлением лидера страны «О проведении Международного фестиваля искусства бахши» от 1 ноября 2018-го. Решение не только создало уникальную площадку для отечественных представителей сферы, но и обратило на них внимание мирового сообщества.
Президент на торжественной церемонии открытия данного фестиваля отметил: «Искусство сказителей-бахши, отражающее национальную самобытность разных народов, их язык, образ жизни, обычаи и традиции, имеет особое значение как неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Эти бессмертные произведения, являющиеся яркими образцами мирового культурного наследия, свидетельствуют об общности исторических корней, благородных идеалов человечества и, естественно, о стремлении всех народов к прекрасному будущему».
Тогда же глава государства подчеркнул, что сохранить и передать будущим поколениям огромное духовное богатство (классическое искусство, редчайшие образцы народного творчества) - благородная миссия для нас, государственных и общественных деятелей, культурной и научной интеллигенции.
- Народный эпос - искусство слова и музыки, без которого в свою очередь нет ни мимики, ни жестикуляции: все здесь вдохновляется напевом, диктуется ритмом, - комментирует бахши, заслуженный артист Республики Узбекистан Урол Маматханов. - Можно сказать, что здесь собраны редчайшие образцы из невероятной по своим масштабам сокровищницы наследия Узбекистана, всей Центральной Азии. Поэтому его исполнительство считается таким сложным. Дастан многоярусный, многослойный. Ты его изучаешь, разбираешь на составные части: слова, мелодию, посыл, эмоции. В каждом дастане используются от пяти до 36 и даже более напевов бахши, которые отличаются музыкальными закономерностями.
Учиться сложно, это требует большого терпения, проб и ошибок. Поэтому так важно, что в прошлом году в Нукусе было начато, а в этом уже закончено строительство Школы-интерната оперы и искусства бахши, которую на днях посетил лидер страны. При учебном заведении, рассчитанном на 150 учащихся, построены общежитие на 50 мест и столовая. Классы оснащены учебными принадлежностями и музыкальными инструментами. В следующем учебном году на конкурсной основе будут приняты учащиеся в 5-7-е классы, а с 2022/2023 учебного года- в 5-й класс 10 учащихся по направлению опера, 20 - по направлению искусства бахши.
Представители с восторгом восприняли новость о приближающихся переменах. Среди них и Урол Маматханов:
- По традиции мастер готовит ученика долгие годы. А подтверждает свою компетентность молодой бахши во время сольного выступления, которое порой длится до нескольких дней, - комментирует он. - Знойное солнце Востока, холодный горный ветер… - ничто не останавливало сказителей, которые прошли этот сложный путь. Но время не стоит на месте: созданы новые методики преподавания. И отрадно, что они не просто замещают старую школу, а взаимодействуют с ней, вбирая лучшее, оставляя на страницах древней истории все то, что потеряло актуальность. Уверен, отдельное учебное заведение выведет направление на фундаментально новый уровень, откроет таланты, которые прежде могли угаснуть, не зная, к кому и куда обратиться, где развивать свой дар.
Ребятам действительно повезло. В новом учреждении для них созданы все условия: будут обучать лучшие мастера- практики, в наличии необходимая техника и инструменты.
Президент осмотрел современный концертный зал на 150 мест и учебные классы школы- интерната. «Главная цель организации таких школ - глубокое изучение нашей истории, культуры, познание самих себя, - подчеркнул лидер страны. - Искусство бахши - великая традиция каракалпакского народа, мы создадим все условия для его развития».
В беседе с представителями сферы и молодежью отмечалась необходимость создания отделений этой школы-интерната в каждом районе, в которых будет обучаться талантливая молодежь из отдаленных регионов. Предложено открыть на базе школы филиал консерватории и подготовить одаренных оперных исполнителей и бахши.
В ходе ознакомления с новым музыкальным учреждением акцент сделан на расширении направлений школы оперы и искусства. К примеру, с учетом международного опыта важную роль в подготовке учащихся к конкурсам республиканского и международного масштабов играют привлечение профессоров- учителей из-за рубежа, организация мастер-классов с их участием.