Значительную часть узбекского устного народно-художественного творчества составляют эпосы. Их исполнение -  одно из древнейших видов искусства. И феномен его процветания в современном мире сам по себе представляет факт огромного значения для истории культуры. Это творчество передавалось из поколения в поколение, от наставника к ученику, устно на основе традиции «Устоз - шогирд» («Наставник - ученик»), что и стало причиной эпического расширения репертуара: благодаря поэтам-бахши большинство монументальных произведений сохранены практически в первозданном звучании.

Труд бахши сложен, а путь его становления тернист. Здесь нужны не только талант, слух, голос, но и огромные усилия. Необходимо быть мастером и импровизатором слова-рассказа, искусным музыкантом (владеть определенным музыкальным инструментом), сопровождать действия истории мимикой и пластикой. Бахши должен знать жизнь и быт своего народа, культуру, историю родного края. Он обязан владеть словарным багажом, умело использовать все формы народного живого языка, игры слов и их орнаментику. Все это связано с искусством бахши -  бахшичилик, имеющим многовековую историю развития.

Основные задачи исполнителей - заинтересовать слушателя напевами, с интересом и прив­лекательностью вести рассказ. А это требует от бахши-шаира постоянного совершенствования мастерства. Тут же потребуются недюжинные актерские способности, ведь приходится перевоплощаться в каждого из своих героев. А в репертуаре узбекистанских сказителей - героико- богатырские, исторические и романические дастаны, которые вобрали в себя древнейшие культурные традиции, память о становлении народа, его духовный мир и историческую судьбу, гражданские, нравственные и эстетические идеалы.

Дастан рассчитан не просто на устное исполнение. Это в равной мере произведение и прозаическое, и поэтическое, и музыкальное. Только бахши его не читает, а поет в сопровождении домбры или инструментального ансамбля, что создает разно­образные эстетические комбинации, широчайший спектр эмоций, который пробудить не каждому искусству по силе.

Интересно и то, что в дастанах слово, стих, текст несут основную смысловую и  художественную нагрузку. Содержание обычно проникнуто идеями патриотизма и гуманизма, преданности и любви, дружбы и братства. И намного естественнее, эмоциональнее звучит в мелодичном исполнении.

Именно поэтому столь большое внимание в республике уделяется данному направлению: славные традиции не просто прославляют Узбекистан во всем мире, но и помогают  воспитывать подрастающее поколение в окружении лучших образцов национального наследия. Так, для сохранения творчества сказителей, изучения молодежью древних поэм и воспитания ее в духе национальных традиций, подготовки всемирно известных исполнителей в Нукусе в этом году открылась Школа-интернат оперы и искусства бахши.

Не стоит забывать и о музыкальном форуме, который будет проходить в городе Термезе раз в два года в соответствии с постановлением лидера страны  «О проведении Международного фестиваля искусства бахши» от 1 ноября 2018-го. Решение не только создало уникальную площадку для отечественных представителей сферы, но и обратило на них внимание мирового сообщества.

Президент на торжественной церемонии открытия данного фестиваля отметил: «Искусство сказителей-бахши, отражающее национальную самобытность разных народов, их язык, образ жизни, обычаи и традиции, имеет особое значение как неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Эти бессмертные произведения, являющиеся яркими образцами мирового культурного наследия, свидетельствуют об общности исторических корней, благородных идеалов человечества и, естественно, о стремлении всех народов к прекрасному будущему».

Тогда же глава государства подчеркнул, что сохранить и передать будущим поколениям огромное духовное богатство (классическое искусство, редчайшие образцы народного творчества) - благородная миссия для нас, государственных и общественных деятелей, культурной и научной интеллигенции.

- Народный эпос - искусство слова и музыки, без которого в свою очередь нет ни мимики, ни жестикуляции: все здесь вдохновляется напевом, диктуется ритмом, - комментирует бахши, заслуженный артист Республики Узбекистан Урол Маматханов. - Можно сказать, что здесь собраны редчайшие образцы из невероятной по своим масштабам сокровищницы наследия Узбекистана, всей Центральной Азии. По­­этому его исполнительство считается таким сложным. Дастан многоярусный, многослойный. Ты его изучаешь, разбираешь на составные части: слова, мелодию, посыл, эмоции. В каждом дастане используются от пяти до 36 и даже более напевов бахши, которые отличаются музыкальными закономерностями.

Учиться сложно, это требует большого терпения, проб и ошибок. Поэтому так важно, что в прошлом году в Нукусе было начато, а в этом уже закончено строительство Школы-интерната оперы и искусства бахши, которую на днях посетил лидер страны. При учебном заведении, рассчитанном на 150 учащихся, построены общежитие на 50 мест и столовая. Классы оснащены учебными принадлежностями и музыкальными инструментами. В следующем учебном году на конкурсной основе будут приняты учащиеся в 5-7-е классы, а с 2022/2023 учебного года- в 5-й класс 10 учащихся по направлению опера, 20 - по направлению искусства бахши.

Представители с восторгом восприняли новость о приближающихся переменах. Среди них и Урол Маматханов:

- По традиции мастер готовит ученика долгие годы.  А подтверждает свою компетентность молодой бахши во время сольного выступления, которое порой длится до нескольких дней, - комментирует он. - Знойное солнце Востока, холодный горный ветер… -  ничто не останавливало сказителей, которые прошли этот сложный путь. Но время не стоит на месте: созданы новые методики преподавания. И отрадно, что они не просто замещают старую школу, а взаимодействуют с ней, вбирая лучшее, оставляя на страницах древней истории все то, что потеряло актуальность. Уверен, отдельное учебное заведение выведет направление на фундаментально новый уровень, откроет таланты, которые преж­де могли угаснуть, не зная, к кому и куда обратиться, где развивать свой дар.

Ребятам действительно повезло. В новом учреждении для них созданы все условия: будут обучать лучшие мастера- практики, в наличии необходимая техника и инструменты.

Президент осмотрел современный концертный зал на 150 мест и учебные классы школы- интерната. «Главная цель организации таких школ - глубокое изучение нашей истории, культуры, познание самих себя, -  подчеркнул лидер страны. - Искусство бахши - великая традиция каракалпакского народа, мы создадим все условия для его развития».

В беседе с представителями сферы и молодежью отмечалась необходимость создания отделений этой школы-интерната в каждом районе, в которых будет обучаться талантливая молодежь из отдаленных регионов. Предложено открыть на базе школы филиал консерватории и подготовить одаренных оперных исполнителей и бахши.

В ходе ознакомления с новым музыкальным учреждением акцент сделан на расширении направлений школы оперы и искусства. К примеру, с учетом международного опыта важную роль в подготовке учащихся к конкурсам республиканского и международного масштабов играют привлечение профессоров- учителей из-за рубежа, организация мастер-классов с их участием.